БАСКЕТБОЛ. БК «Зенит». Смотрите, кто пришел!

В прошлом сезоне петербургский «Зенит» остановился в шаге от «Финала четырех» Евролиги. Надежды на повторение результата (как минимум) вновь, прежде всего, связаны с испанским тренером Хавьером Паскуалем. Впрочем, ему будет на кого опереться даже после Кевина Пангоса.
Летом петербургский клуб удивил мощной селекцией, где выделяется очередное возвращение в Петербург Сергея Карасева, сына известного баскетболиста и тренера Василия Карасева. За плечами Карасева-младшего в 27 лет - бронза лондонской Олимпиады и три сезона в НБА. А последние два сезона он провел в «Химках», которые летом снялись с чемпионата ВТБ из-за финансовых проблем.

 

Здесь не НБА - клуб в любой момент может объявить себя банкротом

- Сергей, вероятно, прошлый сезон в «Химках» - самый трудный в вашей карьере. Как выживали, когда стало понятно, что зарплаты задерживают на неизвестный срок?
- Мы боролись ради себя и болельщиков, которые приходили на матчи. Финансовая часть важна. Но мы живем этой игрой: выходя на площадку, получаешь удовольствие, адреналин. Не могли опустить руки и просто так сдаться! На матчах, тренировках также все выкладывались и ждали, что все наладится.
- Наверное, большая разница с НБА, где человек, подписав десятилетний контракт, уверен, что ему со стопроцентной гарантией выплатят все до последнего цента.
- Да, но у нас и десятилетних контрактов не может быть. На самом деле, не только в России, но и в любой стране Европе, ты никогда не застрахован - клуб в любой момент может прекратить финансирование и объявить себя банкротом. Мне кажется, в таких ситуациях самое главное не опускать руки и ни в коем случае не сдаваться: продолжать работать, тренироваться и всячески помогать команде остаться на плаву. Это единственная возможность.
- В «Зените», на ваш взгляд, все стабильно?
- Думаю, да. И, когда туда переходил три года назад, после возвращения из НБА, и сейчас. Никаких проблем в этом плане возникнуть не должно.
- Можно ли Паскуаля сравнить с тренерами «Кливленда» или «Бруклина», где вы играли?
- Трудно сравнивать. Европейский тренер отличается от североамериканского. В Старом Свете он отвечает за все, очень важное звено. А за океаном все решают, скорее, баскетболисты.
- Можно ли сказать, что игрок за океаном имеет большую свободу на площадке?
- Сто процентов. Игроки, особенно суперзвезды, имеют на площадке абсолютную свободу. Но, в тоже время, они должны приносить результат, а команда - побеждать. В Европе больше акцент идет на тактику, командную игру.
- Насколько вас изменила НБА?
- Изменила в том плане, что стал заметно сильнее. Чтобы выступать в НБА, надо быть очень физически одаренным и постоянно улучшать свои кондиции. Баскетбол гораздо быстрее, у игроков больше свободы, поэтому всегда и счета такие большие.
- А как человека?
- Тоже. Я ведь уезжал в 19 лет, один. В Америке произошло мое становление как личности, вне площадки. Началась взрослая жизнь, сам отвечаешь за свои поступки, принимаешь самостоятельные решения. Требовалось самому организовывать свой быт. Нынешняя супруга, тогда еще девушка, приехала чуть попозже - у нее возникли небольшие проблемы с визой.
- Но ваша жизнь складывалась так, что вы с детских лет стали человеком мира. Ездили за отцом по всей Европе - Греция, Турция, Германия. Переезд в другую страну или город - для вас это не проблема?
- Мне кажется, для всех спортсменов это обыденность. Постоянные смены городов, стран, разные языки. И, чем раньше ты начнешь, тем будет проще. Когда американцы лет в 30 приезжают в Европу, безусловно, им надо какое-то время, чтобы адаптироваться. Другой менталитет, другая жизнь, обстановка.
- В НБА никогда не наступало отчаяние от того, что никак не разорвать замкнутый круг и не прорваться в основу?
- Наверное, не в те команды попадал. Хотя в «Бруклине» был приличный отрезок: где-то в 30 матчах проводил по 35 минут на площадке, и неплохо. На самом деле, в НБА главное - попасть в «струю», вылететь из нее очень сложно. Встречи идут одна за другой: если даже одну плохо проведешь, в следующей можно реабилитироваться. В Европе с этим немножко сложнее, больше перерывы между играми. Хотя есть тренировки, на которых можешь доказать, что заслуживаешь получать больше игрового времени.
- Но из Европы и вернуться в НБА тяжело. Вы говорили, что мечтаете вновь уехать в Америку, но уже игроком основы. Насколько это реально и может ли помочь, например, Евролига?
- Через Евролигу пробиться гораздо проще. Тем более что возраст еще позволяет. Здесь самое главное идет от головы: если у тебя есть эта цель, желание, все достижимо. Надо работать, каждый день улучшать себя.

