Есть ли долгосрочные перспективы в «Зените» у выпускников петербургских спортшкол?
В матчах с «Ахматом» и «Оренбургом» на поле выходили по шесть воспитанников «Зенита». Вроде, надо радоваться (хотя, положа руку на сердце, какой из Сутормина воспитанник?), но, по сути, приходится признать: слова председателя Совета директоров «Зенита» Елены Илюхиной о необходимости доверия молодежи («мы не дорабатываем в части подготовки резерва», «Зениту» необходимо уделять внимание молодежному развитию») еще долго не будут подкреплены делом.
В ничего не значащем для «Зенита» матче с «Оренбургом» в стартовом составе вышли лишь два выпускника Академии: Александр Васютин и Данил Прохин. Поздравляю двадцатипятилетнего голкипера с дебютом в РПЛ - за вратарскую позицию в «Зените» действительно спокойно. Рад и за Прохина, в мае отметившего девятнадцатилетние. Я видел его работу на прошлогоднем летнем сборе в Австрии и возьмусь утверждать: при должном отношении к делу из Прохина выйдет классный центральный защитник. На мой взгляд, ему чуть не хватает массы - вспомните британских парней, начиная от Винни Джонса и Сола Кэмпбелла и заканчивая Джолеоном Лескоттом и Рио Фердинандом - но мышечный корсет - дело наживное. Рост Прохина 186 сантиметров (у того же Лескотта 188), он быстр, техничен и неплохо действует на втором этаже. Судить о наличии первого пасе пока сложно - Ракицкий прима даже в паре с Ивановичем, но суть понятна: у молодого человека неплохие перспективы. Но станет ли Семак рисковать в Лиге чемпионов или играх с «Локомотивом», ЦСКА и «Краснодаром», имея в обойме Ивановича или условного Ловрена, или Прохину необходимо уходить в аренду?
Он не одинок: засиделись на скамейке Мусаев и тот же Васютин, совсем пропал из поля зрения Воробьев, замучили травмы Скроботова. Совсем не удивляет отсутствие молодых нападающих - в нынешнем чемпионате Санкт-Петербурга, в котором Академия и СШОР «Зенит» не редко обыгрывают соперников с двухзначным счетом, просто по определению не может вырасти яркий форвард. Кстати, еще не факт, что городские соревнования стартуют 29-го августа: Роспотребнадзор и власти Санкт-Петербурга еще не дали окончательного разрешения. Это к разговору об избирательности решений и заботе о подрастающем поколении.
«Зенит» вроде немало делает для поддержания молодежи: в Академию инвестируются огромные деньги (полмиллиарда рублей с 2018 года), «Зенит-м» и «Зенит-2» получили роскошные базы в «Газпром»-тренировочном центре в Удельном парке и в спорткомплексе «Смена» на улице Верности, клуб возвращает из аренд Терентьева и Кругового, продает с правом первоочередного выкупа Бабурина и Рудакова. Увы, все это напоминает бездонный колодец - если в матче с последней (!) командой чемпионата, при отсутствии турнирных задач (!!) в основе «Зенита» выходят Жирков, Дзюба, Азмун, Барриос, Оздоев и Смольников, вольно или невольно начинаешь задумываться о весомости слов первых лиц петербургского клуба.
- Для меня очевидно, что воспитанников петербургского футбола в «Зените» больше не будет, - сказал мне воспитанник петербургского футбола, выпускник «Турбостроителя» Дмитрий Бородин, - лишь единицам из тысяч выпускников Академии и СШОР «Зенит» удастся ненамного приблизиться к «Зениту». Вышедшие на поле в Грозном? Это аванс, причем выданный тогда, когда судьба чемпионства была решена. Сколько таких молодых было за последние годы? И где они сейчас. Я не вижу в этих ребятах игроков основного состава. Сколько угодно может работать Академия, «Зенит-2» с моим другом Владиславом Николаевичем Радимовым, «Зенит-м» с моим близким товарищем Константином Георгиевичем Зыряновым - ничего не изменится. Сейчас в футбол играют деньги, поэтому «Зенит» будет осуществлять новые трансферы, а собственные воспитанники в его составе не заиграют никогда.
