У Инфантино и Чеферина просто не было выбора: или пойти на конфликт, рискуя развалить УЕФА и ФИФА, или ограничиться такими временными оперативными мерами против России

Чем ближе конец сезона, тем больше российские любители футбола задаются вопросом: а что дальше, когда состоится, и состоится ли, возвращение наших клубов и сборной в международные турниры? Сегодня мы продолжаем разговор об этом с почетным президентом РФС, человеком, много лет проработавшим в руководящих международных футбольных органах ФИФА и УЕФА. Увы, он теперь убежден, что выражение «Спорт вне политики» - это заблуждение, которое давно опровергнуто практикой.

 

Нынешние санкции носят оперативный, а не уставной характер

- Как оцениваете санкции, применимые в отношении российского футбола?
- Совместные санкции от ФИФА и УЕФА носят оперативный характер. Они не связаны с нарушениями со стороны РФС. Главная их причина - политическая обстановка. Представьте: ряд клубов, которые могли бы попасть в финал Лиги чемпионов, проводимый в Питере, отказались бы ехать в Северную столицу. В соответствии с уставом УЕФА мог присудить им техническое поражение.
- И что бы случилось?
- УЕФА просто бы развалился! Ведь что такое финал Лиги чемпионов? Это колоссальные обязательства перед рекламодателями, спонсорами, болельщиками и национальными ассоциациями. Поэтому, с моей точки зрения, УЕФА был вынужден прибегнуть к таким оперативным мерам. Иначе от спонсоров и рекламодателей выставили бы такие штрафы, что организация могла обанкротиться. Я уже не говорю про то, что Чеферина тут же переизбрали бы с поста президента УЕФА, поскольку он выступил бы против большинства стран Европы. Поэтому, на мой взгляд, решение (о переносе финала из Санкт-Петербурга) было связано со здравым смыслом, исходя из сложности конкретной ситуации.
То же самое касается стыковых матчей сборной России с Польшей и Швецией. Когда их представители заявили, что ни в коем случае не будут играть в нашей стране, Инфантино стал перед выбором: или поставить ФИФА на грань развала, или принять такие ограничительные меры против России. Так что здесь все решения были приняты не с позиции устава, а диктовались здравым смыслом.
- Неужели поляки и шведы могут управлять процессом по принципу: с кем хотим, с тем и играем?
- Не надо здесь сводить к каким-то ультиматумам: они лишь действовали с той политической логикой, которая существовала в тот момент в Европе. Нам всё кажется, что спорт - вне политики. На самом деле это всё заблуждение, которое давно уже опровергнуто практикой. Футбол в Европе - это продолжение политической деятельности правительств, государств и Евросоюза в целом.

 

С Югославией в начале 90-х была иная ситуация

- Можно ли сравнить подобную дисквалификацию с той, которой подверглась Югославия в начале 90-х годов?
- Насколько я помню, там шли боевые действия, прежняя Югославия как государство перестала существовать и потому потеряла право играть на турнире чемпионата Европы 1992 года. Здесь ситуация иная.
- Почему же дисквалификация югославских клубов из еврокубков длилась около трех лет?
- Этого я уже не помню, поэтому не возьмусь рассуждать. Могу лишь сказать, что наша еврокубковая дисквалификация принята по аналогии с ситуацией со сборной. Решение такое: временно запретить российским клубам участвовать в соревнованиях, проводимых под эгидой ФИФА и УЕФА. Конкретную команду «Спартак» устранили именно с такой формулировкой.

 

Финансовый ущерб сборной и клубов - повод для CAS

- Наверное, в результате продолжающейся дисквалификации больше пострадают клубы, которых затронет не только прямое воздействие санкций, но и отъезд легионеров?
- Сборная пострадает в меньшей степени. А вот клубы понесут прямой ущерб из-за потери легионеров и большого количества материальных средств, которые они получают в еврокубках. Это одна из составляющих бюджета каждого клуба. Понятно, что неполучение этих денег скажется негативно на финансовом положении клубов. Я уже не говорю о том, что у легионеров уменьшится стимул здесь играть. Потому многие уже в связи с санкциями и отсутствием связи с Европой уехали из России.
Клубы пострадают больше, но национальную команду это тоже коснется, поскольку неучастие в финальных турнирах чемпионата мира и Европы также обернется финансовыми потерями, плюс ко всему - ежегодные выплаты, бонусы от ФИФА и УЕФА будут приостановлены. Так что общие финансовые потери сейчас серьезные (поэтому РФС и делает акцент в обращениях в СAS на понесенном ущербе. - Ред.).
- Как полагаете, насколько долго это может продлиться?
- Это связано с тем, когда закончится спецоперация на Украине. Если даже главнокомандующий не намекает на сроки, то что я могу здесь сказать? Чем быстрей это произойдет, тем быстрей будут восстановлены наши права. Я могу лишь связывать вещи логичным образом.

