Постоянный эксперт «Спорт уик-энда», экс-президент «Локомотива» Николай Наумов дал большое интервью нашему изданию. В первой части Николай Алексеевич поделился видением ситуации, связанной с коронавирусом, назвал лучшего тренера России в марте и вспомнил, как тщательный медицинский осмотр игрока спас «Локо» от трансферной ошибки.
Водка не убережет от коронавируса
- Болельщик «Зенита» народный артист России Михаил Боярский считает, что самый надёжный способ профилактики коронавируса - водка… Может быть, вы, Николай Алексеевич, предложите какую-то альтернативу?
- Я не врач, мне трудно об этом судить. Всё должно быть в меру. Самоизоляция, которую многие из нас проходят, может привести к употреблению алкоголя. Кто-то переходит на свой натуральный продукт. Его теперь не так сложно изготовить… Но вряд ли водка убережет от коронавируса, хотя как средство для дезинфекции и чтобы не чувствовать одиночество, возможно, она и помогает. Когда же употребляешь сверх меры, и водка вредна, и даже вода (смеётся).
- Тогда рискну процитировать уже вашего бывшего подопечного, экс-полузащитника «Локомотива» Александра Алиева, утверждавшего на своем ютуб-канале, что коронавирус - фейк.
- Я работал с Сашей Алиевым, хорошо его знаю. Личность он неординарная. К сожалению, из-за своего характера не раскрыл все возможности. Эпатажность иногда ему мешала играть в футбол. Мы видим, какими темпами в мире распространяется коронавирус. Человек думает, что все это далеко и его не коснётся, он может и маску срывать, и фейком называть. А вот когда, не дай бог, вирус постучится, то будет раскаиваться, почему же не слушал всех предупреждений. К вирусу нужно относится с определённой долей осторожности и рационализма. Нельзя пренебрегать рекомендациями врачей
- У вас со здоровьем все нормально?
- Я вернулся в Питер из Черногории, где на тот момент ещё не было ни одного заболевшего. Однако в Домодедово, куда прилетел, задержали несколько рейсов. И людей там собралось со всего мира, как селедки в бочке. Это ужас! Там невозможно уберечься. Поэтому на две недели я уехал на дачу.
- Самоизолировались?
- Именно. Хотя никто меня к этому не обязывал. Две недели прошло, никаких симптомов у меня не проявилось, могу возвращаться к нормальному графику.
На безрыбье и чемпионат Белоруссии - рыба
- Идем дальше. Можете объяснить мотивы белорусов, которые как ни в чем не бывало начали свой чемпионат?
- Это их решение. Возможно, есть какие-то основания. Нет такого распространения вируса, как у нас. В России все регионы уже охвачены. РФС и РПЛ, на мой взгляд, поступили правильно и разумно. Нельзя было в такой ситуации продолжать чемпионат.
- «Благодаря» сложившейся ситуации чемпионат Белоруссии начали раскручивать, транслировать на российском телевидении. Вам интересны матчи типа «Ислочь» - «Неман»?
- Знаете, на безрыбье и рак тоже рыба... За неимением других зрелищ можно и белорусский чемпионат посмотреть. Конечно, мы увидели, что уровень футбола там не очень высокий.
По Кокорину - нет вопросов, а лучший тренер в марте - Евсеев
- Премьер-лига успела отыграть три тура и даже провела голосование на лучшего игрока и тренера в марте. Согласны с выбором болельщиков, отдавших голоса за Кокорина и тренера «Сочи» Федотова?
- По Кокорину - нет вопросов. Я же знал его еще мальчишкой в «Локомотиве», помню, как он любил футбол. Он затосковал по игре. После той клоаки, куда угодил, вернулся к любимому делу и был неудержим в этих турах. Потенциал у него огромный.
- Федотов раскручен куда меньше?
- Вообще не уверен, что Федотов лучший тренер в марте. Нельзя на основе нескольких победных матчей «Сочи» делать подобные выводы. Футбол имеет инерцию, не надо забывать, что огромную работу в «Сочи» провел Точилин, получив команду с нуля. Если бы я участвовал в голосовании, лучшим бы Федотова не назвал.
- А кого тогда?
- Я бы отметил работу Вадима Евсеева. И не только в марте. Виден его тренерский рост и огромный потенциал.
Сергей Богданович - не меркантильный человек, но зарплаты тренера и игроков должны быть соизмеримы
- Продолжим тренерскую тему. Верите информации, гуляющей по Интернету, что Семак затребовал у «Зенита» улучшенные условия по новому контракту?
- Предполагаю, что Семак может просить увеличения зарплаты. Это нормально. Допустим, если правда, что в год он получает 600 тысяч евро, то для тренера лучшего клуба страны - это низкая зарплата. Очень низкая! Особенно в сравнении с некоторыми игроками, которые по 3-4 миллиона евро зарабатывают, а может, и больше. Такой дисбаланс не приносит хорошую обстановку в команде. Когда твои, по сути, подчиненные зарабатываю в разы (!) больше, тренера в какой-то момент могут не воспринимать. Такова психология.
- Сколько же должен зарабатывать Сергей Богданович?
- Я не называю цифры. Просто зарплаты тренера и игроков должны быть соизмеримы. Сергей Богданович - не меркантильный человек. Он понимает, что у него еще все впереди, но потребовать увеличения зарплаты у клуба он должен, ничего порочащего имя тренера в этом нет. Торг в данном случае уместен! В «Локомотиве» я с этим постоянно сталкивался. Когда продлевали контракты с Гилерме, Родолфо, вопрос о повышении зарплаты всегда стоял.
