Нападающий Яков Тренин вместе с еще двумя игроками из НХЛ - Максимом Мальцевым и Дмитрием Завгородним - оказался в СКА в тот момент, когда основная команда села на карантин. Но доиграть до кубковой весны Якову вряд ли придется. Как только в НХЛ стартуют тренировочные лагеря, его вновь ждет «Нэшвилл». А пока в интервью «Спорт уик-энду» Яков рассказал, почему пошел учиться боксу и бросил вызов самом высокому хоккеисту НХЛ, а также чем удивил его СКА.

 

В НХЛ защитники чаще подключаются в атаку

- Яков, вы только в этом сезоне, в 23 года, дебютировали в КХЛ. Сложилось впечатление об этой лиге, такого ожидали?
- Каких-то особенных ожиданий не было, но понравилось. В КХЛ сейчас маленькие площадки. Динамичная, быстрая игра. Партнеры все техничные - могут и отдать, и сами на себя взять инициативу.
- Напрашивается сравнение с НХЛ.
- Мне кажется, хоккей в КХЛ все-таки более оборонительный, закрытый. В североамериканской лиге защитники смелее подключаются к атакам, из-за этого больше контрвыпадов и заброшенных шайб.
- Сложно было перестроиться?
- Первые матчи чувствовал себя немного непривычно. Долго не играл, с марта. Не провел полноценной летней подготовки. Потом вкатился.
- Сейчас в КХЛ каждая команда может обыграть каждую?
- Ну, я бы не сказал, что в буквальном смысле - каждая каждую. Немножко разрыв в классе все-таки есть между топовыми командами и теми, которые занимают места внизу турнирной таблицы.
- За СКА вы приняли решение играть уже после того, как подписали новый двухлетний контракт в «Нэшвиллом».
- Да, я долго думал, где продолжать карьеру: в КХЛ или «Нэшвилле». В итоге решил продлить соглашение с «Предаторз», а потом договорились об аренде в петербургский клуб.
- Перед переходом вы встречались с вице-президентом СКА Романом Ротенбергом, который познакомил с инфраструктурой клуба. Что удивило?
- На самом деле в СКА созданы все условия для хоккеистов - начиная от тренировочного процесса и заканчивая медицинским обслуживанием, базой. Все на топовом уровне. С НХЛ можно легко сравнивать. Здесь даже лучше, чем в некоторых заокеанских клубах.

 

Уехал из России, чтобы на меня обратили внимание тренеры сборной

- В свое время вы были удивлены сервисом НХЛ после перехода из АХЛ. Там ведь автобусная лига.
- Верно, там в основном передвигаются на автобусах. Расстояния между командами из одного дивизиона небольшие. В НХЛ, конечно, сервис на высшем уровне. Ни о чем не беспокоишься - только об игре. Форму все привозят к месту, перелеты на комфортабельных самолетах. Ну, в принципе, в СКА так же.
- У вас есть какие-то предположения или информация от клуба, когда вы все-таки должны вернуться назад, в США?
- Сам, если честно, не знаю. Какая-то тишина. Из Интернета какую-то информацию пытаюсь выудить.
- Вам, наверное, проще в том плане, что Валерия Брагина вы знаете, играли под его руководством на молодежном чемпионат мира-2017.
- Да, хотя в первых матчах, когда я дебютировал за армейцев, Валерий Николаевич тоже отсутствовал. Он проходил лечение, а у нас выходил на площадку молодежный состав.
- Каким по тому чемпионату мира вам Брагин запомнился?
- Лидером, умеющим сплотить команду, выбрать правильных людей, которые добиваются результата. Главная черта - его требовательность и умение рассмотреть личные качества каждого хоккеиста.
- Вы ведь уехали в свое время в юниорскую Лигу Квебека, потому что вас не привлекали в сборные России своих возрастов?
- И после того, как я стал выступать в Лиге Квебека, действительно стали приглашать в сборные, и я принял участие в молодежном чемпионате мира. Так что мой отъезд принес пользу: я достиг того, к чему стремился. И на драфт НХЛ попал.
- В «Нэшвилле»/«Милуоки» вам пришлось, как понимаю, перестраивать свой стиль - от более техничного к более силовому?
- Пришлось. Но что тут поделаешь? Возможности отказаться нет, если тренеры считают, что будешь полезен команде именно в такой роли. Внутренне, может, ты и протестуешь, но выхода нет, если хочешь играть.
- К дракам тоже надо было привыкать. Устраивали вам проверки в первое время?
- Нет, ничего такого не припомню. Да и особо учить меня не надо было. Никто никогда не говорит: мол, давай, дерись. Впрочем, если сумел за себя постоять - это приветствуется.

