«Мне нужно два года, четыре трансферных окна, чтобы создать команду, которую я хочу видеть», - говорил Сергей Семак. Из чего исходил Сергей Богданович? Вероятно, видел потенциал игроков, которых ему в наследство оставили Мирча Луческу и Роберто Манчини? Или таким образом отравлял месседж руководству: не стоит ожидать результатов раньше отведенного главным тренером периода? Вот и попытаемся разобраться, насколько же эффективными получились эти четыре окна. Последнее, кстати, захлопнулось в ночь с пятницы на субботу…
2018-й. Лето
Пришли: Дзюба, Шатов, Нобоа, Луиш Нету, Эрнани, Мак (все - вернулись из аренды), Клаудио Маркизио (бесплатно).
Ушли: Ригони (аренда, 1 млн евро), Кришито, Юсупов (оба - бесплатно), Бабурин, Полоз, Цаллагов, Лесовой, Панюков (все - аренда).
Первое трансферное окно в «Зените» оказалось для Семака если не провальным, то совершенно пустым. Богданычу впору было начать эпатировать в стиле позднего Властимила Петржелы: «Сережа мне никого не купил». Ведь и в 2006-м, и в 2018-м именно Сергей Фурсенко был президентом «Зенита». Никого не купил и не продал, заработав лишь миллион евро на аренде Ригони, правда, через полгода эти деньги итальянской «Аталанте» пришлось вернуть. На счастье Семака, из аренды вернулся Артем Дзюба, да еще и в статусе героя нации после ЧМ-2018, и вытащил на своих мужественных плечах осеннюю часть сезона-2018/19. Однако перспектив, как и запаса прочности, у той команды было немного. А главное - оставался большой отряд «пассажиров» с огромными зарплатами и длительными контрактами. Именно они, на мой взгляд, тормозили процесс создания команды-мечты Семака.
2019-й. Зима
Пришли (38 млн): Барриос (15 млн), Азмун (12 млн), Ракицкий (10 млн), Ригони (1 млн)
Ушли (40 млн.): Паредес (40 млн), Чернов (бесплатно), Лодыгин, Мевля (оба - аренда), Кокорин (СИЗО «Бутырка»).
Это была самая мощная кампания Семака на вход. «Зенит» получил трех системообразующих игроков в каждую линию, а также избавился от скандалиста Паредеса - игрока талантливого, но не зенитовского. Впрочем, забегая вперед, отметим: ПСЖ тоже от него не в восторге. Много факторов совпало, но, думаю, главный из них - появление в кресле спортивного директора Рибалты. Трудоустройство Паредеса и Барриоса - его рук дело. С Ракицким и Азмуном подсобили Тимощук и Бердыев. На 100 процентов разделяю мнение специалистов, что без этих трансферов Семак не сумел бы привести «Зенит» к золоту РПЛ и… мог проследовать дорогой Луческу и Манчини.
2019-й. Лето
Пришли (66,7 млн): Малком (40 млн), Дуглас Сантос (12 млн), Караваев (8 млн), Алексей Сутормин (3 млн), Осорио (аренда, 1 млн), Васютин (700 тыс.)
Ушли (16,8 млн): Мевля (4 млн), Полоз (3 млн), Набиуллин (3 млн), Джорджевич (2,5 млн), Эрнани (аренда, 1 млн), Цаллагов (800 тыс.), Новосельцев (700 тыс.), Нобоа, Бабурин (оба - 500 тыс.), Ригони (аренда, 500 тыс.), Панюков (300 тыс.), Лодыгин, Анюков, Луиш Нету, Маркизио (все - бесплатно), Мостовой, Терентьев, Круговой (все - аренда).
Холодным летом прошлого года «Зенит» осуществил грандиозную операцию по сбросу балласта. Оптимизацию. Здесь нужно сделать отступление. Все цифры приведены мной с портала transfermarkt.de. Это не истина в последней инстанции, однако аналитики пытаются докопаться до истины, которую клубы всячески скрывают. Откуда взялись цифры 50 тысяч рублей за Сутормина? Из журналистских расследований: кто-то слил документы гигантской по своим масштабам аферы. Transfermarkt публикует свои данные - 3 млн. На мой взгляд, они ближе к истине, учитывая партнерские отношения между «Зенитом» - «Оренбургом» - «Рубином». Еще одна форма партнерства позволила создать в «Сочи» фарм-клуб, отправив туда восемь (!) исполнителей. Понятно, что и здесь трансферные суммы далеко не очевидны. Впрочем, в спортивном плане Семак далеко продвинулся в создании команды-мечты. Ведь и трансферы на вход получились весьма качественными. Кто-то уже оправдывает вложения Газпрома, кому-то еще предстоит это сделать. У Сергея Богдановича появился выбор практически на каждую позицию. Однако при всех обстоятельствах «Зенит» не выполнил задачу в Лиге чемпионов.
2020-й. Зима
Пришли: Ригони (вернулся из аренды).
Ушли (5,9 млн): Краневиттер (5,9 млн), Мак (бесплатно), Кокорин (аренда).
Наконец, последнюю кампанию, отведенную Семаком самому себе, нет смысла особо комментировать. Все очевидно. Этой аномально теплой зимой «Зенит» остался без еврокубков. Какой смысл кого-то приобретать? Зато удалось убрать из заявки очередных представителей клана Луческу-Манчини. И не важно, что год назад английский «Вест Хэм» предлагал за Мака 5 миллионов, а за переход словака в «Коньяспор» Питер не получил ни цента. Возвращение же Ригони, полагаю, - временная мера. Аргентинец уже напоминает судьбу доктора-кладоискателя из рязановской комедии «Невероятные приключения итальянцев в России», который летал между СССР и Италией. Правда, у него, в отличие от Ригони, не было паспорта и возможности покинуть самолет…
Подобьем бабки. За четыре трансферных окна Семака клуб потратил на приобретения 104,7 миллиона евро. Цифры, повторюсь, условные, однако плюс/минус близкие к истине. Теперь, собственно, о главном: удалось ли тренеру осуществить план по созданию команды-мечты? Об этом лучше спросить самого Сергея Богдановича. На мой же субъективный взгляд, главный тренер получил сильный и сбалансированный состав. Безоговорочно первый в России! Но я бы уже рассматривал трансферную ситуацию в иной плоскости. Нынешняя команда просуществует до лета. А начиная с пятой кампании Семаку, похоже, придется обновлять «Зенит» с учетом нового лимита на легионеров и дамоклова мяча - финансового фэйр-плей. Но это уже следующая тема для детального обсуждения.
Алексей ПАВЛЮЧЕНКО.