Свой бросок игрок ленинградского «Спартака» поставил, штудируя публикации американских журналов про НБА - в Союзе в ту пору так никто не бросал

В середине апреля в Санкт-Петербурге выйдет из печати очередная книга спортивного журналиста, постоянного обозревателя нашей газеты Александра Кузьмина. Название книги - «Петрович Первый и его гренадеры».
Эта книга сможет исправить огромную несправедливость, допущенную годами - да что там годами, целыми десятилетиями! - к памяти величайшего баскетбольного тренера Владимира Петровича Кондрашина.
Таких тренеров - титанов, выигравших во главе сборных СССР все титулы мирового спорта, какие только возможно - чемпионаты мира и Европы, а также Олимпиаду - в нашем городе было только двое: Владимир Кондрашин и Вячеслав Платонов.
Однако о великом волейбольном кудеснике Вячеславе Алексеевиче Платонове написано уже с полдюжины интереснейших книг, а о Кондрашине, как ни парадоксально, - ни одной. И это при том, что Владимир Петрович - не только чемпион всего и вся, но и почетный гражданин Санкт-Петербурга! При том, что Кондрашин - в отличие от того же Платонова - смог завоевать и титул чемпиона Советского Союза со своим клубом «Спартак» (Ленинград), обойдя непобедимый ЦСКА! Не говоря уже о двух европейских Кубках…
Такая историческая и человеческая несправедливость существовала лишь до весны 2021 года. Биографическая повесть «Семь смертей и одна жизнь великого тренера Кондрашина», написанная при активнейшем содействии Юрия Владимировича Кондрашина, включена в новую книгу и - впервые! - подробно расскажет о совершенно уникальном жизненном пути Петровича, как запросто называли Кондрашина боготворившие его ленинградские спортивные болельщики.
«Спорт уик-энд» в ближайших номерах обязательно познакомит своих читателей с фрагментами этой повести. А пока предлагаем вашему вниманию главу из новой книги под названием «Элегантный снайпер», посвященную лидеру ленинградского «Спартака» второй половины 60-х годов Игорю БЫКОВУ, которому именно сегодня, 25 марта 2021 года, исполнилось бы 80 лет.

 

Вдруг в зале раздался громкий и мерзкий щелчок…

Именно ленинградского спартаковца Игоря Быкова все те, кто играл с ним вместе, называют в ответ на вопрос «Самая тяжелая матчевая травма на вашей памяти?». Называют все как один! Не сговариваясь.
Игорь Быков. Несколько лет подряд он был безусловным лидером «Спартака». Этот период приходится на самый конец 60-х годов прошлого века. Ведущая тройка игроков: сам Быков, а также новый капитан команды Леонид Иванов и стремительно взлетавший в самые яркие «звезды» вчерашний школьник Саша Белов набирали львиную долю очков в «Спартаке». Но больше всех забивал в ту пору именно Быков.
Пожалуй, лишь он один в той команде имел по-настоящему поставленный, красивый, эффектный, а самое главное - эффективный бросок. Чуть позже вы узнаете, почему таким броском обладал только Игорь… Его - на площадке - откровенно побаивались соперники. Его - на трибунах - просто обожали ленинградские болельщики. Его вызывали в сборную. Но… Ближе к концу 1970 года все это оборвалось фактически в один миг.
Это был совершенно рядовой, товарищеский матч «Спартака» в ходе поездки в Италию. В одном из игровых моментов Быков, преследуемый соперником, резко ускорился в атаку - и вдруг на полном бегу рухнул на площадку. А в зальной тишине раздался громкий и мерзкий щелчок - как часто бывает при такой ужасной травме как разрыв ахиллова сухожилия…

 

