Шеф-скаут «Зенита» Константин Шипулин, с перерывом работавший в клубе с 2015 года, раскрыл некоторые подробности состоявшихся и не состоявшихся трансферов «сине-бело-голубых».
– Я пришёл уже после покупки Дугласа и Малкома. Здесь важно понимать, что они всё равно переходили из европейских клубов. При этом точно не возникало директивы: давайте брать только бразильцев. Мы всегда смотрели всё. И продолжаем это делать, - приводит слова Шипулина championat.com.
– Приглашение Дугласа чьей было идеей?
– Насколько я помню, по аналитическим выкладкам на своей позиции он выделялся даже в «Гамбурге» – сейчас не самом топовом клубе. Недорогой и качественный футболист. С ним клуб точно угадал.
– При вас в команде оказались Клаудиньо и Вендел. По ним были вообще разногласия?
– Тогда мы функционировали в рамках другого лимита. Очевидно, что с уходом Дриусси его можно было заменить именно легионером. Клаудиньо провёл хороший сезон в Бразилии, правда, мне казался больше «десяткой». Но он настолько талантливый и умный футболист, что может играть везде. Плюс у нас была привязка к паре форвардов, которые обеспечивали результат. Как только ушёл Дриусси, мы запустили поиск замены. Кандидатов было много. Обсуждали и приняли такое решение. Клаудиньо был на верхних этажах списка. Первый? Я не хотел бы говорить.
Вендел попадал в список ответственности одного из европейских скаутов. Футболист играл в «Спортинге» – очевидно, он был в зоне внимания. Я сорвался на один из предолимпийских турниров посмотреть его лично, он меня очень впечатлил. И закрепился в списке, где было около пяти человек. Потом вышло так, что клуб решил пойти по пути Вендела.
– Не так давно мы увидели Вендела не только как классного футболиста, но и как специфического человека, который не хотел возвращаться в Россию. Вы как скаут при составлении отчетов обращаете внимание на психологию футболиста?
– По нему мы делали специфические отчёты – анализ поступков за пределами поля, анализ соцсетей. Да, он чудил, даже когда играл в «Спортинге». Но поймите, любой трансфер – это набор противоречий. И либо мы это принимаем, либо нет. Да, мы знали, что у него есть некоторые особенности. Первые два года всё было нормально. И когда он этим летом вернулся из творческой командировки, быстро стал одним из лучших игроков РПЛ. Я не стал бы драматизировать эту историю. В случае с Венделом класс игрока оказался приоритетнее. Ситуация непростая. У бразильцев есть специфические черты, но, поверьте, по сравнению с некоторыми игроками Вендел – образец профессионализма и у него все в порядке.
– Юри Алберто – ещё один трансфер, оформленный при вас. Это ошибка?
– Всё определяется шорт-листом. Кто ещё был в списке? Я назову одну фамилию. Думаю, была возможность взять Хулиана Альвареса. Дальше был Алберто. Но в чём ошибка? Пришёл молодой футболист, забивал, выиграл титул. Нет ни одного скаута, который предугадает, что в силу изменившейся ситуации футболист может уехать. Такое сложно просчитать. Клуб здесь может либо найти выход из сложившейся ситуации, либо нет. На мой взгляд, выход найти удалось. Пусть и пришлось прибегнуть к такому незаслуженно забытому методу, как «натуральный обмен» между «Зенитом» и «Коринтиансом». Что касается будущего Алберто, то его потенциал остался тем же. Не исключаю, что в ближайшее трансферное окно он перейдёт в европейский клуб либо уедет в Саудовскую Аравию.
– А что не так с Альваресом?
– У него там были определённые отступные. Но никто наверняка не знает, поехал бы он. Понятно, что его сложно было назвать чистой «девяткой». А мы искали замену Азмуну. Хотя по базовым характеристикам он бы мог встроиться в команду.
– Вместо Алберто «Зенит» разменял права на некоторых игроков и пригласил Педро – что это за футболист?
– Мы говорим о парне 2006 года. Я видел его матчи живьём. Мне он очень нравится – невысокий, коренастый, с низким центром тяжести, быстро меняет направление движения. Его бьют, но он всё равно бежит. За сборную его ставили «десяткой», хотя его ключевые качества — скорость и дриблинг.
– Какую оценку скаутинговый отдел давал при анализе Ренана?
– Если посмотреть его статистические карты относительно других центральных защитников в РПЛ в 2023 году и в Бразилии в 2022-м, то они схожи. Он прекрасен в продвижении мяча и технике, но все знали, что у него есть проблемы с оборонительными действиями. Это такой типаж центрального защитника, который силён на мяче. Опять же, 2003 год. Молодой футболист. Левый центральный защитник – штучный товар. На них всегда особый спрос. Мы понимали риски, когда выстраивали концепцию этой большой сделки с «Коринтианс».
– В чём, на ваш взгляд, проблема Ренана? Что мешает ему научиться играть в защите?
– Думаю, несколько ошибок выбили его из колеи. Сейчас он проиграл конкуренцию Алипу. Думаю, надо успокоиться, и всё будет нормально. Переход в «Реал»? Думаю, мадридский клуб может позволить себе не только Роберта, но и кого-то ещё. Но сейчас я слабо верю, что в ближайшее трансферное окно он станет игроком испанского клуба.
Кстати, Ренан, несмотря на потерю места в основе «Зенита» получил очередной вызов в олимпийскую сборную Бразилии. В то время как российские игроки «сине-бело-голубых» после попадания в запас автоматически выбывают из списков Валерия Карпина и не попадают даже в расширенный состав национальной команды.