СКА в лицах

Судьба разбросала бронзовых призеров чемпионата СССР 1987 года в составе СКА по всему миру. Вот и один из главных творцов того успеха Сергей Тепляков, выступавший за армейцев десять сезонов, живет с 1992 года в Швеции. Кстати, там же обитают и три его бывших партнера по бронзовой команде - Игорь Власов, Сергей Цветков и Сергей Жуков.
Играл за «шведский Эдмонтон».


Зима, много снега и хоккея

- Вы уехали в Швецию в 1992 году. Через какое время получили гражданство?
- В 1998 году, когда закончил с хоккеем. Получил работу в фирме, а по местным законам она дает вид на жительство. Фирма производит напольные покрытия, линолеум. Я отвечал за все страны бывшего СССР. Оформлял грузы, принимал. Играл за клуб из города Кируна на самом севере, а сейчас живу в Роннебю. Это уже юг Швеции. Климат тут потеплее. Спустился по карте с самого верха на самый низ (смеется).
- Кируна - это ведь «шведский Эдмонтон»?
- Да. Много снега и хоккей. Зимой до минус 30-35 может быть. По утрам иногда было сложно завести машину, потому что замерзал двигатель.
- Как на вас смотрели в первое время местные хоккеисты и болельщики - как на диковинку?
- Ну, там мой партнер по звену в СКА Игорь Власов до этого год отыграл, Николай Пучков тренировал. Встретили довольно дружелюбно. В бытовом смысле никаких проблем не было. Игра, прежде всего, зависела от нас - иностранцев. Плохо начинают смотреть, когда результат не даешь.
- «Кируна» был клуб полулюбительский, все игроки в свободное от работы время где-то работали?
- Да. Пожарными, слесарями, учителями, санитарами, кто-то в банке, в шахте - Кируна ей славится. Но я не подрабатывал. Иногда, правда, помогал детишек тренировать. Но это не часто случалось, поскольку мы, как профессионалы, тренировались два раза в день.
- Пучков, каким вам запомнился?
- Николай Георгиевич был очень начитанный человек, много знал. Это позволяло ему нестандартно мыслить и принимать решения. Его тренировки были ближе к советскому хоккею. Шведы сначала стонали от его нагрузок, но потом привыкли и начали расти. Помню, он взял 18-летнего мальчика - вратаря из молодежной команды и сделал его основным. Он потом и за сборную Швеции играл - Андреас Хеделев.

 

По совету Анисина восемь лет прыгал через коня

- Вы играли за юниорскую сборную СССР. Когда за вами начали охоту клубы Высшей лиги?
- В 17-18 лет. ЦСКА пытался перехватить, но я сам отказался. Понимал, что в первую команду мне не попасть и меня отошлют в калининский СКА МВО. Решил попытать счастья в ленинградском СКА. Не прогадал.
- Страшно было переходить в Высшую лигу?
- Да, когда пришел в команду и увидел Александра Андреева, Кропотова… Валентин Быстров мне тогда сказал, что это волки, которые так просто место в составе не отдадут. Чтобы его получить, нужно тренироваться в два раза больше, чем они.
В итоге я по вечерам ходил на дополнительные тренировки в спортзал: прыгал через скамейки с блинами или на подоконник.
- Зачем?
- Мне знаменитый Вячеслав Анисин, который доигрывал в СКА, посоветовал. Спросил однажды у него: «Как вам удается быстрее всех катить в команде»? Отвечает: «Хочешь, покажу». Заводит в зал. Подводит меня к гимнастическому коню и начинает прыгать: туда - сюда, десять раз. Говорит, что подобным образом можно здорово накачать ноги, чтобы быть взрывным и за счет рывка уходить на льду от оппонента. Так восемь лет я и тренировался: или на коне, или со штангой.