 

Непросто было смириться с тем, что меня ставили в четвертое звено в «фарме»

- Это вы доказали, когда провели бой с самым высоким хоккеистом НХЛ, ветераном и легендой Зденой Харой. Как решились?
- Особого выбора у меня тогда не было (улыбается). Словак начал драку, не я. Схватил меня за шею сзади. Куда отступать?
- Хотя соперник был почти на двадцать сантиметров выше, многие считают, что бой вы вы­играли.
- Да, у меня такое же мнение (улыбается). И в комментариях многие болельщики за меня голосовали. Ударил Хару, думал, что будет «ответка», пригнулся. А потом вижу - судьи едут, до меня дошло, что, видать, попал. Правда, сначала два раза попал в его плечо. Выше себя кулак закидывал и достиг цели!
- Много, наверное, потом было шуток в команде?
- Ребята посмеялись, пошутили. Но все по-доброму!
- Получается, что превратили практику в теорию. Как получилось, что вы в институте закончили кафедру бокса?
- Сначала подал документы на кафедру хоккея в РГУФКе, потом решил пойти на бокс. Ну, там чистая теория.
- Бокс часто помогает в обыкновенной жизни и хоккее?
- Нет. Я придерживаюсь мысли, что, как говорят на Востоке, лучший бой тот, который не состоялся.
- Неужели даже в Челябинске не было места, где проявить приобретенное на кафедре мастерство?
- Нет (смеется). Хотя в детстве занимался каратэ. Если какие-то конфликтные ситуации и возникали, то я решал их. В уличных разборках не участвовал. Только в игре могли помахаться.
- Вам потребовалось пять лет за океаном, чтобы добраться до НХЛ. Не возникало мысли, что мечта так и окажется неосуществимой?
- Мысли разные возникали. Особенно когда приехал в АХЛ после юниорской лиги. Я везде считался лидером - и по детям, и дальше. А в «Милуоки» меня поставили в четвертое звено. С этим было непросто смириться. Даже когда случались травмы в команде, вместо меня ставили кого-то из ECHL. Казалось, что все не очень справедливо. Руки опускались, но в итоге все равно продолжал работать. Пахал в тренажерном зале, плохие мысли гнал. Что остается в такой ситуации - играть и доказывать, что достоин быть частью клуба НХЛ.

 