 

Паскуале поверил в Пангоса и раскрыл его

- Много было разговоров в прошлом сезоне, что игра «Зенита» полностью зависела от Пангоса. Вам со стороны тоже так показалось?
- Да, канадец провел очень хороший сезон. Безусловно, он очень классный, профессиональный баскетболист. Но в этом была заслуга и Паскуаля: он Кевина раскрыл, поверил, дал ему бразды правления как первому номеру. А Пангос оправдал на сто процентов его ожидания и доверие, став одним из лучших игроков Евролиги.
- Но в этом сезоне Пангоса должна заменить команда-звезда?
- На самом деле и в прошлом сезоне остальные ребята проделали большое количество работы. Если бы не они, вряд ли Пангос в одиночку все вытащил. Ему очень сильно помогали. Как будет в этом сезоне - посмотрим. Но уже по тому, как проходит «предсезонка», видно, на что ставятся акценты.
- И на что?
- Все играют, «двигают» мяч, получают удовольствие на площадке - это самое важное. Когда у тебя одна звезда - соперникам значительно легче защищаться. Остановишь его - и игра уже на 50-60 процентов выиграна. А когда могут забить все, опасность исходит от каждого на площадке - с такими командами очень тяжело играть.

 

Хавьер всё-равно дает свободу игрокам

- А вы часто получали удовольствие от игры за какой-то клуб, а не просто отрабатывали контракт?
- На самом деле всегда стараешься получать удовольствие от игры, тренировочного процесса, баскетбола, вне зависимости от того, что происходит, - проигрываешь или выигрываешь. Понятно, что когда побеждаешь, вся команда на кураже и играется совершенно по-другому. Но вообще стараюсь из каждой минуты жизни получать какую-то выгоду и искать позитивные эмоции.
- Но если баскетболист зажат строгими схемами, эмоции часто исчезают из его игры?
- Это зависит от тренера. Мне не попадались такие, у которых все расписано по пунктам. Если даже брать Паскуале: он просит четкости, но все равно дает свободу игрокам. Есть возможность - можешь атаковать, обострять. Не ставятся определенные рамки - ты делаешь только это и это.
- Поменялось ли соотношение сил в ВТБ и Евролиге?
- Мне кажется, и тот сезон вышел очень приличный. Все команды цеплялись, боролись - это и добавляло интерес и со стороны болельщиков - эмоции, ажиотаж, конкуренция. А еще лет пять назад были явные аутсайдеры и проходные матчи. А Евролига вообще с каждым сезоном становится все сильнее и сильнее.
- Гегемонию ЦСКА в Лиге ВТБ «Зениту» реально остановить?
- Все в этой жизни реально, любую серию можно прервать. Самое главное, как ты настроишься на эти матчи - от этого и зависит итоговый результат. Сегодня же очень много команд выходят на встречи с ЦСКА, заранее про­игрывая - психологически не готовы.
Александр СИДОРОВ.

Баскетбол Карасёв Сергей
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

13 января