СКА в лицах

Лучшие годы Игоря Власова прошли в ленинградском СКА, за который он выступал семь сезонов. Вместе с командой он добыл бронзовые медали в сезоне-1986/87. Как армейцы шли к успеху и каким ему запомнился Олег Знарок, с которым они вместе начинали карьеру в Челябинске? Об этом - во второй части интервью Власова.

 

Тихонов хотел взять нашу тройку в сборную целиком

- Игорь, В Питере до сих пор идут споры, кто внес наибольший вклад в бронзу 1987 года - Михайлов или Шилов. Вы за кого?
- Мне кажется, их вклад - равный. Вот Пучков, с которым я работал в Швеции, в клубе «Кируна», не воспользовался тем, что построил. Так же и Михайлов не успел пожать плоды в СКА. Но и вклад Шилова обязательно есть. Они разноплановые, однако базу Борис Петрович закладывал. Коллектив стабилизировался, ребята оперились, созрели для результата.
- СКА постепенно поднимался по турнирной лестнице. Вы понимали к 1987 году, что уже созрели для больших задач?
- У нас неплохо начался сезон, хотя особых задач никто не ставил. Не помню, чтобы на собраниях говорили: «Давайте возьмем какие-то медали». Но вроде набрали ход. И местные питерские ребята - Коля Маслов, Серега Черкас - хорошие слова нашли на собрании. «Может, пацаны, попробуем побороться, раз масть идет?». «А давайте, почему бы и нет?» Так и получилось. Можно сказать, что нас это собрание сплотило, хотя вроде бы и не очень монолитный коллектив был.
- Для вас бронзовый сезон - лучший в карьере?
- Да.
- Сложились звезды, что вы «выстрелили» в тот год, или это было последовательное развитие карьеры?
- Мне кажется, я до сих пор развиваюсь, чем старше становлюсь - тем лучше (смеется). Думаю, в Швеции вырос еще как игрок. Может, потому что не наблюдалось такого раньше у нас, в Союзе. Вы, мол, должны любой ценой победить - давления со всех сторон. Там отсутствовали накачки. Говорили: играйте в свое удовольствие, наслаждайтесь тем, что делаете.
- Но ведь в сезоне 1986/87 вы находились в шаге от попадания в сборную СССР - определенное достижение в карьере.
- В итоге приглашали только во вторую сборную. А в первую, говорят, Тихонов хотел взять целиком нашу тройку. Но я получил травму на предсезонном турнире на призы «Советского Спорта». В итоге Волгин с партнерами поехал, а я - нет. Видимо, не судьба.

 

Цветков шутил по ходу «бронзового» сезона: «Видеомагнитофоны уже обещаны, все нормально!»

- Какие, кстати, у СКА сложились отношения с ЦСКА? Москвичи вас воспринимали как «младшего брата»?
- Не знаю. Общался с некоторыми игроками ЦСКА, когда они приезжали в Питер: с Игорем Стельновым, Лехой Гусаровым, Славой Быковым. Иногда с Серегой Макаровым парой слов могли перекинуться… Но мы всегда давали бой чемпионам, даже выигрывали.
- Да, СКА какие бы результаты ни демонстрировал, как минимум одну игру у одноклубников за сезон «брал».
- Не знаю, почему так происходило. Но мне всегда нравилось играть против сильнейших - становишься лучше. Ощущаешь уровень, мастерство, и сам все делаешь лучше, глядя на соперников.
- Тогда казалось, что СКА может еще прибавлять и прибавлять. Для себя задавали вопросы, почему все пошло наоборот, на снижение?
- Мне кажется, что всегда тяжело удержать какой-то высокий результат. Сложная задача. Ну и, конечно, ребята были обижены после «бронзового» сезона - много ведь чего обещали! Помню, Цветков шутил по ходу чемпионата: «Так, ребята, все нормально. Видеомагнитофоны нам уже обещаны!» Все - ха-ха и с хорошим настроением погнали. Потом эти видеомагнитофоны все-таки выдали, точнее, мы их купили. Еще какие-то книжки, и все! Остальное осталось на бумаге.
- СКА в те годы не баловали зарубежными поездками. А какая вам запомнилась?
- Турне по Америке. Как раз после «бронзового» сезона. Это была очень противоречивая поездка. Во всех планах.
- Почему?
- Во-первых, обида, что мы там плохо выступили, проигрывали с двухзначным счетом. Неприятное ощущение до сих пор свербит. Поехали ведь совершенно неподготовленными. Никто не знал, что мы будем встречаться с олимпийской сборной США. Сказали: поедете играть со студентами. Ну, студенты, и студенты. Их-то мы уж обыграем (улыбается).

