Судьи умоляли «армейцев» отдать игру.

К концу 1980-х близился развал СССР - народные волнения в братских республиках стремительно набирали силу. Особенно неспокойно было в Грузии: в 1989 году в Тбилиси начались оппозиционные митинги, а движение за выход из состава СССР стало усиливаться с каждым днем. Местные жители бастовали: требовали независимости и заменяли алые полотна грузинскими флагами.

Как раз в то время московский ЦСКА, зависший в первом дивизионе СССР, отправился в один из самых сумасшедших выездов в истории клуба — в гости к «Торпедо» из Кутаиси. В небольшом городке Грузии команда Садырина нарвалась на местных «костоломов» и чудом унесла ноги от разозленных болельщиков.

Рассказываем, как это было.

В «Торпедо» хотели договориться с ЦСКА. Но деньги отдавать не стали

В Кутаиси ЦСКА прилетел в статусе лидера Первой лиги, накануне матча с местным «Торпедо». Московские футболисты только заселились в гостиницу и сразу же получили от бедствующих соперников, плетущихся в середине таблицы, предложение о договорняке.

«Главного тренера «Торпедо» Реваза Дзодзуашвили я хорошо знал как товарища по цеху, уважал как игрока. В беседе посочувствовал: команда его и игрой и скудным запасом очков не радовала. Однако просьбу Дзодзуашвили сыграть вничью, как и предлагавшийся немалый гонорар за очко, отверг, стараясь превратить все в шутку», - говорил главный тренер ЦСКА Павел Садырин журналу «Спортивные игры» в 1990 году.

Впрочем, как стало известно позже, «армейцы» все-таки приняли сделку. Однако исполнять условия договора отказались в последний момент.

«Вечером накануне матча заявляются в гостиницу грузины: «Обстановка взрывная. Вон, посмотрите, уже флаг свой, а не СССР. Надо, чтоб вы отдали игру» - «Еще чего!» Договорились на ничью. Они обещали за это три с половиной тысячи рублей.

Следующий день, пора на поле выходить, а денег никто не несет. Решили играть», - вспоминал полузащитник ЦСКА Дмитрий Кузнецов.

Игроки «Торпедо» пытались сломать футболистов ЦСКА. А тренер хозяев разбил губу Садырину

3 июля 1989 года при 17 тысячах зрителей игроки ЦСКА вышли на газон «Центрального стадиона» Кутаиси. Как ни в чем не бывало, они стали душить хозяев многочисленными атаками - и в итоге уже на 26-й минуте Кузнецов забил гол с пенальти.

Разумеется, грузинские футболисты, считавшие, что сделка в силе, к тому моменту были в ярости. В ответ они стали отчаянно лупить соперников по ногам. Иногда доставалось даже судье.

«Началось хамство - прыжки в ноги, отмашки, плевки», - говорил Кузнецов. «Били нас жутко, все ноги исхлестали. Судья только свистнет - ему кулаком в живот».

Как ни странно, благодаря такой игре кутаисцы умудрились избежать удалений. Более того, они даже заработали пенальти.

Тем не менее одиннадцатиметровый хозяева реализовать не смогли. Так что на перерыв грузинская команда уходила в отвратительном настроении.

Вскоре в подтрибунке завязалась потасовка.

«Под трибунами, поняв, что назревает большой скандал, мой коллега Дзодзуашвили набросился на меня с кулаками. Досталось и нашему кинооператору. В ложе, откуда он вел съемку, его избили, пытаясь сломать дорогостоящую камеру, вырвали оттуда кассету и разорвали на глазах пленку», - говорил Садырин.

«В перерыве сидим в раздевалке. Вдруг Федорович заходит - губа разбита, кровь. Мы всполошились: «Что случилось?». Оказалось, местный тренер в драку полез - с криками: «Подонок, обманщик». И тут этот кадр влетает в раздевалку и пальцем в меня с Фокиным тычет: «Вы следующие. Обещали сдать, деньги взяли - и выигрываете!». Тут уже я не сдержался: «Слышь, ты! Денег не было, и ничего мы вам не обещали». Он опешил: «А где бабки?». Посоветовал ему у толстого администратора поинтересоваться», - вспоминал Кузнецов.

