Игровая биография нового лидера в списке бомбардиров России делится на две почти равные части - красно-белых и лазурных цветов: 8 и 7 сезонов соответственно (правда, с арендными вкраплениями в обеих половинах). Но в футболке «Спартака» Дзюба забил в чемпионатах страны 26 голов, а в футболке «Зенита» - 81. И потому никуда не деться от вопроса: а стал бы возможен нынешний рекорд, если бы Артём до сих пор играл в родном клубе? Вот добавил бы Леонид Арнольдович те три копейки, из-за которых они в своё время разошлись, - где сегодня был бы форвард Дзюба? – таким вопросом задался обозреватель портала Sportbox.ru

Давайте вспомним лето 2015 года, когда Артём менял Москву на Петербург. Кем он был в тот момент? 26-летним форвардом с задатками, скажем так. Ни суперталантом, ни оплотом сборной, ни уж тем более героем нации он не считался даже близко. Если за мерило статуса принять ежегодный список 33 лучших футболистов страны, то там фамилия Дзюбы появлялась дважды: под третьим номером в 2010 году и под вторым в сезоне 2013-14, когда были аренды в «Томь» и «Ростов» соответственно, - после собственно спартаковских сезонов РФС не отметил его ни разу.
А если за критерий игрового масштаба взять представительство в сборной, то к моменту перехода из «Спартака» в «Зенит» на счету 26-летнего Дзюбы было 9 игр, в основном неполных (всего три раза больше тайма). Для сравнения: в свои 26 лет Андрей Аршавин имел в национальной команде 33 матча, Александр Кержаков - 44, Александр Кокорин - 48. Говоря иначе, спартаковский Дзюба не котировался в нашем футболе как фигура первого ряда. Того самого ряда, где он, несомненно, пребывает теперь.

Очевидно, что свои лучшие годы бомбардир Дзюба прожил - и продолжает жить - в нынешнем клубе. Так что же «Зенит» дал ему такого, что не смог дать «Спартак»?
Систему.
Думается, это самый точный вариант, если ответ требуется уместить в одно слово. Система - это то, что есть в «Зените» и чего нет в «Спартаке». И это то, что необходимо Дзюбе.

Рамки и ограничения, которые задаёт система, позволяют сохранить внутри всю энергию, которую расплёскивают такие кипучие натуры. Когда их ничто не сдерживает, они своими неконтролируемыми выбросами выжигают пространство вокруг - а себя растрачивают в пустоту. Когда же границы расставлены, а правила заданы, эти испепеляющие импульсы в самой жаркой части спектра гасятся, а в остальной - упорядочиваются, направляются и используются в мирных целях.
Вот сегодня общество возбуждено теми словами и жестами в адрес тренерской скамьи, что позволил себе рекордсмен после долгожданного гола. Случись такое в «Спартаке», вспышка наверняка оставила бы после себя пепелище. Примерно так, как это случилось при слове «тренеришка». В «Зените» же сполоха никто не заметит, и первая реакция Сергея Семака («Не слышал») в этом только убеждает. Система притушит, саккумулирует и отведёт в конструктивное русло. При этом не дрогнув ни единым мускулом.
Случай Дзюбы чем-то напоминает хрестоматийный случай Заварова. Ведь там в начальной точке тоже были задатки - сколь очевидные, столь и ненадёжные. Своенравные, капризные, пусть и чуть других форм. И лишь попадание в систему - систему Лобановского - позволило тем задаткам окрепнуть до состояния таланта первой величины. Не будь границ, не было бы и сбережения энергии для главного.
Оставаясь мастером своего репертуара, Дзюба уже успел сопроводить рекордный гол комментарием о том, как много за эти годы он сделал для «Зенита». Чистая истина: сделал, и немало. Только он должен понимать: «Зенит» для него сделал больше. Не было бы Дзюбы, на этом месте был бы кто-то другой. Система нашла бы - на то она и система. А вот где такую же систему нашёл бы он?

Футбол Зенит ФК Дзюба Артем Спартак ФК Федун Леонид
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

2 мая