На хоккейных перекрестках
Во второй части интервью олимпийский чемпион Альбервилля вспомнил о своей энхаэловской карьере, а также рассказал о том, почему не удалось обыграть чехов в Нагано и что случилось со сборной России на ЧМ-2000 в Питере.
Если прогнешься в НХЛ, тебя будут добивать!
‑ Выход «Лос-Анджелеса» в финал Кубка Стэнли в ваш дебютный сезон был закономерным?
‑ Да, мы с начала чемпионата играли довольно неплохо. Тем более когда Гретцки возвратился. Он полсезона пропустил из-за травм. Такая помощь! Но в плей-офф против нас упирались жестко: и «Ванкувер», и «Калгари» тогда были серьезными соперниками. «Торонто» вообще считался реальным претендентом на победу в Кубке. Все серии вышли напряженные. Но мы тоже верили в себя.
‑ Только в финале не сложилось.
‑ Во втором матче финальной серии с «Монреалем» мы вели в счете 2:1 за полторы минута до сирены. Дотерпели бы ‑ повели бы в серии 2-0, и поехали бы играть домой, в Лос-Анджелес. Но проиграли ‑ у нашего игрока измерили клюшку, наказали малым штрафом. Соперник использовал большинство, а затем и в овертайме опять забил. «Канадиенз» тогда конкретно везло, у них было восемь или десять овертаймов, и они все выиграли в том розыгрыше.
‑ Выходцев из СССР часто «проверяли на вшивость» в начале пути. Вам приходилось это на себе испытывать?
‑ Конечно, надо было за себя постоять. Никому нельзя давать поблажек. Если прогнешься ‑ тебя будут добивать! Нужно было показать, что ты не из пластилина сделан. Если потребуется, должен перчатки сбросить или в силовой борьбе участвовать. Да, и ребята, если что, помогали. Сейчас хоккей немножко другой, раньше был грязноватый по сравнению с нынешним, интеллигентным (улыбается). Играть было весело.
‑ Вы застали битвы команда на команду в «Лос-Анджелесе» или «Баффало»?
‑ Команда на команду ‑ нет, за это сразу дисквалификация. А «пять на пять» ‑ случались заварухи. Раньше это было довольно популярно. Зрители приходили на шоу, а это часть его.
‑ «Лос-Анджелес» в те годы, прежде всего из-за Гретцки, был окружен голливудскими звездами. С кем-то познакомились?
‑ Людей хватало известных. Рональд Рейган приходил с женой на матчи, даже к нам в раздевалку заходил. Много актрис, актеров. Гретцки лично со многими дружил. Джека Николсона встречал. Голди Хоуп бывала с дочкой, которая дружила с дочерью владельца «королей».
«Лос-Анджелесу» понадобился корефан Гретцки, и меня обменяли
‑ Обмен в «Баффало» ‑ первый в карьере - стал для вас шоком?
‑ Да, тем более что никаких предпосылок не просматривалось. Шел короткий сезон ‑ после локаута. 56 игр. И меня через 11 трейданули. Нас поменяли по схеме «три на три». Был удивлен, шокирован! Оставалось ведь еще два года контракта, и играли неплохо... Я только потом узнал, из-за чего это произошло. «Лос-Анджелес» хотел взять голкипера Гранта Фюра из «Баффало», они были корефанами с Гретцки ‑ еще по «Эдмонтону». А Гашек в «Сейбрз» уже вышел на первую роль ‑ держать двух сильных вратарей не имело смысла. Но за Фюра «клинки» захотели несколько игроков, включая меня.
‑ К «Баффало» долго привыкали после Калифорнии?
‑ Когда ты занят постоянно, в разъездах с октября по май, особо на место проживания не обращаешь внимания. График очень тяжелый. У тебя есть только два свободных дня ‑ на Рождество. В остальное время или тренируешься, или ездишь... Особых проблем не замечал. Стадион был старый, через год или два построили новый. К тому же я люблю четыре сезона в году. Лос-Анджелес все-таки курортное место, а в Баффало снежные бури бывают. Два больших озера, весело зимой.
‑ Кроме Ниагарского водопада пойти некуда?
‑ Да, из развлечений - только казино. Но там много не наиграешься. Я ‑ не такой фанат этого дела. Но не страдал в Баффало. У меня были маленькие дети, плюс поездки, тренировки. Летом всегда уезжал домой в Киев, на три месяца. В таком режиме прошло десять лет.
На Олимпиаде чуть не настроился или не повезло ‑ и все!
‑ В «Баффало» вся игра строилась вокруг Доминика Гашека. Вы его феномен должны знать лучше других, поскольку долгое время прожили с ним в одном гостиничном номере.
