«Руки прочь от Прядкина!» - под таким заголовком сегодня, 5 октября, вышла статья о смене власти в РПЛ (уходе с поста президента лиги Сергея Прядкина) и новом ТВ-контракте. Тем не менее, в этот же день спустя несколько часов стало известно, что Прядкин покинул свой пост. Исполняющим обязанности президента РПЛ назначен Ашот Хачатурянц.
Но почему в РПЛ должна смениться власть, если 9 месяцев назад, 16 января, клубы единогласно переизбрали его в качестве президента Лиги на новый 5-летний срок? Почему за уход Прядкина, по информации из разных источников, выступали 12 клубов из 16? Изменилось настроение? Не выдержали давления сверху? Если да, то в чем причина? И не изменят ли свою позицию те, кто еще недавно был обеими руками за тендер, равенство и братство?
Ответы на эти вопросы - в том самом материале под заголовком «Руки прочь от Прядкина!», который опубликовал tele-sport.ru .
Как это часто бывает, дело в деньгах, а именно - в тех, что предстоит уплатить участникам телевизионного тендера (для простоты назовет его так), что должен быть проведен до 11 октября. Давным-давно, в эпоху дешевых телеправ («Матч ТВ» платит сегодня за РПЛ 1,7 миллиарда рублей в год) РФС поручил РПЛ не только проводить чемпионат России, но на возмездной основе передал коммерческие и медиаправа. Передал и забыл, что соглашение между РФС и РПЛ будет действовать еще 4 сезона, если перед стартом последнего не объявить о прекращении полномочий Лиги и ее права самостоятельно реализовывать права. Все бы шло по накатанной колее («Матч», входящий в «Газпром-Медиа», вновь получил бы РПЛ), если бы на рынке не появились новые участники, оценивший российский футбол намного дороже.
Okko («Сбер») объединилось с Первым каналом, о своем интересе объявила платформа Start («Мегафон»), в какой-то момент подал голос «Яндекс», и речь зашла уже о 7-8 миллиардах рублей в год. Даже по масштабам РФС, легко бросающим в топку более 3 миллиардов рублей в год (расходы на содержание штата нашего футбольного союза), это серьезные деньги. По подсчетом экспертов, вместе с поступлениями от спонсоров и букмекеров выплата 7-8 миллиардов рублей могла бы гарантировать клубам ежегодный доход на уровне 700-800 миллионов рублей. Каждому. И если для ведущих клубов это, в общем-то пустяк, то для клубов региональных - гарантия выживания. Для Лиги - возможность избежать повторения томской или тамбовской историй, когда команды чудом доиграли чемпионат. Для болельщиков по России - счастье увидеть дома матчи с участием «Зенита», «Спартака» и иже с ними.
В какой-то момент «Матч» поднял ставку до 4 миллиардов рублей в год, а вице-президент РФС Денис Соловьев заявил, что у федерации есть юридическая возможность самостоятельно распорядиться правами, исключив из сделки РПЛ. Но Прядкин с этим не согласился. «Мы обсуждали с клубами эту ситуацию и не видим оснований менять подход к реализации медиа и коммерческих прав», - сказал президент РПЛ, ускорив, тем самым, возможную отставку. И можно говорить что угодно, но, по сути, он выступил в защиту интересов нашего футбола и за честную конкуренцию в борьбе за телеправа.
Злые языки утверждают, что с уходом Прядкина тендер вообще не состоится, так как претенденты не захотят участвовать в клоунаде, в которую рискует превратиться битва за телеправа. Победитель в ней все равно известен, что бы ни предприняли любые претенденты, кроме главного, которого поддерживает РФС. Налицо конфликт интересов между «Газпромом», государственной корпорацией, чью сторону взял союз, и развитием российского футбола, которое должно стоять во главе угла всей деятельности РФС. Сегодня Александр Дюков, чьи заслуги перед нашим футболом никто не ставит под сомнение, стоит перед выбором: действовать, как президент мощной общественной организации, во благо всей футбольной семьи, или поставить, как глава компании «Газпром нефть», корпоративные интересы выше общественных. Победа «Газпром-Медиа» в фейковом тендере будет означать, что клубы недополучат деньги и их бюджеты придется наполнять за счет средств регионов, как это делается уже много лет. Мы давно говорим о необходимости перехода от госфинансирования профессионального футбола к частному, о выстраивании цивилизованных рыночных отношений, а вместо этого тратим миллиарды на второсортных легионеров, агентские бонусы и голландские прожекты, о которых через несколько лет никто и не вспомнит. А ведь эти деньги вполне можно было бы пустить на социальные нужды в регионах или столь важную сегодня борьбу с пандемией по всех России.
Сергей Прядкин, конечно, не ангел и не борец с адским злом. Но, в случае отставки (отстранения) он уйдет в ореоле защитника интересов нашего футбола и мученика. А таких в России всегда любили.