Хоккей. СКА в лицах
Среди трансферных ходов СКА этим летом выделяется громкий обмен с «Витязем». Новобранцами армейцев стали сразу четыре игрока подмосковного клуба, среди которых и 26-летний защитник Юрий Паутов, сделавший за два года рывок от ВХЛ до национальной сборной. Личность интересная и неординарная. По крайней мере, в КХЛ появился второй любитель живописи - после завершившего карьеру Алексея Семенова.
Брагин меняется, как и я. Но строгость осталась
- Юрий, вы с Валерием Брагиным познакомились, когда выступали за молодежную сборную на серии матчей с канадскими сверстниками Subway Series. Нынешней весной пересекались уже в национальной команде на сборах перед чемпионатом мира в Риге. Сильно он изменился за это время?
- Мы все развиваемся, меняемся, тем более за достаточно долгий срок хоккейной карьеры. Тогда я был еще молодой, да и Брагин тренировал «молодежку», а сейчас более солидный уровень - национальная команда.
- Но Валерий Николаевич остался таким же строгим с тех лет?
- Конечно. Без строгости в хоккее нельзя. Когда выходим на лед, то убираем все личное, всякие шуточки - начинается серьезная работа.
- О выступлениях за молодежную сборную на Subway Series вспоминаете часто?
- Жизнь в хоккее складывается из сезонов. В каждом я могу что-то отметить, выделить хорошее. Но это уже пройденный этап. Сейчас удалось перейти в СКА. Дальнейшие цели - чемпионат мира или Олимпиада.
- Как получилось, что воспитанник ярославской школы «Локомотив» дома оказался не нужен?
- Не прошел отбор в свое время. Но очень любил играть в хоккей. Поэтому, чтобы двигаться дальше, родители отвезли меня на просмотр в мытищинский «Атлант». Мы с семьей до сих пор живем в Мытищах. Люблю этот город, клуб, который, надеюсь, когда-нибудь вернется в КХЛ.
- Тем не менее профессиональную карьеру вы начали на Украине, в «Донбассе». Нетипичный выбор для российского хоккеиста.
- Особой тревоги не было. Я уже к тому времени полтора года жил самостоятельно. Посчитал, что пройти школу мужского хоккея в КХЛ для меня будет лучше, чем оставаться играть в МХЛ. Это был хороший рывок.
- Насколько вас затронули военные действия?
- Начиналось все потихонечку, я покинул Донецк до начала военных действий. Как раз в этот момент получил травму, и мне в клубе посоветовали восстанавливаться в России. Остальные ребята, которые остались, застали их.
Когда в Донбассе начались военные действия, стало страшно
- Страшно было?
- Партнеры признавались, что - да, страшно. Они как раз в это время участвовали в Кубке Гагарина и их просто не пустили на Украину из России. Потом только удалось забрать личные вещи, их переслали.
- После ухода из «Донбасса» была какая-то неопределенность или знали, куда двигаться?
- Мне предложил контракт «Сочи». И я уже на «предсезонке» оказался с первой командой, в 19 лет. Кстати, из ярославской школы и школы «Атланта» стал первым, кто дебютировал в КХЛ.
- «Витязь», куда вы перешли из «Сочи», вас неоднократно отправлял в течение сезона в клуб ВХЛ «Динамо» Санкт-Петербург. И в составе «бело-голубых» вы стали участником знаменитого матча с шестью овертаймами в апреле 2018 года. Как это смотрелось изнутри?
- Это интересно (смеется)! Когда у тебя в четвертом, пятом овертайме начинает сводить ноги… Или, как пошутили тренеры нашего соперника «СКА-Невы»: «Мы победили, потому что в нашей раздевалке была пицца». При наших нагрузках держать темп на протяжении такого времени - это, конечно, стресс для организма. Но если такую проверку прошел, уже намного проще дальше.
- Первое желание, когда матч закончился, было какое? Лечь спать?
- Когда встреча закончились, было разочарование. Ведь если бы мы победили той ночью, то стали бы чемпионами плей-офф. Когда так долго играешь, в любом случае хочешь победить. Правда, уже в следующем матче завершили серию.
- Реально было после такого марафона быстро восстановиться?
- Полностью, наверное, нет. По крайней мере, очень сложно. Но на следующий день наш главный тренер Леонид Тамбиев дал нам команду пойти покататься на аттракционах. И мы целый день провели в парке.
