СОЛТ-ЛЕЙК-СИТИ-2002. От первого лица

На счету Андрея Николишина две Олимпиады. Первая, в Лиллехаммере, ему медалей не принесла, а на второй, в Солт-Лейк-Сити, он вместе с партнерами по сборной довольствовался бронзой.

 

Чиновникам из ФХР было трудно смириться, что игроки больше не крепостные

- Андрей, отношения между игроками НХЛ и ФХР в те годы были на грани постоянного конфликта. Для вас когда-нибудь стоял вопрос, выступать за национальную сборную или нет?
- Нет, никогда. Конфликт между людьми, тогда работавшими в федерации, и хоккеистами возникал по одной причине: первые никак не могли смириться с тем, что ребята уже не крепостные, а свободомыслящие, имеющие право высказывать свое мнение. Из-за этого возникали все инциденты. Хотя вина, наверное, ложилась на обе стороны. Ребята тоже где-то перегибали палку! Но я в этом не участвовал. Когда приглашали в сборную сыграть за свою страну, всегда приезжал.
- Перед началом Олимпиады возникла такая же ситуация, как и Лиллехаммере: два главных тренера - Михайлов и Фетисов. На это как-то обращали внимание?
- Я всегда говорил, на том же Кубке мира-1996, Михайлов не даст соврать, что игроки не имеют права выбирать тренера, как тогда происходило. Федерация назначает наставника, хоккеисты должны биться за страну. А кто ими руководит - не их дело. Кого назначили - того назначили. Фетисова - так Фетисова, Михайлова - так Михайлова!
- Но все-таки, наверное, Фетисов тогда был идеальной кандидатурой, с учетом того, каким авторитетом он пользовался среди игроков всех поколений?
- Да, тем более что он уже имел определенный тренерский опыт в «Нью-Джерси». Но не было никакой координации между ФХР и нашим тренерским штабом. Много всяких историй приходит на ум. Например, когда я с семьей прилетел в Солт-Лейк-Сити, нас никто не встречал. Благо английским владел, договорился с американскими спортсменами. Они взяли нас к себе в автобус и довезли: родных до гостиницы, меня - до Олимпийской деревни. Такие накладки.

 

О сыгранности говорят дилетанты - это стереотипы советских времен

- Как тогда относились клубы к участию в Олимпиаде игроков из НХЛ, например, ваш «Вашингтон»?
- Не было проблем. Игры ведь проходили в Америке. Опять же популяризация хоккея в мире. Может, поэтому проще шли переговоры с лигой, да и логистика была удобной для хоккеистов НХЛ. 12 февраля мы закончили играть в чемпионате, а 14-го начался олимпийский турнир. Все достаточно быстро и четко.
- Да, перерыв был минимальный. Малахов прилетел только вечером, перед первой игрой с белорусами.
- Ну и что? Мы же профессионалы, привыкли так играть. Сегодня выступаешь в одной команде, после обеда - уже в другой, на другом конце Америки. Обменяли. Обычная практика.
- Но при этом ни о какой сыгранности речи не идет.
- О сыгранности говорят дилетанты. Стереотипы наших советских времен, когда мы годами сидели на сборах и оттачивали мастерство - в пятерках, тройках. Если ты профессионал, тебе все равно, с кем выходить на лед. Это уже задача тренера - подобрать правильную «химию» в сочетаниях, определить, кто за что отвечает, расставить приоритеты, чтобы игроки четко знали свои роли и умели их выполнять.
- А вы представляли, в какой хоккей будете играть, что Фетисов хочет от команды?
- Конечно. Я, например, отлично знал свою роль в команде. Мне сразу Фетисов сказал: «Ты выходишь на все вбрасывания в нашей зоне. Неважно, чье звено на льду». Так и происходило, потом менялся по ходу. Плюс меньшинство. Я не гнался за очками, за большинством. У меня была своя задача, старался ее исполнять на самом высшем уровне.
- Перед Солт-Лейк-Сити у сборной, составленной из звезд, случился провал на чемпионате мира-2000 в Петербурге. Не было опасения, что и на Олимпиаде ситуация повторится?
- Да, в Петербурге были собраны почти все сильнейшие наши игроки. Но их роли не были распределены… На ребятах, безусловно, тоже вина лежит. Они приехали домой, у нас давно не проходил чемпионат мира. Им хотелось показать себя с лучшей стороны, когда стадион заполнен, а на трибунах - друзья и родственники. Все побежали забивать, получили по заднице и бесславно закончили турнир.

