Для реформ нужны деньги. Прекрасно, если их удастся найти, но многие ключевые вопросы можно решить и без дополнительных расходов

Год 2020-й получился очень сложным для российского футбола. Конечно, хотелось бы всё списать на коронавирус. Тем более что он причастен к неудаче. Однако сваливать всё на пандемию просто недопустимо, если мы хотим действенно провести работу над ошибками.

 

Дело вовсе не в ошибке с доигрыванием ЧР-2019/20

Однако разговор всё же начнем с пандемии. Многие говорят об ошибочности возобновления чемпионата-2019/20. Мол, паузы между сезонами не было и, как следствие, футболисты к концу года устали. Спорить можно долго насчет того, какого качества стал бы российский футбол после полугодовой паузы. Однако в качестве аргумента, что отказ от доигрывания сезона - не панацея, мы приведем в пример три страны, которые не возобновляли чемпионат: Франция, Голландия и Бельгия. Были и другие отказники (всего 10), но эти самого главного футбольного калибра, среди остальных преобладали, в основном, малозаметные «карлики».
Вот что свидетельствуют бесстрастные цифры таблицы коэффициентов УЕФА. В прошлом году по завершению группового этапа у всех трех стран показатели были заметно, ощутимо выше, чем в нынешнем. Бельгия набрала тогда 7.200 (сейчас - 5.800), Голландия - 8800 (6.800) и, наконец, Франция - 8.500 (6.750). Ни одного исключения! Почему-то кажется, что если бы наши игроки пять месяцев находились без игровой практики, то клубы сыграли бы еще хуже. Разве можно списать на усталость провал «Динамо» и «Ростова» в квалификации?! А уж они опозорились даже покруче остальных, проиграв далеко не самым сильным клубам из Грузии и Израиля.
Заметим, что хоть сейчас все говорят о провале российских клубов в нынешнем евросезоне (4.333), но в прошлом году было практически то же самое (4.666). При том, что год назад ни одна наша команда не пробилась в плей-офф, а теперь в строю остался хотя бы «Краснодар». Поэтому итоговый показатель нынешнего сезона может еще превысить прошлогодний. По крайней мере, мы на это надеемся, глядя на декабрьскую игру «быков» с футболистами, восстановившимися после травм и болезней.

 

Ошибка Семака

Те обозреватели, которые сейчас говорят, что во всем виноваты усталость и малый перерыв между сезонами, просто пытаются уйти от разговора об общем спаде в российском клубном футболе. Другое дело, что многие наши тренеры оказались не в состоянии приспособиться к изменившимся условиям. Не претендуя на роль пророков, сошлюсь на строки, опубликованные в «Спорт уик-энде» еще 17 августа после успешного старта в текущем чемпионате всех будущих участников Лиги чемпионов и Лиги Европы. «Лишь одно внушает тревогу, не растеряли бы (эти команды) форму до начала еврокубков. Обычно российские клубы хорошо стартуют, а затем сдают позиции. А ведь прежде к двадцатым числам октября уже было сыграно три тура (группового этапа), сейчас в это время еврокубки только стартуют».
К сожалению, тревога оказалась не напрасной. Хотя в ту пору, к примеру, «Зенит» выглядел просто отлично: в 14 играх на стыке сезонов была допущена всего одна ничья - в уже ничего не значащем гостевом матче с «Ахматом». Думается, Сергей Богданович тогда допустил ошибку, когда не прибег к широкой ротации еще в доеврокубковой части чемпионата. В результате игроки основного состава «наелись», наполучали травм и потом начали терять очки даже в матчах с не самыми сильными соперниками. Вот в стартовой трети чемпионата и надо было выпускать на поле для обретения опыта Данила Прохина и Дмитрия Чистякова, Данилу Кругового и Андрея Мостового, Леона Мусаева и Даниила Шамкина. Думается, с «Тамбовом», «Уфой», «Уралом» или «Сочи» и они вкупе со старшими товарищами могли бы побороться за победу. А так и очковых потерь в матчах с командами второго российского эшелона избежать не удалось, и молодежь не обстреляли.
Кто-то возразит, что в этих (скажем так, доеврокубковых) матчах довольно регулярно появлялись Круговой и Мос­товой, но даже им было отведена роль скромных джокеров, но никак не основных добытчиков победы. А в компании с Шамкиным, Крапухиным и другими (при отсутствии на поле признанных лидеров команды) они неизбежно вышли бы на первые роли. Пусть в матчах с указанными командами случилось бы больше потерянных очков, зато не пришлось бы бросать совсем необстрелянных новичков в горнило решающих матчей Лиги чемпионов. Понятно, что задним числом всегда легко советовать. Но заметим, что необходимость более широкой ротации была очевидна настолько, что мы о ней писали в газете и об ее необходимости говорили наши эксперты (не только сейчас, но и тогда).

