Анализируем тактические решения тренерского штаба «Зенита».

Тактика «Зенита» не является большим секретом: помимо базовой расстановки 4-4-2 Семак использует схему с тремя центральными защитникам и (крайне редко) - модель 4-3-3. Видоизменения связаны в первую очередь с разными ролями Малкома, чьи характеристики позволяют играть как на обоих фланга атаки, так и под нападающими. Четырёх полузащитников Семак расставляет ромбом по той простой причине, что для классической английской линии в его распоряжении нет ярко выраженных крайних хавбеков а-ля Спивак или Ширл. В прошлом сезоне правее или левее центральной пары эпизодически располагался Кузяев, однако это не его позиция от слова «вообще» (Не поэтому ли Кузяев не спешит подписывать новый контракт с «Зенитом»?).

Задумка Семака заключается в смене мест фланговых игроков. Малком справа смещается в центр, а слева активно участвует в подыгрыше и выполняет разнообразные передачи, Мостовому на фланге пока не хватает объёма выполняемой работы, однако за счёт мягкой техники и хорошего игрового мышления он интегрирован в общекомандные действия. С Дриусси быстро двигается мяч, что доказала игра с «Ростовом», аргентинец незаменим в высоком прессинге и быстро принимает ключевые решения - словом, в целом задумки Семака работают. Однако далеко не факт, что тактические ходы, эффективные для уровня сопротивления в чемпионате России, окажутся дееспособны в Лиге чемпионов. Игра с «Динамо» показала, как противостоять Малкому: первым навязывает борьбу бразильцу один из хавбеков, страхующий его крайний и даже левый центральный защитник закрывают бровку и выдавливают оппонента в центр, где Малком упирается в глухую стену. Беда зенитовца - узкопрофильная левая нога, что лишний раз доказал поединок с «Арсеналом». Помните эпизод в штрафной Нигматуллина, когда Малком стал перекладыватт мяч с правой ноги на левую и в итоге упустил момент для удара? Боюсь, что и соперники «Зенита» по Лиге чемпионов обратят внимание на эту особенность.

Юрий Андреевич Морозов крайне редко задействовал футболистов не на своём фланге. По его мнению, игрок рабочей ногой на генетическом уровне чувствуете бровку, что позволяет ему качественнее выполнять поставленные задачи. Той же позиции придерживался Петржела, тогда как Семак ратует за универсализм и постоянно предлагает специальные упражнения на работу обеими ногами. С одной стороны, это увеличивает вариативность атаки. С другой - снижает природный потенциал. Я, например, одного своего мальчишку с феноменальной левой а-ля Малком ставлю на правый фланг, откуда он смещается в центр для удара и передачи. Но знаете, что он мне говорит после каждой игры? Правильно: «Мне удобнее слева». Всё-таки прав Юрий Андреевич?

При заточенных на Дзюбу флангах расширяется функционал центральных полузащитников. Увы, «Зенит» и здесь сталкивается с проблемой узкой специализации. Барриос практически безупречен в разрушении, но ориентирован на передачи ближнему игроку, Оздоев любит играть выше, однако не всегда успевает страховать Малкома и не обладает диспетчерскими качествами. Кузяева в вершине атакующего треугольника использовал лишь Манчини, а Дуглас Сантос превратился в тривиального пожарного (вдвойне странно его использование в центре обороны при наличии Прохина). На мой взгляд, нынешнему «Зениту» пришёлся бы ко двору… Леандро Паредес, умеющий связать оборону с атакой и в целом не нарушающий игровой баланс. Но не в персоналиях дело - точнее, не только в них. Семак прекрасно понимает проблему и ратует за скорейшее приобретение атакующего центрального полузащитника, который бы сохранил прежние наработки и разнообразил атакующий потенциал «Зенита».

По-прежнему считаю, что «Зениту» с нынешним подбором исполнителей лучше всего походит схема 4-3-3 - именно в её рамках можно лучше раскрыть потенциал всех атакующих футболистов «Зенита». Малкома в первую очередь.

Футбол «Зенит» ФК Семак Сергей Малком
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

13 января