Весь мировой футбол сейчас переживает пору перемен. Трудно назвать хотя бы один турнир, который не подвергается уже или в самом ближайшем будущем радикальным переменам.
Чемпионат мира расширяет свой состав в полтора раза – до 48 сборных. Плохо это или хорошо, сейчас рассуждать не будем. Клубный чемпионат мира превращается в полноценный представительный турнир с 24 или даже 32 участниками. Чемпионат Европы пройдет в 12 странах (хотя это, наверное, временное отступление от правил). УЕФА с этого года запускает третий еврокубок. Уже завершается второй сезон Лиги наций – нового соревнования для сборных. И, наконец, за реформирование Лиги чемпионов идет самая настоящая борьба. С одной стороны, УЕФА. заручившись поддержкой ФИФА, хочет запустить долговременный проект, сохраняющий принципы прежнего формирования. С другой стороны, ЕКА (Европейская клубная ассоциация, лоббирующая интересы грандов) пытается создать сходу или постепенно закрытую Суперлигу.
В этой связи странно воспринимаются мнения отдельных отечественных специалистов о том, что изменение формата РПЛ – это путь в никуда. Мол, в солидных турнирах перемен не происходит. На это хочется заметить, что перемены не нужны или не столь остро нужны в благополучных чемпионатах. Хотя даже в испанской Примере «Барселона» объявляет об огромных долгах.
Другое дело, что реформы не должны проводиться для галочки, просто перемены ради перемен. В связи с этим заслуживают внимания слова Леонида Федуна о том, что предполагаемая реформа чемпионата России должна учитывать возможные изменения в формате Лиги чемпионов.
«Окончательное решение по реформе формата Лиги чемпионов должно приниматься с учетом мнений всех стран - членов УЕФА. Во главу угла должен ставиться спортивный принцип отбора участников еврокубка. Не должно быть дискриминации. Иначе богатые клубы станут еще богаче, а бедные – беднее. В свою очередь изменения в самой РПЛ должны проходить с учетом внешней конъюнктуры и качественного выступления российских клубов в еврокубках», - сообщает ТАСС слова Федуна.
В середине января президент Российской премьер-лиги Сергей Прядкин рассказал, что лига рассматривает изменение формата турнира, одним из основных вариантов является сокращение числа команд до 12. Этот вариант вызывает большую и обоснованную критику, поскольку наносит удар и по географии развития футбола в России, и по сборной – ведь сокращается число российских футболистов, выступающих на высшем клубном российском уровне. Это пожестче самого либерального расширения лимита на легионеров. Понятно, что вариантов без недостатков нет, но всё же сокращение числа клубов – самый внешне простой и действенный вариант, но в нем не чувствуется развития. Впрочем, это уже тема другого разговора…