 

Переход в Азию - это добровольное понижение в классе, деньгах и престиже

- Как вы оцениваете разговоры о том, что Россия собирается покинуть УЕФА и войти в Азиатскую конфедерацию? Эта идея имеет право на жизнь как выход из сложившейся ситуации? И как вы считаете, это спасение или тупик?
- Я считаю, что это полнейшая глупость. Человек, который это предложил, вообще не понимает, как осуществляется переход из одной конфедерации в другую, что такое ФИФА, УЕФА и АФК, какие здесь привилегии и в чем состоит выигрыш. Для понимания ситуации нужно вспомнить разницу между классом «А» и «Б». Получается, что мы добровольно хотим перейти в тот класс, который хуже. Денег нет, перелеты огромные, престиж меньше. Поэтому данный вопрос не стоит того, чтобы его обсуждать.
- Не секрет, что между вами и бывшим президентом киевского «Динамо» и ФФУ Григорием Суркисом были дружба и взаимоуважение. Не секрет, что в честь вас он назвал своего сына. После 24 февраля отношения изменились?
- Просто стали меньше общаться. Мы и раньше разговаривали преимущественно по телефону. Встречались в основном на конгрессах ФИФА и УЕФА. Поскольку последние два года конгрессов не было из-за пандемии, естественно, не виделись. Время от времени обменивались какими-то соображениями по поводу европейского футбола, по нашим домашним делам и прочее. Вот такое обычное наше общение. Возможно, не такое крепкое, как раньше.

 

Какой же это лимит, когда в заявке из 25 игроков - 13 иностранцы!

- На фоне всех этих событий не кажется ли абсурдным принятое решение по увеличению разрешенного числа легионеров в клубах РПЛ?
- Есть такое. Я неоднократно выступал и высказывал свое мнение по этому поводу. У нынешних руководителей РФС может быть свое видение. Какой это лимит, когда количество легионеров больше, чем количество доморощенных футболистов! 13 иностранцев и только 12 футболистов, которые могут играть за сборную России. Шесть россиян на поле - это я еще могу понять. Всё остальное - это лукавство и отход от лимита. Я предлагал сделать следующее: убрать слово «лимит» из футбольного лексикона. А в регламенте по допуску записать, что каждый клуб должен из 25 игроков иметь пять доморощенных, выходцев из детских спортивных учреждений, еще 12 имеющих право играть за сборную России и - все остальные. Понятно, что моя позиция не была учтена при принятии решения. Но что уж теперь поделать?
- Может, здесь, наоборот, присутствует дальновидность РФС и взгляд в будущее, когда после санкций появится возможность привлекать легионеров, особенно - в еврокубках?
- Сейчас не надо выдавать желаемое за действительное. У нас теперь никогда не будет такого количества денег, которое существовало прежде. Время, когда можно было зарплату выплачивать миллионами, закончилось. И еще мы долго будем выходить из этого санкционного режима. Придется ужимать все бюджеты, в том числе и региональные. Мы не скоро вернемся к прежнему. Если вообще вернемся. Поэтому подобную тему стоит забыть.
- Как вам «Краснодар», «Рубин» и «Ростов» без легионеров?
- Очень жаль. Когда мы говорим о соблюдении спортивного принципа, то подразумевается и равенство условий. Когда из «Краснодара» уходят восемь человек, а в ЦСКА приходят четверо, какое же это равенство? Для клубов это - огромная потеря. Мы видим, как «Рубин» кувыркается…

 

Не будет еврокубков - надо расширять РПЛ

- Возникла идея расширения РПЛ до 18 команд. Насколько это сейчас актуально, с вашей точки зрения?
- Если мы не будем играть в еврокубках в сезоне-2022/23, я считаю, что расширение надо делать обязательно. Можно даже подумать и о 20 клубах. А то получается, что 16 команд будут полгода играть и столько же времени дурью маяться. Хотя, конечно, нужно просчитать экономику. Тот же Федун говорил, что поездка «Спартака» в Оренбург обойдется ему в 30 млн. рублей.
- Не станет ли наш чемпионат слабее?
- Нет. У нас разницы в мастерстве с 12-й до 16-й команды РПЛ и с 1-й до 4-й в ФНЛ практически никакой. Другой важнейший вопрос - это финансирование.
- Неизбежно возникнет вопрос другого плана - о соответствии клубов критериям РПЛ, с чем возникали проблемы в последние годы…
- Это очень важно. Есть лицензирование и критерии: спортивные и финансовые. И я бы их не отменял.

