Ситуация вокруг «ссылки» полузащитника «Зенита» Романа Широкова в запас перед матчем с ЦСКА - как следствие якобы гневной реакции акционеров питерского клуба на комментарий футболиста к решению КДК РФС, присудившего техническое поражение «сине-бело-голубым» в незавершенном поединке с «Динамо» - вызвала самые различные отклики в СМИ. Вчера пресс-атташе «Зенита» Евгений Гусев опроверг появившуюся в ряде изданий информацию о том, что Широков выведен из основного состава команды как не соответствующую действительности.

Однако остается без ответа вопрос: действительно ли слова Широкова были сочтены неприемлемыми, и если так, то как расценивать решение акционеров «Зенита»? Ответ на этот вопрос попытался найти заслуженный тренер СССР и экс-наставник «Зенита» Герман Зонин…

«Сообщают, что Рома Широков не вышел на матч против ЦСКА из-за того, что дал понять, будто разделяет точку зрения КДК РФС, который присудил «Зениту» техническое поражение со счетом 0:3, после чего акционеры клуба настояли на том, чтобы футболист, нарушивший корпоративную этику, в качестве наказания был отправлен на скамью запасных. Редакция «Спорт уик-энда» попросила меня поделиться мнением о правильности такого решения…

Я - не акционер «Зенита», но я - бывший тренер команды. Мне трудно представить, как реагировал бы я на месте акционера на заявление игрока. Но я знаю, как поступил бы на месте тренера - отправил бы в запас такого футболиста! Без всяких этих лже-риторических вопросов, которыми задается неизвестный автор на официальном сайте вашей газеты: «Обязан ли ключевой полузащитник «сине-бело-голубых» колебаться вместе с генеральной линией клуба?».

Ключевой ли Рома полузащитник, или раньше был таким, а сейчас «такой, как все» - спорить не будем, не в том суть. Как не будем дискутировать и о том, что означает этот якобы ироничный пассаж о нежелательности «колебания только вместе с генеральной линией партии». Автор, видимо, слишком молод, чтобы знать, что «колебания» иного рода привели к исчезновению с футбольной карты страны таких клубов, как, например, сразу три команды «Динамо», которые представляли отнюдь не Москву, но становились чемпионами СССР, и многих других замечательных боеспособных коллективов. Впрочем, не о том разговор…

Какой бы ни была генеральная линия клуба «Зенит» (и любого другого), игрок команды «Зенит» должен и обязан  следовать этой линии безусловно! Надеюсь, это также ясно, как и то, что солнце всходит на Востоке, даже если кому-то по каким-то причинам больше нравится Запад. И, думаю, не надо объяснять по каким очевидным причинам игрок должен нести обязанность солидарного мнения с клубом. В ином случае - клади заявление на стол…

Акционерам «Зенита» приписано чуть ли не обвинение Широкова в «предательстве». Во-первых, это - плод фантазии, которая, видимо, придает дополнительного перца теме. Во-вторых, продолжая рассуждения в предложенном нам стиле, я охарактеризовал бы ситуацию - если, конечно, Рома действительно сел в запас именно за свои слова, что еще, к слову, вопрос, - не таким хлестким эпитетом,  а помягче. Допустим, «разовой изменой по глупости» - все-таки Широков не забил же гол в свои ворота по договоренности с соперником, чтобы именоваться «предателем». Но поскольку мне не очень по душе такой словарь, и даже об "измене" речь вести не хочу, то, как водитель с многолетним стажем, скажу, что Рома «НАРУШИЛ ПРАВИЛА». Мы, водители, их иногда, случается,  нарушаем. И потому несем наказание. Понес и Широков.

Какие именно правила нарушил Рома? Корпоративные. Он не мог не видеть, что оппоненты «Зенита» навязывают футбольному сообществу идею присуждения технического поражения питерскому клубу, который, в свою очередь, ведет трудную борьбу против такого вердикта КДК РФС. Это раз… Широков не мог не знать, что вердикт КДК вынесен вопреки логике, поскольку никто не смог нам доказать, что проштрафился болельщик «Зенита», а не какой-нибудь провокатор. Это два…

Вот как раз по пункту «два» - о презумпции невиновности, и можно было бы поговорить. А не о том, что вердикт следует считать справедливым. Об это пусть дискутируют юристы, тем более что ситуация с файером действительно неоднозначная.

Повторю, будучи тренером, я тоже отправил бы любого игрока в таких обстоятельствах на скамейку. За тем отправил бы, чтобы он мог еще раз поразмыслить о том, что сейчас, в пору обрушившихся невзгод, надо сплотиться вокруг команды и клуба. Сконцентрироваться. Пахать на тренировках. Блистать в окружении соперников, а не журналистских диктофонов. А вот когда придет время писать мемуары, когда завершатся контрактные отношения с клубом «Зенит», тогда пиши, говори, вспоминай. И даже сочиняй, что пожелаешь, если не забыл про обязательства морального плана перед командой, которая вывела тебя в люди.

«Мы уже привыкли, что у нас есть соперники не только на поле, но и за его пределами», - сказал после матча с ЦСКА Лучано Спаллетти. Не удивился, если бы к такой терминологии прибег главный тренер команды, который сформировался как специалист в атмосфере всеобщей подозрительности, свойственной некоторым российским коллегам, привыкшим все неудачи списывать на происки «врагов», что, кстати, не раз и бывало. Но…

Спаллетти вырос в поистине футбольной стране, которая, между прочим, не только славится своими большими победами, но и, в отличие от многих других, не боится сделать скандал с договорными матчами достоянием общества, чтобы беспощадно их выкорчевать раз и навсегда. И если Спаллетти - человек, между прочим, очень открытый, жизнерадостный и вообще позитивный, как сейчас говорят - что-то сказал, то, наверное, у него были основания так сказать. А если даже и погорячился, то он имел право на эмоции.

Любой игрок «Зенита», и не только Рома Широков, должен быть сейчас рядом, - нет, не рядом даже, а вместе с тренером. И если тренер, который, напомню, может сделать Рому и «Зенит» трехкратными кряду чемпионами страны, имеет свой, иной взгляд на ситуацию, то, наверное, следует хотя бы по этой причине помолчать - даже если у тебя иное мнение. Помолчать хотя бы из чувства даже не клубной, а человеческой с ним солидарности.

Кому-то, наверное, мой комментарий покажется не соответствующим «духу времени». Действительно, уже четверть века прошло с тех пор, как я оставил работу в качестве главного тренера команды высшей лиги. Но разве за это время исчезли из нашей жизни - пусть даже и «отредактированной» теми, кто «колебался индивидуально, а не с генеральной линией» -  такие основополагающие в спорте категории, как честь флага, верность команде, готовность отдать все силы ради победы? Нет, они живы!

И именно поэтому сказал после матча с ЦСКА Лучано Спаллетти такие слова, которые прозвучали как манифест. «Я всегда на стороне тех, кто после поражения становится злым. Я нахожусь на стороне тех, кто сам понимает, что действовал хуже, чем мог бы, а потом приходит на следующий день на тренировку и пашет, чтобы доказать, что это было случайностью. И я не нахожусь на стороне тех, кто говорит, что решение КДК справедливо».

Подписался бы, ей-Богу, под такими словами. Мне отрадно, что тренер Зонин и тренер Спаллетти не только одинаково понимают футбол, но и мыслят одними и теми же моральными категориями. Этого я хотел бы пожелать каждому, для кого слово «Зенит» не пустой звук, - быть сейчас едиными, превратить команду в стальной кулак, который сокрушит все препятствия на пути к очередному чемпионскому титулу.

 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

2 мая