Упущенное время

Вспоминает Лариса БЫКОВА, супруга замечательного баскетболиста, которого, увы, нет с нами с 2011 года:
- Мы с Игорем встречались более трех лет, а свадьбу сыграли в апреле 1971 года. Уже после его той кошмарной травмы в Италии. Он позвонил мне очень грустный, голос дрожал в трубке. Я была потрясена. Это - единственный момент за всю жизнь, когда я услышала Игоря растерянным и поникшим. Он в тот момент уже понимал всю серьезность травмы… Потом, наконец, прилетел и появился - с палкой. Ему было трудно двигаться. Запомнилось, как Толя Юмашев его поддерживал. А я потом ежедневно ездила в больницу Института травматологии имени Вредена - тогда она располагалась близ станции метро «Горьковская».
- Знаю, что ваш муж предпринял все возможное, чтобы вернуться на свой прежний игровой уровень, но не смог. Почему?
- Время было упущено. Он разорвал ахилл - это тяжелейшая травма. И именно там, в Италии, Игоря надо было срочно оперировать! Но кто бы все это тогда оплатил при крохотных спартаковских суточных?! Прошли впустую несколько драгоценных недель… Привезли в Ленинград, с большим опозданием оперировали. Да, он все сделал, чтобы вернуться в большой баскетбол. Хотел играть как прежде! Всю жизнь посвятил этой цели. И Кондрашин дал Игорю на восстановление около сезона. Но не получилось. Да и другие тем временем место в составе заняли - молодые и здоровые.
Обидно, конечно, было - никакими словами не передать. Игорь даже на баскетбол перестал тогда ходить. Никаких прощальных матчей мужу, конечно, никто не устраивал. Тогда такие вещи были вообще не приняты.
- В расцвете сил и карьеры, всего в 30 лет, вынужденно закончить с баскетболом! Кошмар.
- Даже в 29. На золотую переигровку в Тбилиси весной 71-го Игорь уже не летал. К тому времени стало понятно, что за «Спартак» ему больше не сыграть - и мы готовились к свадьбе. Но ту серебряную медаль вместе с другими игроками он получил. Всего у Игоря оказались две серебряные и одна бронзовая медали чемпионатов СССР в «Спартаке». И еще серебро, привезенное с Универсиады-1965, когда Гомельский вызвал его в сборную.

 

Цех, Политех и баскетбол

- Давайте вспомним более приятные вещи из карьеры баскетболиста Игоря Быкова. Например, его юношеский приезд в Ленинград. Кстати, интересный нюанс: он ведь родился в подмосковном Подольске. Но считается воспитанником украинского баскетбола…
- Его отец, Алексей Быков, был офицером. Подполковник авиации. В войну обслуживал стратегически важный аэродром. Жена с маленьким Игорем, который родился перед самой войной, в марте 41-го, были рядом. После войны отец постоянно менял места дислокации, пока не попал на Украину, в Кировоградский гарнизон. В этом городе Игорь и начал серьезно играть в баскетбол. Поздно пошел, где-то в 16-17 лет. Удачно попал к тренеру по фамилии Ритор. Начал стремительно прогрессировать и был приглашен в юношескую сборную Украины. Сыграл на Спартакиаде в Тбилиси. Тут как раз окончил среднюю школу и поступил в киевский политех. При этом параллельно работал в цеху, представляете? В ту пору существовала такая совмещенная система образования. Времени свободного почти не было - учеба, работа. Но умудрялся тренироваться и играть. И заиграл в Киеве так ярко, что его заметили из Ленинграда. И пригласили учиться и играть уже сюда. В институт «Гидромет» и команду «Буревестник».
Забавно, но в тот момент Игорь ровным счетом ничего не знал про эту команду и был совершенно уверен, что едет поднимать ленинградский баскетбол! Помогать ему выйти на должный уровень - раз уж он, молодой и звездный, приехал. А в киевском баскетболе он действительно был звездой. Более того, после его ухода там был серьезный скандал, возмущенные статьи в газетах и так далее. В этих статьях Игоря назвали «космополитом» - серьезное обвинение и очень обидное слово в те годы!

 

«Гидромет», «Буревестник» и «Спартак»

- А как молодую звезду из Киева встретил Ленинград?
- Хорошо встретил. Быков-старший в свое время призывался в армию из Кронштадта. Может, этот факт тоже повлиял, может, в клубе или институте похлопотали - но им на четверых дали трехкомнатную квартиру на проспекте Металлистов - родителям, Игорю и его сестре Валентине. В эту же квартиру стал часто приходить другой новичок «Буревестника», едва приехавший из Гомеля 17-летний двухметровый Леонид Иванов. В семье Быковых Лёню приняли словно второго сына. Пройдет четыре года. И в 1965 году их обоих - центрового Иванова и крайнего нападающего Быкова - старший тренер Пал Палыч Баранов заберет в «Спартак».
- И вы познакомились уже со спартаковцем Быковым?
- Нет! Еще в «Буревестнике». Мы оба попали в летний спортивный лагерь этого общества в Кавголово. Летом 64‑го. Только я была 14-летней девчонкой, начинающей баскетболисткой, а он - уже известным 23-летним игроком команды мастеров. Игорь, как он потом сам признавался, сразу обратил на меня внимание. Но так и не подошел. Зато передал подарок: связанные травинкой свежие вишенки и красивый брелок, который он привез из Венгрии. Я была, не скрою, впечатлена таким вниманием и… И всё. Не то что не поговорили ни разу - даже не познакомились!
Через три года я поступила в Инженерно-экономический институт и стала играть за сборную вуза на первенство Ленинграда. А однажды пошли с подружкой посмотреть матч «Спартака». Игорь меня увидел в зале до матча, узнал - и очень здорово сыграл. Просто классно! А меня уже ждал человек «от него» с огромной просьбой - не уходить после матча. Так мы и познакомились. Все это должен хорошо помнить наш известнейший ленинградский баскетбольный судья - Шамис Владимир Яковлевич…
Игорю очень нравилось, если я приходила на матчи. Однажды он мне так и сказал: «Матч с «Жальгирисом» я посвящаю тебе». До игры сказал! И провел весь матч очень вдохновенно. Красиво - как умел именно он.