 

Что нам дадут клубы из Белоруссии и Казахстана?

- Снова пошли разговоры о включении в российский чемпионат клубов из стран Белоруссии и Казахстана. Как вы относитесь к этой идее?
- (Смеется.) Я всегда к этому относился отрицательно. Надо заниматься своим делом: клубами, школами и академиями. Что нам дадут эти клубы? Прибавят имидж или престиж? Составят сильную конкуренцию? Кроме неразберихи, обострения отношений, в том числе - на уровне межгосударственных, они ничего не принесут. Ведь это разные системы финансирования, проведения соревнований, психологии у людей. Кто будет организовывать эти соревнования, судить? Как летать, условно говоря, в Алма-Ату и сколько это будет стоить? Здесь просто проглядывают попытки уйти от насущных проблем футбола. Все эти разговоры о лимитах, расширении и включении мне напоминает попытки уйти от коренных вопросов. Бла-бла-бла, как говорится…
- А как отнеслись к разговорам о том, что РФС в отместку УЕФА может включить снова крымские клубы в наш чемпионат?
- Я к этому отношусь крайне отрицательно как человек, знающий уставы ФИФА и УЕФА. Мы тут же, как только дадим повод, на следующий день будем исключены из всех организаций за нарушения существующих уставов.
- Поговорим теперь о спортивных вещах. До того, как случилась дисквалификация, «Зенит» успел вылететь сначала из Лиги чемпионов, а затем из Лиги Европы. Не удивило ли такое выступление ­команды?
- Нет, конечно. Меня вообще ничего не удивляет в нашем футболе. В предыдущие годы только «Краснодар» случайно вышел в стадию плей-офф. Остальные всё проигрывали и про­игрывали. Не случайно с 6-го места в рейтинге УЕФА мы уже откатились на 10-е.

 

Сегодняшний футбол в РПЛ мне нравится

- Какое впечатление производит чемпионат России на весеннем отрезке?
- Несмотря на отъезд легионеров, большинство игр мне нравится. Многие команды стараются играть в современный футбол, что оставляет позитивное впечатление. Эта тенденция контроля мяча, начиная от своей площади и до ворот соперника, превалирует над принципом «бей-беги». Много чего не получается, не хватает технической оснащенности футболистов, но сегодняшний российский футбол меня радует.
- Как вы оцениваете решение о моратории на вылет из РПЛ? Клубы просили, но РФС не поддержал…
- При условии расширения класса сильнейших я за то, чтобы 15-я и 16-я команды РПЛ сыграли переходные матчи с 3-й и 4-й из ФНЛ. Тогда был бы соблюден спортивный принцип. Последние два клуба РПЛ должны побороться за места в элите.


«Зенит» - самый растущий клуб России

- Вас не удивляет, что конкуренция в борьбе за чемпионство, по крайней мере, до прошедшего тура, существовала?
- Честно говоря, удивлялся, хотя «Динамо» преобразилось. «Зенит» в России - самый растущий клуб, в котором выстроена управленческая система, нет никаких противоречий между этажами власти, тренерами и руководителями клубов. Мы видим что питерская команда играет в интересный футбол. Особенно когда бразильцы находятся в хорошей мотивации. Когда мы этого не видим, то они превращаются в обыкновенных футболистов. Отсюда и вылет из Кубка, хотя я считаю, что поражение от «Алании» - это проигрыш тренеров. Конечно, «Зенит» - фаворит чемпионата России. Большего ожидал от ЦСКА…
- От этой команды ожидали изначально больше всего конкуренции. Чем можете объяснить то, что армейцы «сдулись»?
- Я не знаю, какие процессы происходят в ЦСКА, а слухи комментировать не хочу. Роль Гинера раньше была колоссальна в успехах этого клуба. Какова сейчас его роль, является ли он реальным или номинальным руководителем, мне неизвестно. Я вижу одно: пришедшие легионеры, которые прекрасно подготовлены, играют с каждой игрой всё хуже и хуже. И здесь вопросы - к руководству клуба.
Вадим ФЕДОТОВ.

Футбол «Зенит» ФК Колосков Вячеслав
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

9 января