‑ Да, чуть ли не пять лет. Сначала моим соседом был Рихард Шмехлик - партнер по обороне. Затем Доминик... Прежде всего работоспособность Гашека выделю. На тренировках он уходил последним с площадки. После официальной части игроки еще отрабатывали на нем броски. Но понятно, что они еще и талант. Как бы ты сильно ни работал, если у тебя нет данных ‑ так все и останется. А Доминик все-таки парень очень талантливый.
‑ Поспорить сложно.
‑ Выиграл, можно сказать, в одиночку Олимпиаду в Нагано. В серии буллитов остановил канадцев и американцев, со сборной России «на ноль» отстоял. С «Баффало» шесть раз получал «Везина Трофи». С «Детройтом» дважды Кубок Стэнли выиграл. Да, и закончил в 46 лет в «Спартаке». Доминик был по-спортивному злой, азартный. Во всех играх хотел побеждать, начиная с карт и заканчивая шахматами. Я слышал, что уже по окончании карьеры он экстремальными видами увлекся. В горы подымался, и еще что-то подобное.
‑ И в президенты Чехии собирается баллотироваться.
‑ Я с ним переписываюсь. Как-то отправил сообщение: «Доминик, выиграешь выборы ‑ на инаугурацию пригласи! Тут же прилечу!».
‑ Наверняка на Олимпиаде в Нагано партнеры по сборной России постоянно выпытывали, как забить Гашеку?
‑ Нет, секретов не было. Да и никто не спрашивал. Все играли в НХЛ по 5-7 лет, знали прекрасно друг друга. Гашек ‑ работоспособный, у него нестандартная техника. Не габаритный игрок, а очень подвижный. Если чех видел шайбу, забить ему очень тяжело. Единственный вариант ‑ закрывать начало броска. Если помеха отсутствовала ‑ Доминатор все ловил.
‑ Игры в Нагано ‑ для вас, вероятно, незаживающая рана.
‑ Это спорт. Да и вообще, Олимпиады ‑ дело такое… Слишком они краткосрочные. Очень быстрый турнир. Чтобы взять Кубок Стэнли, надо провести два месяца. Выиграть четыре серии, тут сюрпризов не бывает ‑ побеждают сильнейшие клубы. А на Олимпиаде - команда чуть не настроилась или не повезло, и все! Вылетел и поехал домой.
Наносили на чемпионате мира в Петербурге по 40 - 50 бросков за матч. Тотальное невезение
‑ У вас на счету две Олимпиады, но могли поучаствовать и в других.
‑ Да, перед играми в Турине, выступая за «Айлендерс», «сломался» буквально за матч до начала Олимпиады. Высокий вывих голеностопа. Это травма очень долго залечивается. Иногда говорят, что лучше сломать ногу, чем подвернуть ее в этом месте. Ехать на одной ноге и получить повторное повреждение, чтобы делали операцию, ‑ к этому я был не готов. В итоге во время игр травму залечивал, а потом возобновился чемпионат НХЛ. И уже через матч сломал в этом же месте ногу и выбыл до конца сезона..
‑ При этом на чемпионаты мира вы приезжали довольно часто, когда были свободны от матчей в плей-офф НХЛ. Хотя в те годы у наших энхаэловцев постоянно случались трения с руководством ФХР, в том числе по финансовому вопросу.
‑ Да, я слышал, но у меня никогда проблем не возникало. Все обязательства федерация выполняла.
‑ Был ли хоть раз шанс на чемпионатах мира с вашим участием зацепиться российской команде за чемпионский титул?
‑ Нет, как-то не сложилось. Хотя вроде и составы собирались сильные, и выступали по ходу турнира неплохо. Помню, что на чемпионате мира-1996 в Вене был признан лучшим защитником. Ну а последний раз сыграл на чемпионате мира-2000 в Петербурге.
‑ Есть понимание, как «дрим-тим» превратилась в «дыр-тим»?
‑ Ну, получается, что много звезд ‑ это тоже плохо (улыбается). Мое мнение: на таких турнирах, многое решает вратарь. Илья Брызгалов, на которого сделали ставку тренеры, оказался не готов выступать на таком уровне, был молодой... Сильных шведов мы сумели обыграть в последний день группового турнира, а с теми же латвийцами, белорусами долго мучились, но без результата. Хотя наносили по 40 - 50 бросков за игру. Тот же Ирбе сыграл просто великолепно, а от нас отвернулась Фортуна, столкнулись с тотальным невезением. Переломить ход событий нам так и не удалось.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.