Во время чемпионата мира-2010 по баскетболу в Стамбуле чествовали новых лауреатов Зала Славы ФИБА. В этот год вместе с Арвидасом Сабонисом в него был введен Евгений Гомельский, под руководством которого женская сборная уже не существовавшего СССР выиграла Олимпиаду в Барселоне. Тремя годами ранее в Зал Славы был введен Александр Гомельский, главный тренер олимпийских чемпионов Сеула. После окончания протокольных мероприятий я взял тогда большое интервью у Евгения Яковлевича Гомельского.

«Мне неизвестна другая такая братская тренерская династия, - отметил он. - Ни в одном игровом виде спорта нет двух братьев, которые приводили бы свои команды к золотым олимпийским медалям». Разница в возрасте между братьями - десять лет. Евгений все время шел по стопам Александра и, как всегда, подчеркивал: после тех успехов, которых добился старший брат, не мог ударить в грязь лицом. Хотя вполне мог избрать иную стезю.
«С детства за мной закрепилась репутация юмориста и балагура, - вспоминал Евгений Гомельский. - Когда учился в восьмом классе, в Ленинград приехала выездная приемная комиссия ВГИК. Учиться в Институте кинематографии было мечтой многих советских школьников. Естественно, меня как главного хохмача школы показали московским гостям. Успешно прошел два тура, и мне настойчиво рекомендовали поступать во ВГИК. Только к этому времени баскетбол уже прочно вошел в мою жизнь. Тренировался в ленинградском «Спартаке» у Нины Яковлевны Журавлевой, тещи Александра Гомельского».
После окончания школы Евгений уехал не в Москву, а в Ригу. Там работал главным тренером местного СКА Александр, который взял под опеку младшего брата. В столице советской Латвии младший Гомельский окончил Институт физкультуры и только после этого отправился в самостоятельное плавание. Начинал тренерскую карьеру в Волгограде с детскими командами, а в 1963-м возглавил «Динамо». В Волгограде Гомельскому довелось поработать с такими известными мастерами как Анатолий Блик, Александр Болошев, Владимир Жигилий, Александр Сидякин. Даже юный Владимир Арзамасков до переезда в Питер получил уроки баскетбола у Евгения Гомельского.
Успехи волжан не остались незамеченными динамовским руководством. Практически в полном составе во главе с главным тренером команда была переведена в Москву. Столичные дерби с участием команд двух Гомельских были украшением чемпионата СССР. Как всегда подчеркивали сами братья, «договорок» в этих встречах никогда не было. Однажды младший даже лишил старшего полковничьей папахи. Армейцы тогда шли к очередной победе в чемпионате и в случае успеха во встрече с земляками обеспечивали золото досрочно. На игру пришел «простой болельщик» маршал Андрей Гречко, который очень любил баскетбол и собирался прямо в зале объявить о присвоении подполковнику Александру Гомельскому очередного воинского звания.
И тут случилось непредвиденное: встречу выиграло «Динамо». Вечером в квартире Евгения раздался звонок, и Александр в свойственной ему манере поинтересовался: «Ты что наделал? Ты же меня полковничьей папахи лишил!» Как вспоминал младший Гомельский, он места себе не находил, но через некоторое время старший позвонил и сказал: «Женя, расслабься, все нормально».
Главный хохмач в семье Гомельских сохранил присущее ему чувство юмора на всю жизнь, что помогало в тренерской карьере. Как шутил Евгений Яковлевич, он самый известный в баскетбольном мире человек, менявший на протяжении долгих лет ориентацию. Нет, это не то, что подумали бы западные журналисты. Просто он часто переключался с работы с мужской командой на женскую, чего старший принципиально не делал никогда.
Тренерским триумфом Евгения Гомельского стала Олимпиада-1992. Еще до отъезда ы Барселону его вместе с ассистентом Вадимом Капраловым освободили от работы с национальной командой. Решение было принято на тренерском совете, состоявшемся …в одной из московских бань. Впрочем, говорить о национальной команде не приходилось. Сборная отправилась на Олимпиаду без гимна и под олимпийским флагом.
Хотя, как уверял Евгений Гомельский, дело было не в названии. Что бы ни говорили про Объединенную команду, она все равно была российской. «Ещё в советские времена, когда мы выезжали за рубеж, нас там русскими величали, - подчеркивал он в том давнем интервью. - И даже литовские и латышские баскетболистки не обижались. В Барселоне девчонок как раз сплотило то, что они понимали: в таком составе эта великолепная команда играет в последний раз».
Был серьезный стимул доказать, что советские баскетболистки что-то умеют. Готовились очень серьезно, а главное - психологически были готовы побеждать американок. Только встречаться с фаворитами Олимпиады-1992 пришлось уже в полуфинале. После победы над американками очень сложно было настраивать девчонок на финальный матч против команды Китая. Помог Александр Гомельский, который проходил через подобное четырьмя годами ранее.
«Брат приехал в Барселону по туристической путевке и полулегально жил в номере своего сына и моего племянника Владимира, который комментировал олимпийский турнир по телевидению, - вспоминал Евгений. - После полуфинала Александр предложил мне и Капранову прогуляться по Рамбле, главной барселонской улице. Обсуждали, как девчонкам избавиться от преждевременной эйфории. Брат предложил: «Купи им вина, пусть расслабятся».
Нужно было видеть глаза баскетболисток Объединенной команды после этого жеста! Они ведь были советскими спортсменками, привыкшими видеть в тренере стоящего на страже спортивного режима цербера. А тут такое! Довелось беседовать с несколькими участницами «золотой» барселонской команды, и ни одна из них не могла точно сказать, сколько же в итоге было выпито. Только на финальную игру девчонки вышли с запредельным настроем.
После церемонии награждения Евгений Гомельский отправился не в деревню спортсменов, где девчонки уже сами приготовили все необходимое для победного банкета, а в журналистскую. «Там и услышал самый большой комплимент из уст старшего брата: «Рыжий, а ты тренер!» - вспоминал Евгений. С детства Александр его Рыжим и называл.
К моменту своего олимпийского триумфа Евгений Яковлевич уже многого добился. Выигрывал со своими командами, причем как с мужскими, так и с женскими, чемпионаты мира и Европы, медали всех достоинств в чемпионатах СССР, но главным своим тренерским достижением считает именно комплимент брата.
Барселона стала пиком карьеры младшего Гомельского, но отнюдь не ее окончанием. Он работал по контракту с женскими командами в Израиле и Испании, причем удивлял своих работодателей, освоив за несколько месяцев и иврит, и испанский. В Москве был президентом мужского «Динамо», входил в тренерский совет РФБ. Как и старший брат, написал несколько книг, посвященных баскетболу. И с особой гордостью отмечал, что в династии Гомельских является единственным, кто женился один раз и дожил со своей избранницей до золотой свадьбы. Для тренера, работавшего с женскими командами, это действительно уникальный случай.
26 декабря заслуженному тренеру СССР и России исполняется 85.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Баскетбол Гомельский Евгений
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

2 мая