- Да, нестандартный ход пошел на пользу. Часто с такими тренерскими решениями сталкивались?
- Учитывая, что они нестандартные, к ним не часто и прибегают. Но бывает… Получается, в «длинном» матче СКА выиграл за счет пиццы, а мы в финальном - за счет аттракционов.
Конкуренция в составе - это интересно и весело
- В этом сезоне у «Витязя» был прекрасный шанс пробиться в плей-офф. Лишь на финише чемпионата путевка выскользнула из рук.
- Да, все ребята сильно расстроились. Ведь команда сложилась хорошая, и мы очень надеялись выполнить задачу. Много матчей, где должны были побеждать, не хватило буквально несколько очков на финише.
- Переход в СКА - всегда палка о двух концах. С одной стороны, один из сильнейших клубов лиги с прекрасной инфраструктурой и условиями. С другой - бешеная конкуренция за место в составе, по два-три человека на место. Это не пугает?
- Это интересно и весело. Чем выше конкуренция - тем больше интерес. Мы же спортсмены, без игры не можем. А конкуренция - та же самая игра. Там тебя обогнали, ты - проиграл. Тут, наоборот, пришел первый - победил.
- Но ведь по ходу сезона могут снова отправить в ВХЛ, в «СКА-Неву»?
- Начальство сказало - игрок сделал. Скажут «СКА-Нева» - придется исполнять! Но будем, конечно, надеяться, что получится закрепиться в первой команде и показать те качества, благодаря которым тебя пригласили. Ведь просто так в СКА не берут. Раз нас заметили, значит, достойные хоккеисты с положительными качествами. Их просто следуют улучшать.
- СКА несколько сезонов не добирается до финала Кубка Гагарина. Могут ли болельщики надеяться, что команда сделает шаг наверх следующей весной?
- Конкретно я, да и вся команда, весь штаб, будут делать все, чтобы попасть в финал. Ведь Кубок Петрова уже поднимал над головой, сделать то же самое с Кубком Гагарина - для меня большая честь.
- Но у вас хватает и других увлечений, кроме хоккея. Например, отлично разбираетесь в технике.
- У меня дедушка был водителем и механиком. Отец тоже хорошо разбирается в механике. Ну, и мне передалось, интересуют любые вещи, связанные с техникой: вертолеты, самолеты, машины, катера… Увлекался моделированием в детстве, да и сейчас этим занимаюсь.
В разных направлениях искусства стараюсь увидеть что-то свое
- Увлечение гитарой через кого пришло?
- У меня отец закончил музыкальное училище. Играл на трубе и на гитаре. Мне всегда нравилось наблюдать, как он дома вечерами перебирает струны, подбирает разные аккорды… Поэтому, в первую очередь, отец повлиял.
- И, наверное, самое нетипичное для хоккеиста хобби - живопись. Я знаю только одного российского игрока, который также увлекается этим искусством - защитник Алексей Семенов, который минувшей весной завершил карьеру.
- С Семеновым мне, кстати, удалось поиграть вместе в «Сочи». Это хороший наставник для молодежи. А откуда взялось увлечение живописью? Отовсюду понемножку. Люблю познавать мир с разных сторон и на одной какой-то вещи стараюсь не зацикливаться. Опять же, как говорил, мы живем моментом. Почему бы не вникнуть в живопись, музыку, технику или открыть для себя еще какую-то сферу?
- В живописи какое направление нравится?
- Не скажу, что я очень великий художник. Но посещаю разные выставки с удовольствием. Они в Москве часто бывают, да и в Питере есть где посмотреть на творчество Мане и разных других авторов.
- То есть больше импрессионисты впечатляют?
- Да, наверное, импрессионизм в первую очередь. А так в разных творениях, разных направлениях искусства стараюсь увидеть что-то свое. Картина важна не только тем, что она нарисована, а ее историей. Когда ты изучаешь эту историю, то понимаешь - о, да, был такой и Мане, и Моне. И хотя они жили в одном веке, но это не один человек (смеется).
- Что еще хотели бы открыть в своей жизни?
- Много чего! Но по мере поступления. Знакомишься с одними людьми - они увлекаются искусством. И ты погружаешься в эту сферу. Другие - классической музыкой или танцами. Это тоже интересно…
- Наверняка в Питере что-то новое для себя еще откроете.
- Дай Бог! В Кунсткамере и Эрмитаже я уже побывал (смеется). Надо покорять культурную столицу и дальше!
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.