 

Могли закрыть крышку гроба «Вашингтону», но свой шанс упустили

- Не вышло.
- Увы. Потом, когда железный занавес открылся, мы были первой делегацией после окончания «холодной войны». Все было интересно. Разные города, полные стадионы. Много впечатлений. Начали неплохо, где-то ничья, где-то в одну шайбу проигрывали. Но в дальнейшем у нас половину команды «переколотили», пришлось играть в 2,5-3 звена. Кому нравится проигрывать с двухзначным счетом?
- Вас не пытались «вербовать» в этой поездке в клубы НХЛ?
- Понятно, что разговоры велись, но тогда нельзя было, табу. Путь, который выбрал Могильный, - это не для меня. Я побоялся, не мог такого сделать. Да и воспитывались мы по-другому.
- Но был же в вашей карьере матч с НХЛ, когда «Вашингтон» приезжал в Ленинград в 1989 году. Не боялись энхаэловцев?
- Нет, все нормально. Было ощущение, что они - такие же, как и мы. Но матч вышел странный. Так здорово все сначала пошло. Повели в счете. Был момент, когда просто могли закрыть крышку гроба для «Кэпиталз». В большинстве были моменты - только забивай в пустые ворота! Но кто-то не отдал, кто-то чего-то не сделал.
- Обидно.
- Если бы достигли преимущества в три шайбы, то выиграли бы матч. Но скомканный конец, и - 4:5! Американцы превосходили нас в игровом плане. Да и умение вытаскивать матчи у них лучше развито.

 

Белошейкина называли «Ручечник»

- Это, кажется, был один из последних матчей Белошейкина за СКА в профессиональном хоккее. Уже догадывались, как его судьба дальше сложится?
- Да, конечно. Жалко его. Классный, уникальный парень. У него и руки, кисти вратарские, напоминали ловушку. У него даже кличка была «Ручечник». Наши, немаленькие, ладошки утопали при рукопожатии с ним.
- Не прошел Евгений испытание медными трубами? Почему карьера покатилась под откос?
- Не знаю, поговаривают разное. Но точной информации у меня нет.
- А с Олегом Знароком успели познакомиться в Челябинске?
- А как же! Сколько вместе тропинок протоптано - убеганий со сборов и всего прочего. Олег - классный!
- В молодости такой же был веселый?
- Круче. Кажется, сейчас немного устаканился. Я вообще не представлял, что он будет тренером, судя по тому, какие мы были. Человек-прикол! С ним было очень весело во всех отношениях. Неординарная личность, такие и становятся великими.
- Что вспоминается из совместных приключений?
- Олег очень здорово владел клюшкой одной рукой. Для меня это высший пилотаж! Сложнейший элемент! Я его сам только потом освоил. Но наш главный тренер в «Тракторе» Геннадий Цыгуров категорически запрещал ему такой трюк! И для большей убедительности однажды примотал перчатку изолентой к клюшке.
- Жестоко.
- И вот идет Олег в обводку, изящно вынимает руку из краги и дальше полетел! Показал, что и так могу! Красава! Мы от смеха умирали! Но Цыгурову не нравилось.
- Казалось, что пижонит Олег.
- Даже не знаю, а для меня - так наоборот. Те хоккеисты, которые умели вести шайбу одной рукой, - это загляденье.
- В Челябинске, как я понимаю, у вас была веселая молодость.
- Молодость и в Питере веселая. А Челябинск? Тогда игроки из этого города были нарасхват. Если вспомнить мою команду, кажется, все профессионалами стали.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

Хоккей ХК СКА Знарок Олег Власов Олег
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

26 декабря