 

Фирменный секрет броска Быкова

- А почему - «именно он»? В чем же заключался «секрет Быкова»?
- Думаю, вы - первый журналист, который об этом узнает. Игорь в свое время старался ни с кем эту тему не обсуждать. Но над тем, чтобы играть не только результативно и полезно, но и красиво и элегантно, он работал специально и много. Очень много! Оставался один в пустом зале и работал над броском. «Секрет» заключался в тщательнейшем старании скопировать очень зрелищную технику знаменитого американского баскетболиста Боба Коузи. Тот красиво бросал с резким отклонением корпуса - у нас в Союзе никто тогда так не бросал!
Игорь загорелся идеей - повторить! Часами штудировал американские баскетбольные журналы, которые ему удавалось раздобыть. А потом оставался совершенно один в зале и переносил теорию на практику. Бросал. бросал, бросал… Вот и получилось!
- Только очень целеустремленному человеку такое под силу.
- Муж таким и был. В «Спартаке» он дружил с Леонидом Ивановым и Анатолием Юмашевым. Но больше всех в баскетбольном мире ему был близок Прийт Томсон из эстонского «Калева». Они познакомились в сборной СССР и потом очень дружили много лет. Похожи по характеру они были как две капли воды. Спокойные, вежливые и немногословные.
Помню смешной случай: Игорь ­уехал со «Спартаком» в Москву на спаренные матчи с ЦСКА. И исчез. Нет его и нет. Не звонит - совсем непохоже на него. А это, оказывается, Гомельский после матчей его в сборную вызвал и «закрыл» на базе!
Но при всей своей немногословности Игорь всегда был человеком слова. И добивался того же от других. Вот я вам красноречивую деталь поведаю. Когда Быков с Ивановым переходили из «Буревестника» в «Спартак», именно Игорь - он же старше Лёни на три года! - поставил непременное условие: «Нам обоим по квартире. С телефоном!» Ведь телефон тогда был далеко не у всех…
- Дали?
- В одном доме. Гражданский проспект, дом 15, корпус 1. Девятиэтажка длинная. Игорь получил на 7-м этаже, Лёня - на 8-м. Только через парадную друг от друга. Туда мы сразу после свадьбы и въехали.

 

В команде Кондрашина сыграли и отец, и сын!

- То есть новоселье Игорь Алексеевич отпраздновал с вами уже после вынужденного ухода из «Спартака»?
- Да. Дома муж вообще не сидел - не в его характере. Сразу же пошел тренировать на ЛОМО. А в 1977 году принял своих первых «детей» в спорт­школе Петроградского района на площади Льва Толстого (сейчас ее там уже нет). Потом перешел в Калининскую ДЮСШ - ближе к дому. Самый известный из его учеников - двукратный серебряный призер чемпионатов мира Василий Карасев.
- Но ведь, насколько мне известно, и ваш с Игорем собственный сын смог вырасти в баскетболиста «Спартака»!
- Олег окончил Училище олимпийского резерва у Анатолия Штейнбока - и потом, в начале 90-х, действительно играл в «Спартаке». Причем успел поиграть там именно при Кондрашине, до его ухода из клуба. Получилось, что у Владимира Петровича сыграли два Быкова - отец и сын. Олег и Институт Лесгафта окончил по примеру отца. Кстати, заметьте: Игорь ведь учился сразу в трех разных вузах - но из-за любимого баскетбола окончил только один…
В одном из ближайших номеров мы продолжим публикацию отрывков из книги Александра Кузьмина «Петрович Первый и его гренадеры».

Досье «Спорт уик-энда»
Игорь Алексеевич БЫКОВ. Родился 25 марта 1941 года в подмосковном Подольске. Начинал заниматься баскетболом в Кировограде. Мастер спорта СССР. Выступал за ленинградские команды «Буревестник» (1961 - 65) и «Спартак» (1965 - 70). Бронзовый призер чемпионата СССР 1968/69. Двукратный серебряный призер чемпионатов СССР 1969/70 и 1970/71. Серебряный призер Универсиады-1965 в составе сборной СССР.
Был вынужден завершить игровую карьеру в 29 лет после тяжелейшей травмы.
Окончил ГДОИФК имени Лесгафта. Работал тренером в спортклубе ЛОМО, затем - детским тренером по баскетболу в СДЮСШОР Петроградского и Калининского районов. Заслуженный тренер РСФСР. Самый известный ученик - двукратный серебряный призер чемпионатов мира Василий Карасев.
Ушел из жизни 13 октября 2011 года в Санкт-Петербурге.

 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

13 января