32-летняя связующая - одна из трех в сборной России, кто застал в ней победы на мировом уровне. Вместе с ровесницами Татьяной Кошелевой и Наталией Гончаровой в 2010 году Евгения Старцева выиграла в составе сборной России чемпионат мира, причем в той же стране, где пройдет ближайшая Олимпиада. После третьего игрового цикла Старцева рассказала, как игроки выдерживают изоляцию, почему в каждом матче у сборной России возникают сложности и почему в зале даже без болельщиков веселая атмосфера.

 

Море нам разрешено, кафе - под запретом

- Режим у вас в Римини очень строгий: гостиница-зал-гостиница. Как за три недели не сойти от этого с ума?
- У нас есть большой плюс - мы живем рядом с морем. Разрешается выйти на пляж. В свободные от матчей дни около моря можно увидеть волейболисток из многих сборных.
- Купаться разрешено?
- Запрета нет. Да и вода уже прогрелась - кто-то в море окунается. Но я заходила пока только ножки помочить (улыбается). В наших обстоятельствах возможность подышать морским воздухом и насладиться пейзажами хорошо компенсирует однообразие. Ведь даже в ближайшие магазины и кафе мы зайти не можем. Это запрещено категорически.

 

Для нас все матчи сложные

- Перейдем к волейболу. Главный тренер сборной России Серджо Бузато говорил, что перед выездом в Италию вы тренировались только две недели. Из-за этого некоторые матчи становились, по сути, тренировками повышенной сложности?
- Нет, нет. Ко всем матчам у нас максимально серьезная целенаправленная подготовка. С просмотром видео, разбором соперника, тактическими нюансами. Другое дело, что наша игра пока очень сырая. Искать оправданий не буду - на данный момент это так. Но периодически у нас уже появлялась нужная картинка. Время еще есть - остается шесть матчей. Уверена, что с каждым следующим наша игровая картина будет становиться красивее.
- Есть ли у этих поражений какая-то общая причина?
- Не бывает поражений из-за одного элемента. Это всегда - комплекс факторов. Мы не играли официальных матчей более полутора лет, а собрались в Новогорске чуть больше месяца назад. Трех недель тренировок перед Лигой наций было очень мало, чтобы сыграться. Нужно время.
- При Бузато много появилось новых требований?
- Конечно, изменения есть. Что-то новое вносит каждый тренер, а мы под руководством Бузато длительную подготовку проводим впервые. Кардинально ничего не поменялось, отличия касаются некоторых тактических и технических элементов.
- Если отвлечься от счета на табло, то какой матч стал для сборной России самым сложным?
- Пока сложности у нас возникают во всех играх. Не утверждаю, что все они получились тяжелыми, но трудные отрезки возникали со всеми соперниками. В том числе с теми, которых мы по счету обыграли убедительно.
- Кто-то из будущих участников Олимпиады новинками удивил?
- Нет, все было ожидаемо. Все ­команды отличаются по стилю, и при этом каждая играет по-своему. Мы знали, что высокорослая сборная Доминиканы делает ставку на мощную атаку, это и увидели. Японки традиционно играют в быстрый техничный волейбол, они и продолжают в него играть. То же самое применимо к другим сборным. Их составы меняются, приходят новые волейболистки, в некоторые сборные возвращаются опытные игроки, а стиль остается. Может быть, что-то новое еще увидим, но за предыдущие никто не удивил.

 

Преимущество высокой связующей

- Игровое время вы делите в основном с 18-летней Полиной Матвеевой, которую, как было видно по трансляции матча с Турцией, особенно поддерживаете.
- В том матче так получилось, что я после первой партии продолжить играть не смогла. Помогала Полине по мере возможностей. Она - очень молодой игрок, в сборной только начинает. Конечно, главные и тактические подсказки она получала от тренера, я Матвееву подсказывала по мелочам.
- Бузато подчеркивал необычные ростовые данные Матвеевой для связующей. Это дает ей уже сейчас конкурентные преимущества?
- Высокий рост в волейболе - всегда хорошо. Ведь обычно связующие - низкорослые игроки. А рост Полины кроме блока дает преимущество и в игре на сетке. Например, в борьбе за переходящие мячи, которые, насколько вижу, она всегда выигрывает.
- Вам в таких элементах приходится труднее?
- Если сравнивать нас по росту, конечно. Но на сетке я тоже могу хорошо побороться (смеется).
- Состав на Олимпиаду еще не объявлен - все участвующие в Лиге наций понимают, что сокращать будут кого-то из них. Это добавляет психологического напряжения?
- Визуально такое напряжение незаметно. Хотя игроки задумываются о составе на Олимпиаду, времени то до нее остается все меньше. Если вы спросите, переживаю ли конкретно я, то отвечу, что уже научилась готовиться к большим турнирам спокойно. Мне доводилось бывать в разных ситуациях. В лондонской Олимпиаде я участвовала, перед Рио меня «отцепили».
- У игроков всегда в таких случаях просыпается внутренний протест?
- Я тогда восприняла так, что это тренерское решение, которое должна принять. Меня вызвали за два дня до отъезда на Олимпиаду и сообщили, что не еду. Значит, в тренировках и матчах недостаточно убедила тренера, что на Игры меня надо брать обязательно.
Меня пригласил на беседу лично Маричев и сам все объяснил. Я считаю, сообщать игрокам об исключении из заявки - часть работы тренера. У него должно хватать смелости для этого. Если кто-то перекладывает на помощников, значит, смелости не хватает. Но мы сейчас думаем о подготовке к матчам и как в них сыграть максимально хорошо. До разговоров о том, кто на Олимпиаду поедет, а кого могут «отцепить», не доходит.
Василий СИБИРЯКОВ.

Волейбол Старцева Евгения
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

13 января