Что представляет собой проект-2022 «раскольников» во главе с «Реалом»
После грозного заявления ФИФА, подписанного в конце января не только Джанни Инфантино, но и главами всех шести конфедераций (в том числе президентом УЕФА Александером Чеферином), о «недавних спекуляциях СМИ про создание закрытой европейской Суперлиги» многие подумали, что теперь раскольническому проекту поставлен надежный заслон. Ведь угрозы прозвучали недвусмысленные: «любой клуб или игрок, участвующий в Суперлиге, не будет допущен к участию в любом турнире, организованном ФИФА или ее соответствующей конфедерацией».
Однако желаемое спокойствие не продлилось даже одной недели. Суды Люксембурга и Нюрнберга признали подобные запреты федераций противоречащими антимонопольному законодательству ЕС. Пусть речь шла о конькобежцах и борцах, но прецедентный характер создавал непосредственную угрозу и для решений ФИФА и УЕФА. А значит, как сообщает The Times, мадридский «Реал», «Манчестер Юнайтед» и «Милан», по данным издания, являющиеся закоперщиками процесса обособления грандов, могут активизировать свою деятельность по образованию закрытой Суперлиги.
Формула Суперлиги
Кстати, пора внести ясность, что же собой представляет проект «раскольников». Многие путают его с ранее опубликованными планами УЕФА и ЕКА на сезон-2024/25 (смотрите на схеме), в котором речь шла о том, что в Лиге чемпионов 24 клуба из 32 будут сохранять свои места по итогам завершившегося сезона, а ротация будет происходить за счет полуфиналистов Лиги Европы. Теперь уже эти проекты не устраивают «Реал» и его сторонников. Что же они предлагают?
20 клубов войдут в закрытую Суперлигу. 15 учредителей будут сохранять постоянную прописку, и лишь пять мест будут подлежать ротации. Будут образованы две группы по 10 команд, которые сыграют в два круга. Квартет лучших из каждой группы продолжит бороться в плей-офф начиная с четвертьфинала. Участники будут играть 18 - 23 матча за сезон, при этом сохраняя участие в национальных чемпионатах.
15 учредителей - это шесть клубов из Англии («Ливерпуль», два «Манчестера», «Челси», «Арсенал» и «Тоттенхэм»), по три команды из Испании («Реал», «Барселона» и «Атлетико») и Италии («Ювентус», «Милан» и «Интер»), две - из Германии («Бавария» и «Боруссия» Д) и французский ПСЖ. Все остальные - в очередь на ротацию.
Чемпионы для квалификации
Вопреки расхожему мнению, участники Суперлиги вовсе не отказывались от участия в национальных чемпионатах. Ведь число международных матчей возрастет, но не настолько (в нынешней Лиге чемпионов: 8-13; по новому суперпроекту: 18-23), чтобы возместить прежние доходы от всех турниров привычных форматов.
Вероятно, пять переменных вакансий будут заполняться по итогам национальных турниров. Даже «неплановые» чемпионы Англии или Франции, не входящие в список избранных (речь - о недавних прецедентах с «Лестером» или «Монако»), должны были бы принять участие в квалификации. В отборочный турнир планировалось допустить чемпионов всех остальных стран. Другой вопрос: пошли бы победители национальных турниров на такой риск в условиях конфронтации учредителей Суперлиги с УЕФА?
Пока даже неизвестно, по какой формуле планируется проводить отборочный турнир Суперлиги. Ведь времени на проведение квалификации совсем мало, учитывая продолжительность основного соревнования, а чемпионов-то в 10 раз больше, чем вакансий. Однако уже точно понятно, что еврокубки УЕФА в этом случае остаются на обочине процесса. Отсюда и переполох. И столь быстрая и резкая реакция руководства европейского футбола.
Фактор ковида
Любопытно, что президент мадридского «Реала» Флорентино Перес называет свой проект антиковидным. Мол, именно коронавирусные убытки (матчи без зрителей, другие издержки локдауна) заставили его искать выход из положения. Хотя на самом деле идея закрытой Суперлиги для грандов обсуждалась давным-давно, еще до учреждения Лиги чемпионов.
Не исключено, что COVID-19 просто обострил проблемы. А возможно, им просто воспользовались, чтобы ускорить процесс создания закрытой лиги и пойти на раскол.
Деньги против денег
Даже после обнародования ответного хода УЕФА мы не будем предвосхищать исход событий и ставить крест на идее Суперлиги. Уж очень велик соблазн для грандов - собрать все сливки. Да и деньги организаторы Суперлиги сулят очень большие, чтобы заранее сказать, что проект обречен. 350 млн евро должен получать каждый учредитель только за участие, а еще 240 млн евро, по расчетам, можно будет заработать в ходе супертурнира.
Однако и у УЕФА денег немало. Поэтому клубам, выбравшим Суперлигу, есть что терять и есть чем рисковать.
Многие ссылаются на схожий (и довольно успешный) опыт создания баскетбольной Евролиги. Однако заметим, что УЛЕБ тягаться с ФИБА было проще, причина прозаическая - у баскетбольных властей Европы денег намного меньше, чем у УЕФА.
Каков удел России
И всё же давайте отвлечемся от реальных проблем внедрения проекта. Просто представим, что Суперлига всё же стартовала. Что сулил бы этот проект России?
В Суперлиге РПЛ не имела бы ни одного клуба в числе гарантированных участников - в отличие от Лиги чемпионов УЕФА (на нынешнем этапе). Лишь чемпион России оказался бы допущен к участию в квалификации.
Правда, признаем, что шансы преодолеть отборочный путь в Суперлигу существуют у российского клуба совсем не символические. Квалификация была бы не намного тяжелее, чем в Лиге чемпионов. Сейчас на кону двух отборочных турниров главного еврокубка УЕФА - всего 6 путевок. Для сравнения: в Суперлиге окажется всего на одну меньше, а по-настоящему сильных конкурентов будет не так уж много.
Признаем, теоретически чемпион России вполне способен пробиться в число участников Суперлиги. Шансов где-то пятьдесят на пятьдесят, учитывая нынешнюю способность наших клубов проваливаться даже в не самой сложной квалификации. Зато вероятность нарваться на санкции УЕФА - стопроцентная. Отлучение от еврокубков соискателям удачи в Суперлиге гарантировано. Это на 15 грандов трудно найти управу, а на остальных авантюристов - легко.
Поэтому России вряд ли стоит поддерживать «раскольников». Суперлига - это явно не наш проект.
Дмитрий ВОРОХОВ.