Вместе с легендарным тренером, возглавлявшим сборные СССР и России, а также петербургскую команду, мы решили оценить игру футболистов «Зенита» и их вклад в сезон, который принес «сине-бело-голубым» золотой дубль.

- Анатолий Фёдорович, с «Зенитом» прощается фланговый защитник Игорь Смольников. Наблюдая за его игрой в последние годы, порой хотелось, чтобы его не ставили на ответственные матчи. Проход по флангу на скорости и далее три варианта: безадресная передача вперед, либо пас назад или поперек поля ближнему. Что скажете об Игоре?
- Я думаю, что у него очень много хороших качеств. Это и поддержка атаки, и большая активность. Помню, был один игрок, которого много лет назад привлекали в сборную страны, и тренер ему постоянно кричал: «Думай, думай». Речь о том, что вот эта активность на выходе должна давать определенный КПД. У Смольникова отличные физические качества, он выполняет объем работы. Но КПД зачастую требует адресного продолжения, при этом своевременного. Для эффективности Игорю необходимо использовать пространство между вратарем и защитниками. Когда есть свободное пространство, тогда есть возможность в него ворваться, тогда возникает голевой момент. А получалось так, что передачи шли туда, где уже идет борьба, когда преимущество вратаря было уже преобладающим. В целом ему не хватало эффективности, были проблемы и позиционные в обороне, когда игрок терялся. Когда речь шла о внутреннем чемпионате, все это было практически незаметно. А вот в Лиге чемпионов, конечно, просчеты были.
- Вячеслав Караваев сумел качественно заменить Смольникова?
- У него есть адресные передачи в штрафную, он может и сам завершать. У него, как и у Смольникова, есть и объем работы, и активность, и скорость. Но на выходе в ключевые моменты сегодня Караваев выглядит эффективнее.

 

Шатов был хорош в подыгрыше, но…

- Олег Шатов какое-то время был очень важной фигурой для «Зенита». Он и создавал, и подыгрывал, и завершал - совсем не терялся на фоне звездных партнеров, среди которых был и Халк.
- Ключевое здесь - подыгрывал. Это нивелировало его качества. Он не стал футболистом, который брал на себя игру и проявлял себя в завершающей стадии. Не брал на себя инициативу и отошел на второстепенную роль. Если говорить об универсальности, то можно сказать, что роль Шатова была ограничена вспомогательными функциями. Ведь здесь нет отбора мяча, нет активного ведения игры в атаке и обороне. Полезный игрок, но было много подыгрывания в ущерб инициативе. Бывало, что он создавал голевые моменты, но все же он был игроком, который мало влиял на качество игры.
- Не стал он ни Хави, ни Иньестой по меркам «Зенита»?
- Если уж говорить таким языком, то промежуточная передача дает возможность набрать из глубины скорость последующему адресату передачи. И за счет такого паса меняется структура, то есть появляется возможность освободившееся пространство за счет этого паса заполнить (как при комбинациях с участием Хави, Иньесты и Месси времен «Барселоны» Пепа Гвардиолы - Ред.). Пауза перед передачей дает возможность осмыслить саму ситуацию. В футболе эта пауза необходима для того, чтобы изменившаяся структура заполнилась. У Шатова есть промежуточный пас, но он не меняет структуры. Он хорошо обслуживает партнера. Дзюбу, Халка, но этим все и ограничивается. То есть подыгрыш, а не разрезающие передачи. Для универсальности ему, как мне кажется, не хватает физических качеств. Такое впечатление, что он никогда не играл в оптимальном состоянии. Может быть, для реализации этого не хватало. Есть актеры второго плана, думаю, что такое сравнение можно применить в данном случае. Оно уместно.
- Может, Шатов играет в футбол другой эпохи? Ведь тот же Далер Кузяев - универсал.
- Речь не об эпохе, это вопрос пространства. Шатов пришел из маленького футбольного пространства, его кругозор ограничен короткими передачами. Не хватает ему масштабности. При всех его положительных качествах, которых немало. Он очень хорошо смотрелся на ограниченном пространстве, в тики-таке. Но без тонкости понимания Хави и Иньесты. Наверное, этого не хватало. Игра каталонцев носила четко продуманный характер с учетом слабостей соперника. Это важно. Вот взять Де Брюйне из «Манчестер Сити», его передачи носят в себе перспективу. А в случае с Шатовым мы часто видели перекладывание ответственности на партнера и простое подыгрывание.

