Фигурное катание. Очередной скандал

Казалось, все громкие переходы в российском фигурном катании уже произошли. После выхода из самоизоляции ведущие мастера начали кропотливую и невидимую миру работу по постановке и выкатке новых программ. Как гром среди ясного неба, прозвучало сообщение о переходе чемпионки Европы и победительницы финала Гран-при Алены Косторной из группы Этери Тутберидзе в академию «Ангелы Плющенко». Из трио ТЩК, как называли Александру Трусову, Анну Щербакову и Косторную, уже вторая фигуристка решила обзавестись «ангельскими крылышками».
Если уход Трусовой в группе Тутберидзе восприняли достаточно спокойно, то бегство Косторной, которая уже начала было подготовку к новому сезону с новыми, поставленными Даниилом Глейхенгаузом, программами, стал серьезным ударом.
Тутберидзе, которая обычно ограничивается лаконичными записями в социальных сетях, даже дала интервью ТАСС. В нем Косторную чуть ли не открытым текстом назвали предательницей и обвинили в том, что она потребовала к себе повышенного внимания, не желая тренироваться с другими перспективными фигуристками на одном льду. Тутберидзе припомнила, что и Юлия Липницкая перед уходом не хотела видеть рядом Евгению Медведеву, а та, в свою очередь, не желала делить внимание тренера с Алиной Загитовой.
Досталось и Плющенко, которого обвинили в желании загрести жар чужими руками. Мол, никого не вырастил, никаких интересных программ не поставил, а хочет получить лавры тренера олимпийской чемпионки. Сам Евгений Викторович в долгу не остался и заявил, что новые программы Косторной - полный отстой, и их придется переделывать. Благо, у него теперь трудится тренер Сергей Розанов, который раньше был чернорабочим у Тутберидзе. Прошлой осенью на турнире Finlandia Trophy, где Косторную выводил на лед Глейхенгауз, сама Алена подчеркивала вклад Розанова в ее безукоризненный тройной аксель.
Освоив этот прыжок, она превратилась из третьего номера своей группы в первый. Именно Косторной принадлежат мировые рекорды по баллам в короткой программе и по сумме двух. Она, по мнению специалистов, превосходила Т и Щ в скольжении, музыкальности и пластике, но до поры до времени не могла рассчитывать на высокие баллы без сложных прыжков. Единственный тройной аксель позволил побить и Трусову, и Щербакову, и Загитову, и Елизавету Туктамышеву на главных стартах сезона.
По большому счету, для Тутберидзе уход еще одной фигуристки, которой в августе исполнится 17, не столь уж большая потеря. Можно сосредоточиться на Щербаковой, а главное - чемпионке мира среди юниоров Камиле Валиевой, которая в нынешнем сезоне выступит уже на взрослых соревнованиях. Им можно будет уделить больше внимания, да и Глейхенгауз сможет поставить более выигрышные программы. Ему ведь приходится быть многостаночником, штампуя каждый сезон больше десятка программ для учеников Тутберидзе.
Далеко не факт, что новые «ангелы Плющенко» смогут превзойти на главных отборочных стартах учениц своего бывшего тренера. Возраст у них критический для современного женского фигурного катания.
Гнев Этери Георгиевны вызван, скорее, не репутационными, а финансовыми потерями. Ничего личного, только бизнес. Не секрет, что фигуристы отдают своим тренерам до 30 процентов заработков в шоу и определенный процент отчислений с рекламных контрактов. В одном из весьма осведомленных СМИ прямо указывалось, что Косторную сманили в «ангелы» с помощью «демона» Яны Рудковской, пообещавшей выгодный рекламный контракт. Ведь Алена - девочка неглупая, о чем свидетельствует и ее отказ от любых комментариев по переходу. Она прекрасно понимает, что выступать ей придется не всегда, а дальше нужно будет определяться с новой жизнью. Косторная и конным спортом с собственной лошадью заниматься хочет, и получить медицинское образование.
Между тем, этот переход вновь заставляет задуматься о необходимости серьезных реформ в управлении спортом высших достижений на примере фигурного катания. Если бы спортсмены были связаны контрактами со своими клубами, то при переходе решались бы все вопросы, от компенсации за подготовку до оплаты за постановку новых программ. Сегодня, когда олимпийские чемпионы числятся в штате спортивных школ олимпийского резерва, любой трансфер будет вызывать бурную реакцию в обществе. Ведь у Загитовой, Косторной, Туктамышевой сегодня не меньше персональных болельщиков, чем у Александра Кокорина, Артема Дзюбы и братьев Миранчуков.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Фигурное катание Тутберидзе Этери Плющенко Евгений Косторная Алена
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

17 января