 

Опасность синдрома Кужлева

Теперь многие говорят, что Шамкин и особенно Прохин приобрели драгоценный опыт игр на уровне Лиги чемпионов. Но заметим, что это спорный момент. Ошибка Прохина в Брюгге приобрела всероссийский резонанс (да и цену имела соответствующую). Дай бог ему это пережить и идти дальше, не растеряв уверенности в собственных силах.
В свое время в «Спартаке» был очень талантливый молодой нападающий Олег Кужлев. Сам Константин Бесков верил в него и подпускал в основной состав «красно-белых». Однако в декабре 1984 года случился тяжелый ответный матч 1/8 финала Кубка УЕФА с «Кельном» и 18-летний форвард, выделявшийся мастерством в юношеских сборных СССР, на последней минуте не попал буквально с двух метров в ворота Шумахера после великолепной передачи Юрия Гаврилова. Промах стоил «Спартаку» вылета из еврокубков (1:0, 0:2). И всё - больше о Кужлеве мы ничего существенного не слыхали. Зато этот гол до сих пор помнит любой болельщик Советского Союза той поры, и не только спартаковский. Одна ошибка такого масштаба сломала судьбу талантливого игрока. Как бы такое не произошло с Прохиным…

 

УЕФА тоже поставил подножку российским клубам

Впрочем, мы отвлеклись на частности. А как раз хотелось, чтобы футбольное руководство нашей страны осознало, что дело не в тактических просчетах тренеров и тем более не в ошибках отдельных игроков. Засбоила сама система. Ведь еще в сезоне-2018/19 начался спад, который мы расценили как случайный. ЦСКА и «Локомотив» заняли последние места на групповом этапе Лиги чемпионов, а в Лиге Европы на такой же ступени финишировал «Спартак». От полного провала спасли тогда «Зенит» да «Краснодар», добравшиеся до второго весеннего раунда плей-офф. Заметим, что всего два с половиной года ­назад и за такой результат питерский и кубанский клубы нещадно критиковали.
Так вот падение уровня РПЛ началось раньше - с отъезда игроков уровня Халка и Витселя, Гарая и Это’О, Мау­рисио Перейры и Промеса, Вагнера Лава и Карвальо (на худой конец, Думбии и Мусы). Что-то надо придумывать вернуть игроков подобного уровня и при этом не подставиться в условиях финансового фэйр-плей.
Всё чаще возникает подозрение, только внешне это правило УЕФА направлено против перекосов в бюджетах и запредельных цен на игроков. Богатые с внедрением финансового фэйр-плей стали еще богаче, а бедным просто запрещено набивать карманы сверх прежних скудных норм. Вспомните, расформирование московского «Динамо» черчесовского созыва - после шести побед в шести матчах на групповом этапе! ПСЖ и «Манчестер Сити» в подобных условиях, наняв дорогущих адвокатов, кое-как отбились, а та команда с Кристофером Самба и Балажем Джуджаком, Матье Вальбуэной и Кевином Кураньи, прежним Кокориным и Жирковым просто перестала существовать. Это опять-таки подчеркивает, что бюджетные ограничения УЕФА направлены совсем не против грандов-толстосумов. А скорее, ради их спокойствия…

 

Футбол - для России игра особая

Однако проблемы российского футбола сегодня не только и не столько в финансовом фэйр-плей УЕФА. Гораздо больше осложняет ситуацию то, что поиски выхода из кризиса надо вести в условиях сокращающегося финансирования практически всех клубов - ведь коронавирус ударил не только по отечественному футболу.
Но что-то придумывать всё равно надо и срочно. Ведь футбол - явление социальное. В нашей газете даже поражение хоккейной сборной не воспринимается читателями столь болезненно и остро, а результаты во всех остальных видах спорта и вовсе не сопоставимы по резонансу. Упала с золотых олимпийских высот наша гандбольная мужская сборная - и, поверьте, ни одного письма в редакционной почте не появилось с просьбой принять срочные меры, кого-то наказать или назначить!
Две важные проблемы, которые можно решить без денег
Выделим две проблемы РПЛ, имеющие чисто футбольный способ разрешения. Во-первых, это лимит на легионеров, заставляющий наши клубы соперничать с гораздо более богатыми европейскими командами, да еще в условиях кадровых ограничений. Во-вторых, формула чемпионата России, где явно не хватает матчей, как теперь модно выражаться, с нужной интенсивностью (читай: скоростью и высоким прессингом).