 

Роль Барриоса в команде - ключевая

- Колумбийца Барриоса называют одним из лучших футболистов сезона. Это действительно выдающийся игрок по меркам РПЛ?
- Для Барриоса игровая дисциплина подразумевает, что ему всегда необходимо быть в нужном месте. Центральный полузащитник - это очень активная позиция. Он находится за линией мяча. Это человек, который встречает соперника, ограничивает его, не дает возможность начать и продолжить атаку. Это ключевая позиция в команде.
- Видите минусы в его игре?
- При переходе из обороны в атаку он часто переигрывает, передерживает мяч, идет в обводку вместо первого паса. Зачастую это лишает «Зенит» эффективности выхода из обороны, остроты и скорости. Думаю, что ему есть, над чем работать. При моделировании игры в контратаке позиция Барриоса ключевая. А ведь впереди Лига чемпионов. Объясню: лишние касания - это потеря времени. При развитии атаки потеря 4 секунд - это 20, а то и 30 метров, которые можно пробежать.
- Речь о том, что игрок на позиции Барриоса может тормозить атаку даже при том, что его игра выглядит эффектно?
- Да, есть такое. Как с этим бороться? Ограничить число касаний. Играешь в одно-два касания - и всё.
- Наверное, Барриос играл бы в другом чемпионате, если бы при развитии атаки все время играл в одно-два касания.
- Да, Бускетс в «Барселоне» в каких-то моментах тоже переигрывает, передерживает, но это делается в тех моментах, когда позиция еще не готова для атаки. В его передачах есть интрига развивающейся атаки. Возвращаясь к Барриосу, он ведет игру. На нем лежит ответственность и за смену ритма, и за смещение акцентов. Но с мячом, конечно, надо расставаться быстрее. Есть перспективы у него, но корректировка должна быть. Он тот, кто встречает, разрушает и позволяет разогнать атаку. Это ключевые моменты, и они достигаются за счет своевременности передачи.

 

Сантос по качеству игры уже близок к Фернандесу

- «Зенит», похоже, прощается с Браниславом Ивановичем. В прошедшем сезоне идеальное сочетание в обороне - Дуглас Сантос, Иванович, Ярослав Ракицкий, Караваев. Часто приходилось слышать, что центр защиты у «Зенита» пенсионного возраста. Но ведь серб с украинцем здорово читали игру.
- В целом, конечно, можно говорить, что игра обороны у «Зенита» достаточно надежна. Но тут мы возвращаемся к уровню соперников, с которыми играла команда и те скорости, которые были предложены. Иванович и Ракицкий здорово дополняли друг друга. Активная роль в развитии атаки была у Ракицкого, а более оборонительная - у Ивановича. Не стал бы говорить о каких-то недостатках этой пары. За счет опыта им удавалось выглядеть достаточно убедительно. Но не на том уровне, который предлагался в Лиге чемпионов. Вот там ощущался и возраст, и скорость. Но эти моменты носят естественный характер.
- Сантос уже адаптировался. Это типичный качественный работоспособный бегунок, которыми так богата в последние десятилетия Бразилия? Марсело, Роберто Карлос, Майкон…
- Думаю, да. Если сравнивать его с модельными характеристиками игроков его позиции в «Реале» или «Барселоне». Дуглас достаточно эффективен в атаке, до завершающей стадии. Есть и качество игры в обороне: контроль, предугадывание, оценка позиции. Сантос соответствует необходимым качествам и требованиям. Когда мы говорим о защитниках, важно отмечать, как они взаимодействуют с игроками средней линии, какое у них взаимопонимание.
- В том смысле, есть ли подстраховка и взаимозаменяемость?
- Да. Взаимозаменяемость позволяет раскрепощенно играть. Оставляя свою позицию, ты спокоен. Говоря о фланговом защитнике, надо понимать, каковы границы его действий: до штрафной соперника или до вратарской. В этом смысле показательна игра Марио Фернандеса в ЦСКА. Сантос близок к нему по качеству, но границы действий в созидании и завершении у них пока разные. Бразильцу из «Зенита» есть куда стремиться в этом смысле. И, что важно, это не должно идти в ущерб действиям в обороне.
(Продолжение беседы, в котором Бышовец оценит роль остальных игроков «Зенита»-2019/20, - в следующем номере).
Константин РОМИН.

Футбол «Зенит» ФК Бышовец Анатолий
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

9 января