После Словении Станислав Черчесов сохранил победный состав, но в третий раз за этот цикл изменил систему: сборная перешла на 3-4-2-1 вместо ромба и прибавила в прессинг-агрессии.
Прессинг-план был неплохим: в первом тайме Россия принуждала словаков к забросам, а команда Штефана Тарковича почти не пользовалась индивидуальными недочетами нашей сборной. В остальном все было посредственно: Россия медленно атаковала, пожарила на стандартах, а в решающий момент не адаптировалась к новым изменениям от тренерского штаба, хотя шанс на спасение точно был, - пишет обозреватель Sports.ru, разбирая тактически поражение России в Трнаве.
Черчесов подготовил прессинг под построение Словакии: центральных защитников прессинговали Жемалетдинов и Головин, а Дзюба работал в опорной зоне. В основном ему помогали Оздоев или Кузяев, так как у Словакии два опорных полузащитника. По Губочану и Пекарику играли Жирков и Фернандес, а атакующую четверку разбирали Оздоев, Кудряшов, Джикия и Семенов. Россия неплохо ориентировалась, когда кто-то выпадал: например, Кузяев неоднократно страховал Оздоева, Дзюбу и Жемалетдинова. Пару раз проигрывали подбор, но Словакия этим не пользовалась.
Положительное следствие прессинга: удары по нашим воротам были только после стандартов.
Переходим к обновленному атакующему построению.
В первой фазе все ясно: Словакия не прессинговала, поэтому Кудряшов, Джикия и Семенов спокойно пасовались между собой. Чуть выше располагался Оздоев, который часто создавал ситуативные тройки с Семеновым и Джикией, позволяя Кудряшову дублировать Жиркова на фланге. Головин и Жемалетдинов были привязаны к флангам, Кузяев действовал между ними (временами располагался на одной линией с Оздоевым).
Атака сборной – катастрофа. Перед голом Шкриньяра Россия нанесла всего два удара (один из них – удар Головина со штрафного на первой минуте). Во втором тайме Черчесов внес изменения: сначала заменил Жиркова на Мостового, перейдя на четырех защитников. Эффекта не было: ноль ударов в первые двадцать минут второго тайма.
Затем Черчесов заменил Мостового на Соболева: Мостовой действительно не улучшил игру, но стабильного качества не давал вообще никто. После выхода Соболева и Миранчука ситуация изменилась не очень сильно: да, Россия вела 4:1 по ударам (два – в голевой атаке), но стабильной доставки в штрафную все равно не было. Главная причина – компактное расположение и фланговые механизмы Словакии. Мак и Косцелник очень глубоко опускались и не давали ничего делать на флангах. Остальные поддерживали низкий блок, располагались близко друг к другу – Россия лишилась пространства. Было интересно только после пары рывков Головина, но командного взаимодействия в атаке (даже качественных забросов на Дзюбу) мы не увидели.
Другой важный фактор – отличная игра Словакии в воздухе. Верховой борьбы было не так много, но Россия проигрывала почти весь подбор. Сухие цифры: из 12 единоборств в штрафной Дзюба проиграл позицию всего в трех-четырех случаях. Проблемы в другом: после обработки он сразу терял мяч, так как был либо один, либо неудачно скидывал на партнеров. Атакующая линия была слишком отрезана друг от друга.
Сборная России провела интересный цикл. С одной стороны Черчесов показывает, что сборная может быть разной. За три матча – три разные схемы. Против Словении и Мальты были правильные замены и своевременные тактические перестроения. Схожая ситуация была в Турции. Однако матчи с Сербией и Словакией подталкивают к ключевому вопросу: почему матч-менеджмент неплох только внутри проработанного плана? Эти поражения – из-за отсутствия плана Б. В Словакии мы неплохо прессинговали, но давление ни к чему не привело – Россия банально не понимала, как ей дальше взламывать прагматичную защиту соперника.
Следующий цикл станет ключевым: в сентябре мы встретимся с главным конкурентом – сборной Хорватией, затем с Кипром и Мальтой. Пока ситуация в группе очень запутанная.

 

 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

20 января