Долгое время заслуженный тренер России по фигурному катанию Этери Тутберидзе хранила молчание? никак не комментируя историю с обнаруженной в крови ее воспитанницы Камилы Валиевой микродозы триметазидина, сердечного препарата запрещенного WADA. За это она подвергалась нападкам: мол, отмалчивается, потому что сказать нечего. Но вот решение Спортивного арбитражного суда обнародовано, оно оказалось предельно жестоким – лишение всех наград и 4-летняя дисквалификация. Как будто и не было однозначно смягчающих обстоятельств: 15-летний возраст спортсменки, обнаружение препарата, который никак не мог повлиять в положительную сторону на результаты Валиевой… Мы сознательно оставляем в стороне споры относительно того, как препарат попал в организм спортсменки – через стакан дедушки или съеденный пирожок – хотя, учитывая микродозу триметазидина, всякое могло быть.
И теперь Этери Георгиевна решила снять табу на заявления по этой теме и разместила в своих соцсетях развернутое объяснение:
«Вот уже два года я не комментировала никак ситуацию с допингом, обнаруженным у Камилы Валиевой на чемпионате России в 2021 году, несмотря на незаслуженный нескончаемый хейт и обвинения в свою сторону. Всей нашей команде было строго-настрого запрещено как-либо комментировать или давать оценку происходящему, поскольку это может повлиять и помешать расследованию. А я, наверное, больше всех хотела, чтобы эту историю досконально расследовали, и чтобы у меня не осталось никаких вопросов, даже если это оплошность, ошибка или преступление с чьей-то стороны.
Вот уже многие годы я работаю порой без выходных и отпусков ради результатов спортсменов, и я как никто другой хочу знать, что произошло с Камилой и как этот препарат попал в её организм. Все мои спортсмены были и остаются чистыми, я за чистый спорт, иначе и быть не может.
Наши спортсмены с 2010 года соревнуются на международных соревнованиях. И, наверное, невозможно будет сосчитать количество допинг-проб, которые были сданы за это время. Всегда пробы были чистыми. Надеюсь, так и останется. Мы всегда учили и разъясняли нашим спортсменам и их родителям, что нужно быть внимательнее с принятием даже простейших препаратов от простуды, и нельзя доверять, к сожалению, абсолютно никому. И вот по прошествии двух лет так и не стало ничего понятно, так и не расследовали происхождение этого препарата, так и осталась куча вопросов.
К Камиле у меня нет вопросов, она ребёнок, и с моей стороны я продолжу всячески поддерживать её. Не в обиду всем моим предыдущим спортсменам - Камила самая одарённая спортсменка. И на её спортивную долю выпало испытание, которое сложно описать словами. Относительно вердикта у меня один основной вопрос - а хоть кто-то защищал Камилу на слушаниях, потому что хуже вердикта быть и не могло».
***
Последнее обвинение в адрес защитников Валиевой понятно. Действительно, хуже вердикта просто невозможно придумать. Как будто поймали опытную рецидивистку на анаболиках.
Мы не знаем и едва ли нам откроют тонкости дела. Может, и наши адвокаты плохо сработали. Да вот только думается, что дело не в этом, а в политической заряженности процесса.
Американцы и канадцы, не скрываясь, с первого дня давили на судей и чиновников МОК. Трудно себе представить, что началось, если бы судьи CAS вынесли оправдательный вердикт. А ведь он вполне был возможен, учитывая и возраст Валиевой, и невинность препарата, и обнаруженную дозу. По закону даже имя несовершеннолетней спортсменки не должно было быть разглашено, а оно зазвучало, да еще и в специально избранный, самый резонансный момент. Не после чемпионата России, как это было положено, а на Олимпиаде, когда уже завершились командные соревнования, где была неизбежна победа нашей сборной. Решили одним залпом ударить и по медальному зачету, и по 15-летней девочке, и по тренерскому штабу российской команды, где работает один из самых выдающихся специалистов – Этери Тутберидзе. Её надо было обязательно замарать посильнее. И в решении этих задач не было никаких запретных средств, ничего святого.
Так что, думается, зря Этери Георгиевна сетует на адвокатов. Суровость вердикта нужна, чтоб никто не усомнился в тяжести проступка Валиевой и виновности ее окружения, в том числе и Тутберидзе.