В Америке не хватало бани, пельменей и кино

- Почему не вернулись в Россию? Предложения наверняка появлялись...
- Размышлял над этим. Например, после первого сезона в АХЛ были небольшие сомнения. Но мне сказали, что в системе клуба поменяются приоритеты. В итоге я переждал этот момент.
В «Нэшвилле» традиционно мало русских, не было представителей России и в команде АХЛ. Иногда было скучновато. Оставалось только концентрироваться на игре. Спасал хоккей.
- Правда, что вы познакомились со звездами баскетбольного клуба НБА «Милуки», с которыми базировались в одном дворце?
- Познакомился - громко сказано. Так, иногда приходил на некоторые матчи этой команды. Но американскими видами спорта не увлекся. Больше нравится обыкновенный футбол, хоккей. Победную шайбу оставил себе на память. «Нэшвилл» все красиво оформил. Взял кусок стекла из борта, в нем установили шайбу. Имя, фамилию нанесли. Теперь хранится у меня на полке, дома. Есть уже свой кусочек «славы» с трофеями.
- Вы пережили в «Нэшвилле» двух тренеров - Питера Лавиолетта и Джона Хайнса. Какой был ближе по духу?
- Они в одном направлении работают, которое позволяет добиться максимального результата. Немного отличаются по тактике, но стремятся к одному - выигрывать.
- Лавиолетт сейчас возглавил «Вашингтон». У Александра Овечкина повысился шанс выиграть второй Кубок Стэнли?
- Не знаю, но Лавиолетт, в принципе, славится тем, что умеет работать со звездами. Посмотрим.
- В «Нэшвилле» звезд хватало?
- Да. На первом месте по популярности - швейцарский защитник Роман Йоси. Капитан команды, он много делает для города вне льда. Шведский форвард Форсберг, наверное, идет за ним.
- Чего вам не хватает в Америке из того, что было в России?
- Бани, русской еды, тех же пельменей, кино.

 

В «пузыре» Эдмонтона был выбор небогатый. Прогулки и настольный теннис

- Каждое лето приезжали домой?
- Да. Как сезон заканчивается, сразу приезжаю в Россию. Ну, или сначала где-то отдохну.
- Все прелести матчей в «пузыре» в нынешнем плей-офф вы смогли на себе почувствовать?
- Полностью тренировочный лагерь с командой я прошел, но не удалось сыграть. Мы вылетели уже в предварительном раунде, уступив «Аризоне» в серии 1-3.
- Чем там можно заниматься?
- Я в номере играл в видеоигры. А так в Эдмонтоне, где мы выступали, выбор не очень богатый. На огороженной для прогулок территории выделили определенный участок, где можно было «постучать» в тот же настольный теннис. В Торонто вроде условия получше создали, нашлось даже поле для американского футбола.
- Больше там не хотите побывать? Рассматривается вариант, что и следующий чемпионат будет проведен в «пузырях», только количество городов увеличат.
- Да, слышал о таком. Но не знаю, как это будет выглядеть. Но если это единственный вариант, то деваться некуда.
- Сколько еще готовы терпеть, если не найдется места в основе «хищников»?
- Сейчас у меня односторонний контракт. Терпеть придется как минимум два года.
- С другой стороны, дорожка в Петербург проторена. Вас готовы видеть в армейском клубе?
- Ну, никто же не может мне гарантировать место в составе. Все будет зависеть от того, как стану играть. Конкуренция в клубе большая.

 

У нас пять в атаке - пять в обороне

- Появилось понимание, по какому принципу играет СКА? Много было разговоров, что ориентир - молодежная сборная России прошлого сезона.
- СКА пытается действовать в агрессивном стиле: пять в обороне - пять в атаке. Взаимопомощь партнерам. Армейцы пытаются играть в более современный хоккей.
- По ходу чемпионата вам пришлось выходить в разных тройках - от первой до четвертой. Где понравилось?
- Для меня это особого значения не имеет. Все тройки в СКА примерно равные: хорошие игроки с личными сильными качествами.
- Кто-то из нынешнего состава СКА способен заявить о себе в НХЛ?
- В команде очень много сильных хоккеистов. Те же молодые ребята, которые, правда, должны окрепнуть и поднабраться мастерства.
- Вы дебютировали за армейцев против «Сибири», когда в основе была молодежь. Большая ответственность?
- Да, конечно. Тем более что я приехал из НХЛ, и здесь следовало подтверждать соответствующий уровень.
- Сезон нынче в КХЛ непростой. Но СКА будет довольствоваться по-прежнему только максимальными задачами?
- Сейчас пока трудно сказать, когда на календаре только ноябрь. Но СКА всегда борется только за победу в Кубке Гагарина.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

Хоккей
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

2 декабря