 

Участникам еврокубков нужна регламентная поддержка

Про лимит мы уже писали. Нужно срочно избавить участников еврокубков от этого обременения. Или, по крайней мере, смягчить последствия.
При этом можно принципиально остаться в рамках как нового регламента, так и прежнего. Эксперты нашей газеты и раньше предлагали для участников еврокубков разрешить норму 7+4 или даже 8+3 (эти клубы всё равно не привезут в наш чемпионат посредственных бразильцев или сомнительных африканцев - им самим это не требуется). Может, кто-то успел подзабыть, но при прежнем лимите в заявке команды было по 12-14 легионеров, но на поле выходило всего шесть. Получалось так, что порой в еврокубках, где квот на иностранцев не было, на поле выходили не совсем сыгранные составы (по крайней мере, ни разу не игравшие вместе в чемпионате страны). Расширение нормы в прежнем регламенте (до семи - восьми легионеров на поле) для клубов, играющих в еврокубках, эту проблему заметно бы смягчило.
Впрочем, необязательно возвращать старое правило. И в рамках ныне действующего лимита можно легко помочь участникам еврокубков: стоит лишь просто расширить число легионеров в заявке хотя бы до 10-12 (при этом можно сохранить паритет в чемпионате России, выпуская на поле не больше восьми иностранцев).
Критики этих предложений сразу указывают на две проблемы. Первая - что делать с «лишними» легионерами, если в следующем сезоне команда останется вне еврокубков? Почему-то думается, что едва ли эта проблема будет носить острый характер. У нас одни и те же клубы играют в еврокубках из года в год. При уже состоявшемся сокращении числа участников с шести до пяти, ротация станет еще меньше. Но всё же участникам, лишившимся еврокубков, стоит разрешить действовать в рамках льготного лимита еще один сверхурочный год (для закрытия «лишних» контрактов). Если команда за это время вернется в зону УЕФА, то проблема вообще исчезнет, если нет, то клубу всё же придется сокращать норму лимита и расставаться со сверхнормативными легионерами, но на это у команды будет лишний год.
Вторая проблема, о которой говорят многие оппоненты льгот для участников еврокубков - в так называемом турнирном неравенстве. Однако оно и без того существует. Только сейчас оно направлено не в пользу участников еврокубков. Ведь каждую осень одни коман­ды играют 3-4 месяца по два матча в неделю, а другие конкурируют с ними в чемпионате, находясь в облегченном графике. Из-за этого «Локомотив» и «Краснодар» опустились в нынешнем сезоне в середину турнирной таблицы (и могут не успеть в оставшееся время вернуться в зону УЕФА), а в лидеры выходил «Спартак». Но вот закончилась игра на два фронта - и «Зенит» наглядно продемонстрировал цену подобного лидерства «красно-белых». Но, спрашивается, зачем создавать подобные перекосы и сознательно усложнять жизнь участникам еврокубков?

 

Кубок России уже реформировали - без долгих рассусоливаний

Да, сейчас реформировали Кубок страны - впервые сделали это в пользу тех, кто защищает честь России на европейской арене. Специально скажем так громко - ведь это на самом деле так. Когда наши клубы проигрывают заурядным соперникам и занимают последние места, все дружно говорят, что они позорят Россию. Почему бы не сказать обратного.
Так вот реформа Кубка - шаг в абсолютно правильном направлении. И кроме еврокубкового аспекта есть еще один явный плюс: команды ПФЛ и ФНЛ получили возможность сыграть в одной группе с клубами РПЛ. И не одну игру. Однако с точки зрения выравнивания нагрузок - этого недостаточно. В еврокубках и соперники посильнее (в Кубке многие команды РПЛ играют полурезервными составами), и матчей побольше.
С кубковой темы мы плавно перейдем ко второй судьбоносной проблеме, решение которой нельзя обойти - реформе формата турнира в РПЛ.

