21 ноября 1984 года футбольный клуб «Зенит» разгромил в СКК харьковский «Металлист» (4:1) и впервые в истории завоевал звание чемпионов страны. Победу в решающей игре команде Павла Федоровича Садырина принесли голы Николая Ларионова, Юрия Желудкова и Сергея Дмитриева, оформившего дубль. В общей сложности по ходу сезона-1984 ленинградцы одержали 19 побед в 34 матчах чемпионата, 9 раз сыграли вничью и потерпели 6 поражений. «Зенит» набрал рекордные для себя 47 очков и на 2 балла опередил ставший вторым московский «Спартак».
«Зенит» на своем официальном сайте поздравил всех болельщиков с 40-летием первого чемпионства «сине-бело-голубых», назвав публикацию символически: «Опять футболом болен Ленинград». «Каждый новый титул - историческое достижение, но первое чемпионство - шаг к вечной славе», - говорится в поздравлении.
- В какой футбол играл тот «Зенит»? – вопрос чемпиону Советского Союза 1984-го года Сергею Веденееву.
- О командной игре говорить сложно, все было построено на индивидуальных качествах игроков. Специально игру никто не выстраивал. Знаешь, бывает - сходятся звезды, подбирается состав. После 80-го года команда стала обрастать опытом, поменялись игроки, пришли ребята приблизительно одного уровня и возраста. В этот самый момент Юрий Андреевич Морозов ушел в Киев, а «Зенит» возглавил Павел Федорович Садырин. Перемены дали эмоциональный толчок, однако выстроенного тренировочного процесса, теоретических занятий и какой-то специальной подготовки, повторюсь, не было. Павел Федорович не имел никакого тренерского опыта, он сам начинал с нуля. Главным качеством Садырина был позитив. А команда ему изначально досталась хорошая.
- Какой игровой схемы придерживался Павел Федорович?
- Тогда все команды играли примерно одинаково, 4-4-2. «Спартак» при Бескове делал ставку на контроль мяча, владение, выражаясь современным языком, было процентов 75. Киев играл по голландским и немецким лекалам: физическая мощь, давление, фланговые проходы, подачи.
- А «Зенит»?
- Никто нам ничего не объявлял. Вот Морозов мог дать установку на прессинг. Если команда находилась в хорошем физическом состоянии, то нападающие много двигались без мяча, не давая защитникам спокойно начинать атаки. Полузащитники были заточены на отбор. Что делать на своем мяче, нам никто не говорил. Если отдать было некому, просто выбивали, боролись. Тем более, поля были такие, что особо не поразыгрываешь. В Минске, который в ту пору на выезде обыграть было невозможно, Морозов вообще как-то дал такую установку: бьем вперед, отдаем мяч сопернику, обороняемся.
С Садыриным мы играли в атакующий футбол, впереди хватало индивидуальных качеств Ларионова, Желудкова, Клементьева, Мельникова. Порой Павел Федорович поставит состав - хоть стой, хоть падай - пять нападающих! (Смеется). Ребята хорошо играли ногами, им удавались какие-то комбинации. Кстати, что-то похожее было при Петржеле: команда неслась, играла только вперед, возвращаться не успевала, выигрывала за счет физических кондиций и благоприятного эмоционального фона.
- Где вы находились в момент исполнения второго штрафного Юрием Желудковым в выездном матче со «Спартаком»?
- Игру в Лужниках хорошо помню: мы же остались вдесятером, Гаврилов не забил пенальти. В середине второго тайма Юрка со штрафного положил, а при счете 2:2 практически в той же точке второй штрафной поставили. Я стоял рядом с Желудковым, чувствовал, что тоже могу забить, захотел обвести стенку с другой стороны (улыбается). Говорю: «Юр, дай-ка я пробью в правый угол». Желудков отвечает: «Не, не, я сам!». «Да ты не забьешь второй раз!». Но забил ведь!», - цитирует Веденеева портал Бобсоккер.