БИАТЛОН. ЧМ-2021. Причины неудач

Луч надежды, который подарили поклонникам российского биатлона первые старты в нынешнем календарном году, так и не сумел пробить нависшие над одним из самых популярных зимних видов спорта тучи. Героическими усилиями наши биатлонисты завоевали всего одну бронзовую медаль на чемпионате мира в Поклюке. Корреспондент «Спорт уик-энда» в беседе с двукратным олимпийским чемпионом кандидатом педагогических наук Анатолием Алябьевым обсудил итоги ЧМ-2021 и попытался найти ответы на вечные русские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?».

 

В тренерском штабе настоящая чехарда

- Одна медаль, да и то самого скромного достоинства, отражает реалии сегодняшнего российского биатлона?
- Как были готовы, так и выступили. Скорее, те победы, которые были одержаны на Рождественской гонке и этапе Кубка мира в Антхольце, стали стечением благоприятных обстоятельств.
- Должен ли взять на себя ответственность за неудачное выступление в Поклюке тренерский штаб?
- Прежде всего отвечать за неудачи должны руководители, назначившие этих специалистов. На протяжении долгих лет существовала неплохо зарекомендовавшая себя практика утверждения тренерского штаба на конференции Союза биатлонистов России. Кандидаты предоставляли свои программы, широкий круг специалистов их обсуждал - выбирали самых достойных. Сейчас у нас самая настоящая тренерская чехарда. Пришел на президентский пост Владимир Драчев - поставил своих людей, заменил его Виктор Майгуров - убрал назначенцев предыдущего руководителя. Нужно дать тренерам поработать хотя бы один олимпийский цикл. Мне кажется, что в нынешних реалиях не нужна даже должность главного тренера.
- Кто же должен контролировать тренировочный процесс и подготовку к соревнованиям?
- Специально назначенный правлением СБР куратор. Лучшим кандидатом на этот пост считаю Николая Круглова-младшего. Он толковый специалист, имеет опыт выступлений на самом высоком уровне. Сегодня у нас парадоксальная ситуация складывается: работают с мужской и женской командами старшие тренеры, а спрос за результат - с главного, Валерия Польховского.

 

Без дисциплины успеха не добиться

- Уже по ходу чемпионата в средствах массовой информации разразились споры о том, нужно ли было проводить перед чемпионатом долгосрочный сбор в высокогорной Поклюке, и даже о том, на какой высоте должны были жить биатлонисты…
- Мне не довелось соревноваться в Словении. В наше время на Кубке мира было всего пять этапов, а сборную СССР отправляли и вовсе на три. Самым высокогорным был итальянский, в Антхольце. С нами практически всегда выезжала комплексная научная бригада, которая отслеживала реакцию организма каждого биатлониста на смену высот. Здесь все очень индивидуально, и для каждого нужно составлять специальную программу. Кто-то акклиматизируется быстро, кому-то для этого требуется больше времени. Австрийцы, итальянцы, французы, как правило, выросли в горах, им легче. Хотя списывать неудачу на отели, в которых поселили команду, неправильно. Сами знаете, что мешает плохому танцору!
- Складывается впечатление, что методика, позволявшая советским биатлонистам быть на ведущих ролях, утеряна, но зато многие наработки используют нынешние лидеры мирового биатлона…
- Вы абсолютно правильно заметили. Тот же Вольфганг Пихлер, который не попадал в сборную ФРГ, в Рупольдинге буквально ходил за советскими биатлонистами по пятам, все тренировки записывал. Постепенно, используя наши старые наработки, стал востребованным в мире биатлонным тренером. Сегодня методика претерпела серьезные изменения: и ход, и стрельба, и подготовка к стартам стали иными.
- Что же осталось неизменным?
- Требования к дисциплине в сборной. Речь не о муштре, а о требованиях к «сборникам», без которых невозможно добиться успеха. Сегодня многие биатлонисты просто пренебрегают планами, составленными тренерами сборной. У них личные наставники есть, у многих - личные спонсоры. Они требуют особого отношения и уходят на самоподготовку. Ничего хорошего, как показал чемпионат мира, из этого не получается. Да и не получалось никогда. В сезоне-1982/1983 ушел на самоподготовку - и чего греха таить - давал себе послабления. Увидел, что дождик идет, и вместо того, чтобы наматывать круги на трассе, немножко позанимался силовой подготовкой, в футбол поиграл. Чтобы уходить на самоподготовку, нужно быть Уле-Эйнаром Бьорндаленом! Не случайно ведь Мартен Фуркад, которого в Поклюке спросили, согласится ли он поработать со сборной России, четко ответил: «Только при условии централизованной подготовки с предоставлением всей полноты полномочий!»