Примерами Аршавина, Кержакова, Быстрова, Денисова в Петербурге уже никого не убедишь, потому попробую вспомнить карьеру нынешнего кумира болельщиков «Зенита» Артема Дзюбы. 4 апреля 2007-го года в первом четвертьфинальном матче Кубка России тренер «Спартака» Владимир Григорьевич Федотов (царствие ему небесное) выпустил девятнадцатилетнего форварда на замену во втором тайме. Дзюба забил один из голов, внеся огромный вклад в победу своей команды. «Зенит», напомню, играл в сильнейшем составе, с Крижанцем, Тимощуком, Текке, Радимовым и Зыряновым. Знаю, о Федотове абсолютно все его подопечные вспоминают с особой теплотой - и в первую очередь потому, что он доверял молодежи, боясь взять ответственность на себя. И все-таки еще раз вспомню самых ярких воспитанников петербургского футбола: Морозов стабильно ставил в состав восемнадцатилетних Быстрова и Кержакова, Аршавину в Брэдфорде было девятнадцать (он заменил ни кого-нибудь, а Андрея Кобелева), Раппопорт поставил Денисова в основу в те же 18, примерно в этом же возрасте дебютировали в «Зените» Астафьев, Лобов, Макаров и Николаев. В марте 2001-го года в основе «Зенита» должен был играть Максим Мосин (не Кержаков и Аршавин, а именно Мосин), но сложнейший перелом ноги, полученный на заключительной тренировке предсезонного сбора, поставил крест не только на этом сезоне, но и фактически всей карьере талантливейшего полузащитника, ныне одного из лучших тренеров «Газпром»-Академии. Единичные примеры были и в другие времена: Адвокат эпизодически ставил Лебедева, Спаллетти - Терентьева, Ионова и Ходжаниязова, Виллаш-Боаш - Карпова, Шейдаева и даже заиграл в Лиге чемпионов Богаева, Долгова и Троянова. Однако при всем этом приходится констатировать печальный факт: за тринадцать газпромовских лет в команде не закрепился ни один (!!!) собственный воспитанник. В этом отношении ЦСКА, «Спартак» и «Локомотив», немало выигрывавшие за эти же годы, дадут «Зениту» немалую фору.
Почему в «Зените» мало доверяют местным воспитанникам? Потому что клуб заточен не на развитие, а на результат. Потому что качество выпускников Академии не позволяет им на равных конкурировать с легионерами или опытными российскими футболистами. Потому что ни один главный тренер не станет ставить на кон свою репутацию и рисковать результатом. Появление Мусаева и Шамкина на 65-ой минуте матча с «Оренбургом» - дело хорошее. Но недостаточное: ребят надо проверять в условиях повышенной боевой обстановки.
Мне возразят, что футболисты должны попадать в состав по спортивному принципу, а в «Зените» необходимо собрать лучших игроков со всего света. Но ведь так и есть: Иванович и Барриос играют исключительно потому, что выигрывают конкуренцию у Прохина и Мусаева. Однако петербуржцы настолько привыкли к безбедному существованию, что забыли, как смотреть в будущее. Можно ли добиваться результата иным путем? Конечно! Морозов ставил в состав незабивающего четыре месяца (!) Кержакова, но чуть-чуть не дотянул до Лиги чемпионов и вышел в финал Кубка России, в серебряном сезоне 2003-го года при Петржеле заиграли семь молодых игроков, а Садырин в 1984-ом из ленинградских ребят вообще построил великую чемпионскую команду. Сейчас же «Зенит» так и будут вкладываться в дорогостоящих легионеров, нежели в долгосрочную программу по развитию молодежи. И это не вина Семака, а беда всего петербургского футбола эпохи «Газпрома».
- Семак отличный тренер, но для того, чтобы в составе «Зенита» играли местные ребята, необходимы сила, смелость и риск, - считает экс наставник петербургского клуба Властимил Петржела, - проиграет молодежь два раза, ее больше никто не станет ставить. Кто захочет рисковать своим местом? Рад, что в составе «Зенита» в Грозном сыграли шесть воспитанников клуба, но, думаю, «Зенит» не повернется лицом к молодым мальчикам. В Кубке России со «Спартаком» и тем более в Лиге чемпионов будут играть опытные ребята, у «Зенита» такие задачи, что никто не станет рисковать. Потребуется либо воля руководства клуба, либо очень, очень самостоятельный специалист, готовый пойти против своих работодателей. Передо мной в декабре 2002-го года поставили конкретную задачу - в «Зените» должны играть молодые воспитанники. Я эту задачу решил. Поставит ли сейчас «Зенит» аналогичную цель? Сомневаюсь.
В «Зените» испокон веков играли собственные воспитанники, и честь и хвала руководству клуба, если оно действительно хочет повернуться лицом к петербургским мальчишкам. Но декларировать задачу мало, необходимы реструктуризация работы Академии, грамотное сопровождение молодежи при переходе во взрослый футбол, постановка соответствующей задачи перед главным тренером. Пример Прохина и Шамкина доказывают, что в Петербурге есть талантливые ребята, способные заявить о себе так же громко, как поколение Кержакова, Быстрова и Аршавина. Нынешнее же целеполагание приведет к очередной потере яркого поколения, а шесть воспитанников в матчах в Грозном и в Санкт-Петербурге так и останутся иллюзией обмана, подводит итоги bobsoccer.ru .