.

- Сегодня не надо рвать — давай я этого лучшего себе в команду заберу. В "Динамо" же чемпионства добились без каких-то мегаигроков, - сказал новый президент ХК "Динамо" Аркадий Ротенберг в интервью "Р-Спорт". - Команда выиграла.

- Питерский СКА четыре года команду звезд собирает...

- Собирает. Но команды нет. А в "Динамо", я сам убедился, есть дух командный, ребята такие подобраны. Когда хороший коллектив, это гораздо приятнее, чем когда все великие чемпионы и ведут себя соответственно. Все это передается. Я вот почему еще пошел сюда (в "Динамо")? Вот, детишки хоккеем занимаются. Я посмотрел, как ведут себя многие тренеры — матом ругаются. Это же неприемлемо! Должна быть дисциплинарная комиссия, это все надо отслеживать. Мы же их воспитываем этим. Или просто натаскиваем и тешим свое самолюбие — вот у меня команда, она чемпион. Ну, чемпион, а если они себя вести не умеют, зачем они нам дальше-то нужны? А потом получается, что они вырастают и им реализоваться негде. Раньше они были личности, на них все молились, говорили какие они великие, а потом их выбрасывают на улицу и они не знают куда идти. Если бы они были самодостаточные люди, все было бы наоборот.

Я даже диссертацию на эту тему писал. То есть тут наоборот должно быть — не от спорта к личности, а от личности к спорту. Надо в них воспитывать эту личность, она должна быть цивильная. Как мы государство строим, и в спорте также надо строить. Это мое личное убеждение.

- Но в хоккее сейчас во главу угла становятся деньги.

- Это очень плохо. Деньги никто не отменял. Понятно, что это стимул. Конечно, ребята вкалывают. Раньше говорили, что у нас нет профессионального спорта. Все были устроены и получали.

- На самом деле он был?

- Конечно! Он всегда был профессиональным. И пусть профессионалы получают, но это должно быть как-то цивильно. Должны быть правила определенные. Все бегают, что-то кроят, получают какие-то деньги. Мне этого не надо - ни с кого ничего получать. Я сам себя сделал, у меня все нормально в плане финансов. А хоккей мне просто очень интересен.

- Вы - один из немногих руководителей, которые пришли в хоккей с деньгами и серьезно говорите о теме развития детского спорта...

- А мы вот на это и будем нацеливать свою работу. Дело в том, что все, кто пришел, они все равно функционеры. А я 18 лет отработал тренером, то есть я все эти стадии прошел и все в этом понимаю. Я был директором детской спортивной школы. Сам. А если мы будем просто покупать... Одного игрока гоняем, и кто больше даст. Толстосумы говорят — сколько денег надо, столько и будет, берите всех. А другие тоже на это смотрят, и начинается торговля. Это и в команде порождает нездоровую обстановку. Да, стали чемпионами, конечно, надо поощрять, премии делать.

Вот у нас дзюдоисты выиграли, им надо. Но они четыре года ждали, а мы смотрели — на чемпионате Европы выиграет, на мире проиграет. Они к этому подходили, нас за это ругали, но мы это сделали. Так и здесь.

- Просто тот же Александр Овечкин для "Динамо" - культовый игрок, и если в НХЛ случится локаут, у всех возникнут вопросы. Вас просто не поймут, если Овечкин, допустим, в СКА окажется... Неужели, Овечкин не нужен "Динамо"? Не дадите денег на Овечкина, если главный тренер команды Олег Знарок скажет, что он нужен?

- Если он прям так уж будет нужен, может, и дадим. Но, я считаю, что Овечкин не нужен. Я даже разговаривал с его мамой. Она позвонила, потому что не поняла статью, говорит - он должен за "Динамо" поиграть бесплатно, а за счет этого вы будете финансировать детскую спортивную школу. Но там было написано не так.

- А как?