 

Петров даже не разминался, а потом творил чудеса на льду

- Вам посчастливилось сыграть в одной тройке и с Владимиром Петровым?
- Да, в Киеве. У нас была «молодежная» тройка - я, Цветков и Владимир Владимирович Пет­ров. Спросили у него, что нам делать. Ответил: «Ребята, идите по краю, набирайте скорость, держите клюшки, а шайба вас найдет». Так и происходило. Перед матчем он даже не разминался ,в отличие от остальных, а потом выходил на лед и творил чудеса.
- Ваша тройка с Игорем Власовым и Сергеем Цветковым как сложилась?
- Я призвался на службу, отыграл год или два. Потом Игорь приехал «отдавать долг Родине». Затем Сережа. Мы все были одного года - 1961. Стали играть вместе.
- В чемпионате 1984/85 вы стали лучшим бомбардиром СКА, а в бронзовом сезоне - вторым распасовщиком в команде.
- Да, с Власовым у нас сложилось классное взаимодействие. Кстати, так получилось, что мои бывшие партнеры сейчас тоже в Швеции - живем рядом.
- Михайлов каким был в те годы?
- Мне кажется, что он тогда еще думал как хоккеист. Очень требовательный. Других по себе судил. Жестокие тренировки. Команда была молодая, только вставала на ноги. Но все терпели, бегали, прыгали.
- До сих пор идут споры, кто больше сделал для бронзы-87: Михайлов или Шилов?
- Моя позиция - Михайлов. Он собирал коман­ду, сложил нужный пазл. Ну, а Шилов - он был уже более демократичный. Много слушал, разговаривал. Мы тогда чемпионат неудачно начали. По Уралу плохо проехали, проиграли много. Но когда поняли, что сможем занять призовое место, стали уже играть через не могу, цеплялись за каждое очко. Сергей Черкас в том сезоне выглядел блестяще. Больше половины успеха - его заслуга.

 

Награда за бронзу - книжка на французском, почетная грамота и командирские часы

- Почему, кстати, не удалось в дальнейшем развить успех? Задавали себе вопрос?
- Сложно сказать. Наверное, кто-то чем-то недоволен был. Неадекватно оценили заслуги. Но этот вопрос лучше руководству задать.
- Правда, что команда очень обиделась после того, как город никак не отметил бронзовый успех?
- Если бы игрокам СКА сейчас подарили такие же подарки, как в свое время нам, как бы они отреагировали? Конечно, обиделись. Ведь столько людей ходило на хоккей! Сколько радости мы им доставляли! СКА в советские времена только дважды за свою историю, в1972-м и 1987 годах, добыл бронзу в чемпионатах СССР. Про подарки вы наверняка знаете?
- Книжка на французском языке и почетная грамота…
- Еще подарили командирские часы, которые сломались очень быстро, через месяц или два. Плюс премия от спорткомитета, она полагалась командам, попавшим в тройку призеров чемпионата СССР, - 200 или 300 рублей. Ну, а еще поездка в Америку на несколько товарищеских игр. Под флагом второй сборной - нам добавили игроков ЦСКА.

 

Сборная США преподала нам хороший урок

- В Америке было весело?
- В каком-то смысле, да. Нам обещали встречи с командами университетов, но вместо этого на нас «тренировалась» сборная США, которая готовилась к Олимпиаде в Калгари. Только два матча со студентами провели, а потом восемь - с олимпийцами. Майк Модано, Брайан Лич и еще пару человек из того состава американской команды стали звездами в НХЛ.
- И бились американцы как звери ради поездки на Олимпиаду?
- Да, уже в первом матче три игрока СКА получили травмы. А у янки хоккеистов хватало на два состава - один играл, другой в это время на трибуне сидел, ждал своей очереди. Хороший урок получили.
- В 1989-м году вам посчастливилось сыг­рать и с настоящим клубом НХЛ «Вашингтоном» в Ленинграде.
- Мы тогда проиграли 4:5. Причем все начиналось за здравие. К 15-й минуте счет был 3:0 в пользу СКА. Однако потом энхаэловцы перестали демонстрировать красивый хоккей. Просто стали переводить игру в нашу зону и бить нас. Не давали принимать шайбу. Мы же оказались не готовы к такому напору. Американский стиль в тот день был сильнее.
- В этом матче чуть ли не последнюю игру на высоком уровне провел за СКА Белошейкин. Общались с ним?
- У нас сложились хорошие отношения. Не возникало никаких проблем, несмотря на разницу в возрасте. Жалко, конечно, что так произошло. Когда узнал о трагедии, долго не мог в это поверить. Талант исключительный. Евгений был не такой, как все.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

Футбол КХЛ Тепляков Сергей
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

1 апреля