Семин до конца боролся бы за игрока и даже скандал устроил
- Как поступить «Зениту»? Час «Икс» по истечению контрактов наступит уже 30 июня. Времени остается все меньше и меньше?
- Договариваться! Найти золотую середину. Никаких других вариантов я не вижу. Нет никаких предпосылок, чтобы «Зенит» отказался от услуг Семака! Никаких! Единственный его минус, на мой взгляд, - отсутствие опыта и жесткости.
- В чем же это выражается?
- Я уже говорил об этом вашему изданию, и остаюсь при своем мнении. Семак пока не сильный тренер, даже несмотря на то, что второй год подряд может выиграть чемпионат. Он хороший человек, я очень по-доброму к нему отношусь, но это к работе тренера отношения не имеет… Он допускает много тактических ошибок. Лигу чемпионов, домашнюю игру с «Лейпцигом» напомнить? Выставить семь оборонительных игроков, «Лейпциг» - это что, «Барселона»? «Зенит» мог завершить матч куда более успешно, если бы играл в свой футбол. И тренерский штаб у него слабый. Кстати, Семак много бы набрал вистов, если бы отстоял Кокорина. Сашу нельзя было отдавать в «Сочи»!
- Его отправили получать игровую практику. Не так ли?
- Бросьте! И в «Зените» у него была бы прекрасная игровая практика. Кокорин ни в чем не уступает Дриусси или Ригони. В тройке с Азмуном и Дзюбой вполне бы достойно смотрелся. Он может проделывать сумасшедший объем работы, играть с краю от бровки до бровки и реально помогать «Зениту»! Семак это прекрасно понимал, но отстоять Кокорина не смог.
- Но ведь попытался?!
- Попытка такая… Сказали ему, видимо, помолчать, и на этом борьба закончилась. Вот если бы подобная ситуация произошла в «Локомотиве», Юрий Павлович Семин пошел был до конца, скандал бы та-а-а-кой устроил и своего добился, никто бы даже и не пикнул! Это тренерская позиция. Нужно её отстаивать, а не идти на поводу у начальников.
- Должен ли тренер обязательно принимать участие в трансферах?
- Если Семак выдвигает такое требование, это очень правильно. Другой вопрос, что единолично решать трансферные вопросы тренер не может. Такого права ему никто не даст.
- Как решались трансферные вопросы в «Локомотиве» в период вашей работы?
- Тренер, Рахимов или Семин, делали заявку в спортивную дирекцию. Начинался поиск кандидатов, выбирали 5-6 человек, просматривали и предлагали тренеру, он делал окончательный выбор, и тогда уже президент клуба утрясал финансовые вопросы. Если цена за футболиста, его личные запросы и качество игры устраивали, то происходила сделка. Это коллективная работа. Так было не только в «Локомотиве», это же мировая практика.
В «Локомотив» привезли аргентинца, которому с дефибриллятором нужно было ходить
- Малком, на ваш взгляд, - креатура главного тренера «Зенита»?
- Вряд ли. Судя по трансферной цене, предложение исходило от спортивной дирекции или руководства клуба, которое решает вопросы по таким суммам. Семак бы постеснялся потребовать футболиста за 40-45 миллионов. Однако не сомневаюсь, что кандидатуру Малкома согласовали с Сергеем Богдановичем. Хотите услышать мое мнение по этому трансферу?
- Конечно, Николай Алексеевич!
- Он не просто ошибочный, а катастрофически ошибочный.
- Почему же? Малком вроде бы неплохо начал вторую часть сезона, гол «Уралу» забил.
- Не в этом дело. Деньги были потрачены огромные! За футболиста, который оказался травмированным. Я не представляю такой ситуации в «Локомотиве». У нас было три случая, когда футболистам делали тщательное медицинское обследование, в том числе, кстати, и Алиеву, который переходил из киевского «Динамо». У него все оказалось нормально. Однако была и другая история, когда мне очень настоятельно предлагали приобрести молодого латиноамериканского защитника. Я настоял на том, чтобы ему не делали никаких исключений при медосмотре. У наших врачей, а тогда в «Локомотиве» работал Эдуард Безуглов, нынешний эскулап сборной России, волосы дыбом начали подниматься. Этому футболисту рекомендовалось с дефибриллятором ходить. У него оказались проблемы с сердцем! Не то чтобы играть, а физкультурой опасно было заниматься! Он на велосипеде педали покрутил, и через 8 минут давление за 200 зашкалило!
- Сколько за его трансфер требовали?
- Миллионов 10.
- И как же его фамилия?
- Это аргентинский защитник. Фамилию его по этическим соображениям я называть не стану (вероятно, речь идет о Матео Мусаккьо, поигравшем позже в Европе за «Вильярреал» и «Милан». - Прим. автора). Мы столкнулись с таким случаем, Безуглов не даст мне соврать. Отправили его домой, а после этого еще более серьезно стали контролировать здоровье потенциальных новичков. Я очень ответственно относился к деньгам корпорации РЖД. Это же были не мои частные деньги, а в конечном итоге - налогоплательщиков.
- Допускаете, что «Зенит» не до конца проверил здоровье Малкома?
- В «Зените» плохо сработали. Если бы они обнаружили хронические проблемы Малкома, то задумались бы: а нужно ли платить такие деньги? Я не обсуждаю его качества как футболиста. Даже Пеле бы не купили, если бы он, образно говоря, был одноногий. Здесь была допущена серьезная ошибка спортивной дирекции.
Алексей ПАВЛЮЧЕНКО.
(Нужно ли обнулить сезон в России? «Локомотив» - это русская натура. Переход клубов от государственных к частным, как строительство коммунизма. Ответы на эти и другие тезисы - в продолжении интервью с Николаем Наумовым, которое выйдет в следующем номере).