 

Хабибулина после первого матча откачивали врачи

- Насколько атмосфера в Солт-Лейк-Сити отличалась от первой вашей Олимпиады - в Лиллехаммере?
- Олимпийская деревня такая же. Просто меры безопасности ужесточили. В Норвегии намного проще все было, а в Солт-Лейк-Сити жили в какой-то бывшей тюрьме, несколько кордонов охраны требовалось пройти.
- Правда ли, что после первого матча с белорусами Хабибулин потерял сознание то ли от перенагрузки, то ли от обезвоживания?
- Да. Это влияние среднегорья. У него просто обезвоживание организма произошло. Его откачивали, доктор над ним колдовал.
- А на вас среднегорье как-то повлияло?
- Конечно, не только на меня - на всех. Когда на такой высоте находишься, начинаешь задыхаться, нехватка кислорода ощущается. На третий-четвертый день наступает пик акклиматизации.
- Первое серьезное испытание нашу команду ждало в четвертьфинале против сборной Чехии. Все держали в уме финал Нагано, где чехи были сильнее 1:0, но в Америке в Хабибулина вселился дух Гашека?
- Не знаю. Но то, что у нас были реваншистские настроения, бесспорно. Правда, данная победа с нами злую шутку сыграла. Мы эмоционально опустошились. Посчитали, что она стала венцом нашего участия в Олимпиаде.
- Причем у чехов тогда была очень сильная сборная. Вслед за победой в Нагано они выиграли три чемпионата мира подряд.
- Да, у них собралась плеяда хороших игроков с сильными лидерами, вратарем. Но на тот момент у всех команд «большой шестерки» составы были топовыми. И североамериканцы, и все четыре европейские команды оказалась переполнены ребятами, которые могли решать исходы матчей.
- У чехов было большое преимущество по броскам в этой встрече. Закономерно?
- На мой взгляд, в четвертьфинале чехи выглядели лучше. Я могу только снять перед ними шляпу! Но победа осталась за нами. Сумели и гол забить, и в меньшинстве выстоять. Но, повторяю, с нами злую шутку сыграло то обстоятельство, что мы возвели встречу с ними в ранг решающей. Поэтому и получились два таких провальных периода с американцами.

 

Будь на нашем месте американцы, им бы тоже гол-фантом не засчитали

- Есть ли еще какое-то объяснение тотального преимущества американцев в первом и втором периодах полуфинала кроме эмоционального опустошения после четвертьфинала?
- Психологически и морально мы не были готовы… Сложно даже объяснить. Это такая тонкая материя… Посчитали, что матч с чехами был очень важным. Дали волю эмоциям! У нас тогда еще состоялся совместный командный ужин, там бурно радовались. Не то чтобы выпивали, но просто расслабились. А следовало себе сказать: мол, сегодня выиграли, идем дальше - впереди американцы. Но не сумели! Поэтому в игре с хозяевами очень долго не могли собраться в единый кулачок, а когда собрались - уже 0:3 горели! Дальше началось героическое спасение, но что получилось, то получилось.
- Какой вы придерживаетесь версии по поводу гола-фантома Самсонова - был он или нет?
- Я придерживаюсь мнения, что история не имеет сослагательного наклонения. Не засчитали и не засчитали! Это надо принять как должное, что я уже давно сделал. Понятно, что обидно, жалко и можно сейчас говорить все что угодно...
- Как-то вам объяснили, почему арбитры не стали пересматривать этот момент?
- Они просматривали. Просто тогда не имелось такого количества камер за воротами, как сейчас. Нельзя пенять на судей! Будь на нашем месте американцы, арбитр принял бы такое же решение и не засчитал бы гол.

 

Канадцы не выглядели по игре чемпионами. Все могло качнуться в пользу любой сборной

- На белорусов, наверное, всю злость за поражение в полуфинале выплеснули?
- Белорусы прыгнули в четвертьфинале выше головы - обыграли шведов, историческое достижение. И психологически не смогли собраться на битву за бронзу. Поэтому для нас матч сложился достаточно легко, в одну калитку - 7:2.
- Если брать в целом итоги Олимпиады, логично, что именно Канада стала олимпийским чемпионом? Была ли она сильнее всех на том турнире?
- По игре точно нет. Все шесть сборных могли стать олимпийскими чемпионами. Те же шведы канадцев «вынесли» в группе 5:2. Финны нас обыграли на групповом этапе. Все могло качнуться и туда, и сюда. Какие-то нюансы решали исход матчей.
- Состоялось ли какое-то чествование команды как бронзовых призеров? Или сразу разъехались по своим клубам в НХЛ?
- У нас чемпионат через пару дней возобновлялся, поэтому быстренько разлетелись. Что же касается всяких увеселительных заведений, то тогда впервые появился «Русский Дом». Там один раз побывал за весь турнир, помню, еще с Владимиром Соловьевым познакомился.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

Хоккей Николишин Андрей
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

25 ноября