В межсезонье тренерский штаб СКА понес серьезную потерю, которая может сказаться на результатах команды в ближайшем будущем. Клуб решил расстаться с тренером вратарей Рашидом Давыдовым, которого заменил швед Стефан Перссон. Вполне возможно, таким образом руководство СКА выразило недовольство состоянием вратарской линии армейского клуба и национальной сборной. Хотя это выглядит довольно странно. Давыдов пришел в армейский клуб вместе с Олегом Знароком еще в 2017 году, и именно с его работой связаны все последние успехи российской вратарской школы. Это Василевский, Бобровский, Варламов, Сорокин – в сборной, Коскинен, Шестеркин, Самонов, Мельничук, Аскаров – в СКА. Это только небольшой список игроков, сделавших качественный скачок в мастерстве в последнее время, с которыми занимался персонально данный специалист.
Тренерский штаб Знарока приглашался в Петербург под определенные турниры
– Рашид, почему после пяти лет успешной работы вам вдруг пришлось покинуть СКА?
– Почему мне пришлось уйти из СКА? Ответ очень простой. Клуб решил расторгнуть со мной контракт, рассчитанный еще на один сезон. Причина? Скажу только, что для меня и моей семьи такой исход в последние дни июня стал полной неожиданностью.
– Связано ли это с уходом из сборной России, которую вам пришлось оставить незадолго до начала чемпионата мира?
– Может быть, и связано. Я не хотел бы озвучивать формулировку причины расторжения контракта. Даже не знаю, имею ли на это право. Эти вопросы не ко мне, а к руководству армейцев.
– Вы, кстати, когда переходили из московского «Динамо» в СКА говорили, что планируете задержаться в городе на Неве всего на два года. Почему так ненадолго и что изменило решение?
– Опыт других тренеров, наших предшественников в СКА, показывал, что надолго в этом клубе мало кто задерживался. Поэтому было понимание, что тренерский штаб Олега Знарока приглашался под конкретные соревнования, турниры. Такие, например, как Кубок мира и Олимпиада. Само собой, также стояла задача выиграть Кубок Гагарина.
– И она была успешно выполнена…
– А то, что мне предложили продолжить сотрудничество со СКА, после ухода Знарока означало определенное признание результатов моей деятельности. Конечно же, тогда было желание продолжить работу с вратарями клуба, в развитии и становлении которых принял участие. Мне хотелось увидеть результаты этого увлекательного процесса.
– Какой из сезонов, проведенных в СКА, для вас вышел самым памятным?
– Запоминающимися получились, наверное, первые два сезона, проведенные в армейском клубе. В сезоне 2016/17 мы приняли участие в Кубке мира в канадском Торонто, выиграли Кубок Гагарина. Спустя год была победа на Олимпийских играх. А самыми трудными стоит признать, скорее всего, два заключительных сезона: 2019/20 и 2020/21. Смена вратарских бригад всегда дается непросто. Многие рабочие процессы приходится неоднократно начинать с нуля.
– Работа тренера вратарей СКА чем-то отличается от работы в других клубах: КХЛ или НХЛ?
– Мне сложно ответить на этот вопрос. Если говорить про КХЛ, то, наверное, тут все-таки нет больших различий. А формат работы наших коллег в НХЛ в целом все-таки отличается.
– Вы многолетний тренер сборной, провели с национальной командой 180 матчей. С чем связываете взлет российской вратарской школы в последние годы?
– Я уже неоднократно отмечал, что в работе с голкиперами важна системность. Именно она приносит результат. Приятно видеть, как наши молодые вратари развиваются и растут в КХЛ. Еще радостней наблюдать за успехами наших ребят в НХЛ. Главное, чтобы этот процесс продолжался.
Мельничуку просто не повезло
– Сейчас в НХЛ выступают два вратаря, с которым вы занимались в СКА – Игорь Шестеркин и Микко Коскинен. Сразу ли стало понятно, что их по потенциалу вскоре ждет заокеанская лига?
– Когда мы пришли в СКА в сезоне 2016/17, то расстановка сил среди вратарей уже была сформирована: твердый первый номер Микко Коскинен и его молодой дублер Игорь Шестеркин. Но, в моем понимании, в тот момент оба вратаря еще находились далеко от пика своих возможностей. Причем Игорь даже на том этапе развития был потенциально сильнее финна. Разница лишь в опыте и ментальности.
– Шестеркину не особо доверяли прежние тренеры.
– Коскинен, повторяю, был опытнее, старше и увереннее в себе. Игорю дали провести небольшое количество матчей в КХЛ в сезоне перед нашим приходом, но, скажем так, не более того. А уже в чемпионате 2016/17 Шестеркин выходил на площадку наравне с финским голкипером. И главное - не уступал ему по качеству игры. Между ними завязалась интересная конкурентная борьба. Как итог - оба сейчас выступают в НХЛ.
– В НХЛ сейчас и воспитанник петербургского хоккея Алексей Мельничук. Почему ему не удалось закрепиться в основе СКА и какими видите его перспективы в «Сан-Хосе»?
– Не согласен с такой постановкой вопроса, нельзя говорить, что он не закрепился. Алексей мощно, качественно играл за СКА в позапрошлом сезоне и до ноябрьской паузы стабильно набирал с командой очки. Как результат - был вызван в олимпийскую сборную на матчи в Германии. Дальше ему немного не повезло. Мельничук получил травму голеностопа в последний встрече чемпионата перед ноябрьской паузой – с рижским «Динамо»…
– И у него появился конкурент с российским паспортом.
– Да. Пока Алексей восстанавливался, в СКА уже появился Александр Самонов, и полным ходом шла подготовка к плей-офф… Но в любом случае, Мельничук в том сезоне был в приличном состоянии, отличной форме и не случайно привлек к себе внимание тренеров и менеджеров «Сан-Хосе». А что касается его перспектив, то решающим для российского голкипера будет второй сезон, проведенный в Северной Америке.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.
(Продолжение интервью читайте в следующем номере).