Разъяренные фанаты «Торпедо» выбежали на поле. Игроки ЦСКА успели проскочить в раздевалку

После перерыва картина на поле не изменилась. Хозяева так же отоваривали гостей по ногам - напряжение на поле и трибунах росло. Наконец, когда произошел очередной спорный эпизод, стадион взорвался.

«Подают угловой, двое держат Ерему (вратарь ЦСКА Михаил Еремин. - Прим. Sport24) за руки. Нам забивают, судья Кобичик, классный мужик, из Черновцов, отменяет гол. Ему Мегреладзе как дал в губу, тот падает. Мы кричим: «Удаляй!». И тут смотрим: Ерема как побежит. Спрашиваем: «Ты куда?». А он: «Назад оглянитесь». Поворачиваемся, а на нас вся трибуна грузин несется! Хорошо, с других секторов не побежали. Успели в тоннель проскочить. Если б я упал, конец бы пришел. Затоптали бы», - рассказывал Кузнецов.

А так ту ситуацию вспоминал нападающий ЦСКА Сергей Дмитриев.

«Пауза, я с игроком «Торпедо» перебрасываюсь парой слов. Вдруг вижу: наши бегут в сторону раздевалки. Оборачиваюсь - болельщики на поле. С палками! Я - дёру. А грузин, с которым только что мило общался, ставит подножку! Перепрыгиваю, добегаю до раздевалки. Все футболисты уже там, не пострадали».

С трудом удрав от разъяренной толпы, футболисты и арбитры наотрез отказались продолжать матч: не без оснований переживали за свое здоровье.

Лишь после уговоров начальства и местных политиков, игроки ЦСКА все-таки решили вернуться на поле.

«После вмешательства приехавшего с нами начальника спортклуба ЦСКА народного депутата СССР Акентьева и заверений одного из местных руководителей, тоже народного депутата, в том, что порядок будет восстановлен, матч спустя 49 минут был продолжен. А перед тем каялся и просил прощение Дзодзуашвили. Какими-то деньгами компенсировали нашему кинооператору отобранную пленку. Мы с трудом дотянули до конца встречу. Такой вот «праздник футбола» получился в Кутаиси», - говорил Садырин.

«Судьи подошли, мэр города: «Ребята, давайте вничью сыграем, пока братоубийство не началось». Мы вышли на второй тайм, пешком катали мячик. В конце вообще все в стороны разошлись, даже Еремин, по-моему, демонстративно встал у штанги: забивайте», - рассказывал полузащитник Михаил Колесников.

О том, что игроки ЦСКА сами позволили «Торпедо» сравнять счет, вспоминал и Сергей Дмитриев.

«Минут пятнадцать в центре поля судьи и торпедовский нападающий Мераб Мегреладзе умоляли отдать игру. Кобичик ныл: «Пожалуйста, хотя бы вничью. Иначе отсюда не уедем». Мегреладзе обещал заплатить: «Деньги привезем». Кто-то сказал: «Черт с тобой, вези». Мераб рухнул на колени: «В гостиницу принесу после игры. Мамой клянусь!» Плюнули, позволили ему сравнять счет - 1:1. С тех пор Мегреладзе не видели».

После пропущенного гола ЦСКА, скрипя зубами, спокойно покатал мяч до финального свистка и увез из Кутаиси всего лишь одно очко.

Как для ЦСКА сложился сезон-1989

Тем не менее во втором круге чемпионата судьба вернула ЦСКА должок. В октябре при домашних трибунах московский клуб отгрузил Кутаиси аж 8 мячей (8:1).

«За 20 минут пять голов забили!», - радовался Кузнецов. «Они бегают, орут: «Мы вас дома порвем!». «А мы к вам в следующем году не приедем, - говорим. - Мы в «вышке» будем, а вы тут останетесь».

Свое слово футболисты ЦСКА сдержали. В пяти оставшихся матчах они одержали четыре победы, с отрывом в одно очко от «Гурии» выиграли чемпионат и вернулись в Премьер-лигу, которую впредь не покидали.

Источник:  sport24.ru 

Футбол Садырин Павел
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

23 декабря