- Когда (генеральный директор клуба Андрей) Сафронов меня спросил про Овечкина, я ему ответил — мы биться и перекупать игроков не будем. Мы лучше эти деньги, которые они просят, потратим на детей, потому что это — наше будущее. А потратимся мы на Овечкина, покажем его, все скажут — о, какие в "Динамо"... пришел Овечкин. И что дальше? Если бы Овечкин сказал, что я хочу просто играть за команду. Но каждый имеет право на это, он хочет сегодня заработать, потому что неизвестно, что будет дальше. В любом случае, он не сможет всю жизнь играть в хоккей. Поэтому судить его за это нельзя. Мама Саши спросила - если он захочет играть за другой клуб, где ему будут платить деньги... я ответил — пожалуйста. Я лично на это деньги тратить на готов. Понятно, что для тренера это престижно, наверное. Кто-то хочет Малкина. Может быть, это престиж. А мне не нужен престиж. Я самодостаточный человек. Зачем мне это?

- Вы просто не видите смысла брать игрока месяца на три регулярного чемпионата за бешеные деньги?

- Конечно, а какой смысл? Что получит команда? Ну, поиграет он, кого-то заменит, значит. Кто-то не будет играть.

- Зато переполненные трибуны, пиар.

- Это опять получается - деньги. Если это пиар, это можно, но команда от этого страдает, надо понимать. Если на это идти, тогда надо иметь свое помещение, продавать билеты. То есть - на этом зарабатывать. Это уже получается, как в шоу-бизнесе — купил кого-то, привез, заплатил ему, продаешь билеты — часть ему, часть себе. Это уже для бизнеса.

- То есть при каких-то вменяемых условиях вы не исключаете, что Овечкин все-таки может появиться?

- Не знаю. Если они будут меня сильно уговаривать (Сафронов и Знарок)... Я, на самом деле, против этого. И никакого престижа в этом не вижу. Вообще, слово престиж - достаточно странное. Есть здравый смысл. Сын вот у меня занимается хоккеем. Я стараюсь, чтобы он на самом деле вел себя прилично. Я сам отдал его в этот интернат, он там самый обеспеченный человек, но он ведет себя достойно. Я им там сделал чистенькие раздевалки, чтобы они привыкали к хорошим условиям. Лично для меня это важнее.

- А общественное мнение, болельщики?..

- А то, что там скажут про меня... Четыре года говорили, что я чуть ли не предатель — взял иностранца в дзюдо. Говорили все — а что, у нас нет тренеров? Да, к сожалению, у нас институт тренеров потерян. Во многих спортивных секциях он потерян. Надо его возрождать. А сейчас взяли этого итальянца. Он знал когда они спать ложатся, с кем живут, кто мама, кто отец, что их волнует, что они читают. Он с ними жил. И он не ангажирован. У него нет своей секции, он не говорил — это мой ученик, я хочу его взять. Для него это тоже не престиж, а работа. Теперь его начинают приглашать туда, сюда, он - значимая фигура в дзюдо. А мы при этом подготовили четыре хороших молодых тренера для сборной, подтянули юношей, у нас скамейка 100 человек. Сейчас занимаемся судейством. И именно так — "степ бай степ", все потихонечку выстраивается. Я думаю, что в хоккее надо делать то же самое. А здесь – посмотришь, все, каждый на своем месте, пытаются что-то... даже не деньги… я не понимаю, что они делят там. Мне сложно понять. Я вот сейчас пришел, и должен, видимо, себя показать. Грудь колесом, да?

- Вы можете себе это позволить.

- Только за счет денег? Ну, знаете, это и не совсем умный человек может сделать. А вот создать систему, при которой это все будет работать, наверное, будет более правильно. А в этом нужно начинать с маленькой модели. Как раньше говорили: семья — это первичная ячейка коммунизма (улыбается). Так и здесь. Вот все говорят — масштабы страны, а что там президент не делает, а премьер... Ну, а вы сами-то что делаете? У вас дома бардак, с женой не можете договориться, так что вы можете сделать? А "Динамо" - это... Если СКА — это все-таки город, спортивный клуб армии по территории, то "Динамо" раньше было всесоюзное общество, а сейчас - всерегиональное. Это очень важно. И почему это не развивать?

 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

22 апреля