Россия - Дания - 1:4. Разбор полетов
Чемпион СССР 1984 года в составе «Зенита», игрок олимпийской сборной СССР Сергей Веденеев объяснил, почему россияне проиграли Дании и как вытащить из болота наш футбол.
Датчане в начале матча были мертвые
- Чудо могло помочь нам дойти до четвертьфинала чемпионата Европы, - объяснил Веденеев. - Но это наш потолок. Куда мы скатились? Очередной откат назад. За результатом в таком случае не видно сути. А сейчас случилось так, что нет ни результата, ни игры. Что делать? Надо собраться и поговорить.
- Началась игра с Данией вполне обнадеживающе.
- Я думал, мы можем выиграть. Датчане «мертвые» были. Но у них молодая команда. Игроков с большим опытом таких турниров нет. И у датчан было нервное состояние в первые полчаса, не могли раскрепоститься. Решающий матч. До этого играли свободно и раскованно, у них все получалось, с той же Бельгией. А тут нужно было дисциплинированно в обороне сыграть и показать что-то в атаке. Они же проиграли первый матч Финляндии из-за грубой ошибки. И тут у Головина были два момента. Дания могла «гореть» 0:2 в первом тайме.
- Но гол Дамсгора их раскрепостил на 38-й минуте.
- Вот, он попал - да. Так получилось, футбольный бог выбрал датчан. Выбор этот мог качнуться и в нашу сторону. Играли-то мы нормально для себя, для своих возможностей. Двигались, страховали, у датчан моментов не было в первом тайме. Они до штрафной не могли дойти. Потом из космоса им помощь пришла. Гол раскрепостил. После перерыва все на свои места встало. Когда Черчесов замены сделал, хозяева побежали в свободные зоны, забили еще.
- Потом пас Зобнина помог сопернику.
- Но это лакмусовая бумажка. Зобнин - зеркало нашего футболиста. Давно играет, а техническая сторона у него ниже среднего. И таких игроков у нас несколько. Кузяева сюда можно отнести. Игроков средней линии. Вот говорят: датчане играют в современный футбол. Но это не датчане играют. Сейчас уже весь мир перестроился и играет в такой футбол. Если появилась плеяда футболистов, на что-то способных, как у нас появились когда-то Билялетдинов, Измайлов, Аршавин, Кержаков, то можно играть в комбинационный футбол. Сейчас таких игроков в сборной нет ни одного. Про исполнителей уровня Аршавина я вообще не говорю.
- Ребят с мозгами, созидателей нет.
- Тут надо смотреть в трех измерениях на игрока: физика, техника, интеллект. Если что-то одно выпадает, это уже игрок среднего уровня. Если два -ниже среднего. То же Зобнин - игрок физически одаренный, мог и лыжником быть, и десятиборцем. В команде, где есть техничные футболисты, как в «Спартаке», он приносит большую пользу. Как Барриос в «Зените, как Канте - в «Челси». А когда вокруг такие же, как Зобнин, то получается: мяч отобрали, куда-то там отдали, а дальше никто не понимает, что с ним делать. Ладно, в клубе нет техничных игроков. Но когда в клубе такое, надо задаться вопросом: а куда они делись?
У нас не думают о детях, главное - очки и результаты
- Куда?
- Комментатор в конце матча начал рассказывать, как устроен футбол в Дании. Он сказал, там много внимания уделяется детскому футболу. Тренер сборной раньше работал с детьми, много «варился» в этой теме. Фундаментальный подход. Они обратили внимание на то, что, когда дети переходят с маленького поля на большое, они перестают часто встречаться с мячом. Так игра устроена. И если для профессионального игрока нормально мало встречаться с мячом, то для детей это вредно. Дети, чтобы развиваться, должны по 100, по 200, по 300 раз за тренировку касаться мяча. Неслучайно в Дании до 14 лет ребята играют на маленьких полях. А у нас с 11 переходят на большое.
- Надо больше тренироваться на маленьких площадках?
- Да. Контакт с мячом дает интерес, любовь к футболу. Когда получаешь мяч, включается интеллект. Ты должен сначала его принять, потом отдать, или не отдать, пробить, пойти в обводку. То есть, должен принять решение, у тебя включаются мозги. Когда ты просто бегаешь по полю, по бровке, то никакого интереса не возникает. Я же помню, когда в «Зенит» пришел из дубля. Крайнего хава играл, по 15-20 минут бегал без мяча. Кричал все время Садырину: «Павел Федорович, что за команда? Не могут центральные полузащитники мяч отдать. Смотрят куда-то, а меня не видят». А теперь видите, какие техничные игроки в сборных Испании, Дании? Они много на маленьких площадках тренируются.
- У нас на больших?
- У нас никто не думает о том, как дети тренируются. Главное - очки, результат. Высокое место в турнирной таблице. Есть в Петербурге 400 детских тренеров. В футбол из них мало кто играл. Раньше все тренеры были футболистами, сейчас - наоборот. Они хотят что-то выиграть, у них амбиции. А как выиграть? Они берут за основу тренировочный процесс во взрослых командах. Придут на базу «Зенита», что-то там подсмотрят, начинают внедрять это в детский футбол. А дети совершенно по другим законам развиваются.
- Верите, что в нашем футболе что-то изменится? Люди соберутся и решат, как его спасти?
- Будет дискуссия, она необходима. Но она снова «завязнет» где-то в московских кабинетах. С хоккеистами встречаешься - слышишь то же самое. Баскетбола вообще нет. Все должны высказаться и что-то решить. А у нас только на «Матч ТВ» проблемы обсуждаются. Чем это поможет?
Иван МЕДВЕДЕВ.