 

Нельзя форсировать подготовку юниоров

- На юниорских чемпионатах российские биатлонисты практически всегда на пьедестале, но в процессе перехода на взрослый уровень они теряются. Может быть, не стоит форсировать первые успехи, а заняться целенаправленной работой по подготовке будущих олимпийских чемпионов?
- Это очень больной вопрос. Уверен, что за победы на юниорских чемпионатах не нужно присваивать высокие звания ни самим спортсменам, ни их тренерам. Тогда никто и не будет форсировать подготовку и гнаться за результатами в 18-20 лет. Да и зарплату тренерам после первых успехов сразу повышать нельзя. Премии за победы учеников должны быть, но не повышенная ставка на долгие годы. При нынешней системе уже на юниорском уровне спортсменов перегружают и выжимают из них максимум. В результате до серьезных успехов на взрослых соревнованиях доходят единицы. Часто не благодаря, а вопреки.
- Про индивидуальный подход к тем, кто не показывает результаты на юниорском уровне, и говорить не приходится…
- Самый показательный пример - это Анастасия Кузьмина, сестра Антона Шипулина. Тренеры российской сборной на нее рукой махнули, а ее муж, Даниэль Кузьмин, так построил подготовку, что Настя выиграла золото на трех Олимпиадах. Для Словакии. И никаких выводов никто из руководителей отечественного биатлона не сделал! Отпускаем и сейчас наших «бесперспективных» юниоров, а они становятся чемпионами и призерами в составах сборных Белоруссии и Украины. Хорошо, что Антон Шипулин не сломался в юности, а «выжил» и завоевывал медали для России!
- Губернаторы многих российских регионов, вкладывая средства в создание инфраструктуры для биатлона, давят на руководство СБР, чтобы в национальной сборной были их представители. Не считаете, что это порочная практика?
- Это, скорее, единичные случаи. При прочих равных могут отдать предпочтение представителю региона, в котором биатлону оказывают повышенное внимание, но только при прочих равных. Губернаторы, которые действительно вкладывают средства в развитие биатлонной инфраструктуры, заслуживают самых добрых слов.

 

Губерниев - отличный комментатор, но пусть занимается своим делом

- Как показал чемпионат мира в Поклюке, одной из главных фигур в отечественном биатлоне является его «голос», Дмитрий Губерниев. Он не просто комментирует соревнования, но и активно советует, как нужно готовить сборную и кого ставить на ту или иную гонку…
- Мне очень нравится, как комментирует биатлон Губерниев. Он может завести аудиторию своими эмоциями, никого не оставляет равнодушным. Только каждый должен заниматься своим делом. Можно озвучивать свою точку зрения, но не нужно ее навязывать. Особенно тренерам и спортсменам. Тем более в прямом эфире. Да и дергать биатлонистов нелицеприятными вопросами сразу же после финиша, когда они еще все на эмоциях, не лучшее решение. Наговорят ведь столько, что потом, поостыв, вынуждены будут извиняться!
- Сегодня любой телевизионный канал вынужден заботиться о своем рейтинге порой в ущерб деликатности и желанию учесть интересы спортсменов…
- Так ведь есть шоу, которое ведет Андрей Малахов. Вот там можно позволить себе какие-то вольности, которые могут обидеть людей. Спортивные соревнования - это другой формат.
- Проясните, пожалуйста, ситуацию с опубликованным на сайте Александра Тихонова открытым письмом ветеранов биатлона Губерниеву, под которым была и ваша подпись…
- Когда мне позвонили и сообщили, что готовится такое письмо, сразу же сказал: «Мне нравится, как комментирует Губерниев, но действительно стоит указать ему на некоторые нюансы». Удивительно, но до публикации мне само письмо не показали. Прочитав его, со многими положениями согласился. Ничего обидного и оскорбительного для Дмитрия в нем нет. К голосу ветеранов наш Голос российского биатлона тоже должен прислушиваться, о чем прямо сказал ему в телефонном разговоре.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

 

Биатлон Губерниев Дмитрий Алябьев Анатолий
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

9 января