 

В преобразовании чемпионата только два пути

Формула чемпионата России сейчас нуждается в срочном, пусть даже временном реформировании. Почему срочном, объяснять не надо. Если «Краснодар» будущей весной и все наши пять клубов в евросезоне-2020/21 резко не поправят ситуацию, то Россия уступит не только 7-ю позицию в таблице коэффициентов УЕФА, но и вылетит из десятки. А это значит, что наша страна может остаться без единого клуба на групповом этапе. Сейчас мы привыкаем к подобной пустоте в плей-офф, а представляете, если мы ещё с сентября останемся вне игры в еврокубках?! Это будет похлеще пропуска сборной чемпионата мира или Европы - там свою ущемленность отечественные любители футбола переживают всего один месяц.
Коль мы хотим интенсивного чемпио­ната страны с обоюдоострыми матчами, а не состязания в преодолении «автобусов», надо срочно добиваться увеличения в турнире числа игр уровня дерби. Если избавиться от демагогических оборотов, то для этого существует всего два пути. Либо сокращение лиги до 10-12 команд, чтобы они играли в три-четыре круга. Либо вернуться к переходной формуле Сергея Фурсенко. Первая часть сезона: с 16 или даже 18 командами в один круг, а второй - с восьмеркой сильнейших в два круга.
Любую из этих мер можно внедрить прямо с сезона-2021/22. Ничто не мешает. Да, недостатки есть. В первом случае - сокращение географии (в нашей огромной стране действительно в РПЛ должны играть 16-18 клубов). Во втором - половина матчей первой однокруговой фазы пройдет только на чужих (или на своих полях). И тот, и другой недостаток - очень существен. Однако в нынешнем положении придется выбирать из двух зол меньшее.
В начале разговора о преобразовании формулы мы не случайно употребили словосочетание «временное реформирование». Потом, когда удастся выбраться из еврокубковой пропасти - можно и поэкспериментировать с расширением лиги. Только бы обойтись без регулярно повторяющихся прецедентов с разорением то «Томи», то «Амкара», то «Анжи», то вот - «Тамбова».
***
Самая большая беда, которую сейчас можно допустить с чемпионатом России - это оставить всё по-прежнему. Мол, вдруг проблема сама по себе рассосется? Но, думается, на чудо надеяться не стоит. Разве что кто-то изобретет способ в течение полугода привести в РПЛ Лионеля Месси и Криштиану Роналду, Килиана Мбаппе и Эрлинга Холанда. Тогда можно ничего не менять. Будет даже интересно понаблюдать, как эти футболисты будут взламывать наши «автобусы».
Дмитрий ВОРОХОВ.

  16/17 17/18 18/19 19/20 20/21 Сумма Ком.
1. Испания 20.142 19.714 19.571 18.928 13.928 92.283 7/7
2. Англия 14.928 20.071 22.642 18.571 14.500 90.712 7/7
3. Италия 14.250 17.333 12.642 14.928 13.142 72.295 6/7
4. Германия 14.571 9.857 15.214 18.714 13.500 71.856 6/7
5. Франция 14.416 11.500 10.583 11.666 6.750 54.915 2/6
6. Португалия 8.083 9.666 10.900 10.300 8.400 47.349 3/5
7. Россия 9.200 12.600 7.583 4.666 4.333 38.382 1/6
8. Голландия 9.100 2.900 8.600 9.400 6.800 36.800 2/5
9. Бельгия 12.500 2.600 7.800 7.600 5.800 36.300 2/5
10. Австрия 7.375 9.750 6.200 5.800 6.700 35.825 2/5
11. Шотландия 4.375 4.000 6.750 9.750 7.250 32.125 1/4
12. Украина 5.500 8.000 5.600 7.200 5.400 31.700 2/5
13. Турция 9.700 6.800 5.500 5.000 3.100 30.100 0/5
14. Дания 8.500 5.250 4.875 5.125 4.125 27.875 0/4
15. Кипр 5.500 7.000 6.125 5.125 4.000 27.750 0/4
16. Сербия 2.875 6.375 6.000 6.000 5.000 26.250 1/4
17. Швейцария 4.300 6.500 3.900 6.400 4.125 25.225 1/4
18. Греция 5.800 5.100 5.100 4.900 4.300 25.200 1/5
19. Чехия 5.500 5.500 6.500 2.500 5.000 25.000 1/5
20. Хорватия 5.125 5.125 5.750 4.375 4.500 24.875 1/5
21. Израиль 6.750 5.625 2.625 2.375 7.000 24.375 1/4
22. Швеция 2.750 5.375 4.125 5.750 2.500 20.500 0/4
23. Болгария 4.250 4.000 4.000 4.125 4.000 20.375 0/4
24. Норвегия 1.375 4.000 5.375 3.750 5.250 19.750 1/4

 

Футбол Таблица коэффициентов УЕФА
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

2 мая