БАСКЕТБОЛ. Сборная России

Из 2022 года карьерные достижения воспитанницы питерского баскетбола выглядят фантастикой. Четыре Олимпиады (две с бронзовыми медалями), два финала чемпионата мира, шесть подряд (!) финалов чемпионата Европы, три из которых - золотые. А еще одиннадцать титулов чемпиона России и два - Евролиги, и это лишь часть достижений в двадцатилетней карьере центровой Марии Степановой, трижды подряд признававшейся лучшим игроком российской Суперлиги.
Сейчас на пороге профессиональной карьеры стоит уже ее сын - 19-летний волейболист Николай Зубов - на контракте в московском «Динамо». На питерском турнире памяти Вячеслава Платонова он выступал за молодежную сборную России. На ее матчах в Академии Платонова большая семья Степановой была в полном составе. В знаковом для Петербурга месте мы и поговорили.

 

Спасибо УГМК - в Екатеринбурге продлили мою карьеру

- Мария, в волейболе уже стали специалистом?
- Нет, я до сих пор в нем не разбираюсь. Правила конечно, знаю. Но многие нюансы не понимаю, и слава Богу! Пошел бы Коля в баскетбол - заклевала бы его: «не ходи туда, делай вот это» (смеется). Муж понимает волейбол получше, иногда подсказывает. Мы сына иногда журим, но больше стараемся поддерживать, хвалить. Стараемся почаще на его матчи приходить.
- Для старшего сына ваша карьера - ориентир? Вы ведь в 19 лет уже и на Олимпиаде сыграли, и финалистом чемпионата мира стали.
- У него все идет хорошо - выступает за молодежную сборную. У него с детства были со слухом проблемы, играет с аппаратом. Поэтому еще и за сборную слабослышащих выступает - они чемпионат мира выиграли. За это звание мастера спорта международного класса присвоили. Должны были на Сурдо-Олимпиаде выступать, но по известным причинам на нее не поехали. Зато на Спартакиаде будут играть.
- Давайте о вас теперь. Карьеру вы закончили в 2015 году.
- А закончила бы лет на пять раньше. Как минимум. Если бы не УГМК.
- То есть?
- Клуб надолго продлил срок моей эксплуатации (смеется). Уже и травмы беспокоили, и на восстановление времени требовалось больше, чем раньше. В клубе из Екатеринбурга ко мне был индивидуальный подход.

 

Прервали серию с США, но на Австралию нас не хватило

- За сборную вы прекратили играть гораздо раньше - перед лондонской Олимпиадой, которая могла стать для вас пятой.
- Поехать в Лондон помешала травма - я порвала крестообразные связки. Но в сборной закончила не только из-за здоровья. Надо было больше времени и на семью. Я же изначально хотела трех детей. Теперь у нас трое.
- Момент, когда принимали решение завершать карьеру, запомнился?
- Конечно. Хоть я и готовила себя к этому, но эмоции захлестнули, когда последний раз на площадку в официальном матче вышла. Плакала, матчи с разных этапов карьеры вспоминались. Даже муж слезу пустил.
- Какие моменты за свою двадцатилетнюю карьеру относите к особо драматичным?
- Со знаком «минус» - четвертьфинал чемпионата мира 2010 года с Белоруссией. С ней получился конфуз. Мы никак проснуться в игре не могли, не верили, что они способны нас победить. Настраивались уже на полуфинал - матч с белорусками считали проходным. Но время шло, а мы все думали: когда же, наконец, их догоним?! Так и не догнали! Никто поражения не ожидал. Яркое воспоминание. А со знаком «плюс» - конечно, победа над США в полуфинале чемпионата мира!
- После длиннющей беспроигрышной серии американок.
- С ними у нас похожая ситуация возникла - как и с белорусками, с ними мы бы разобралась в девяти случаях из десяти. Американки нас до этого тоже постоянно обыгрывали, но в 2006 году получилось по-другому. И сюжет схожий - мы вели весь матч, сильно отрывались в счете. Возможно, они тоже не верили, что могут проиграть.
- Преградой к победе на чемпионате мира стала Австралия. Ее реально было обыграть в финале?
- Тяжело это - два матча подряд выигрывать у таких соперников. Австралия в то время была очень сильна. У них очень жесткий баскетбол. У США тоже, но они играли более подвижно. А у австралиек был акцент на жесткость. Неудобный соперник! Сыграй мы с ними в полуфинале - могли бы победить. Но потом вряд ли в финале справились бы с американками. У представительниц Зеленого континента на том чемпионате мира более удачная сетка плей-офф оказалась.

 

Перед дебютом на Олимпиаде от волнения стучали зубы

- А на Олимпиаде было реально пробить американский полуфинал?
- Раз мы их на чемпионате мира обыграли, значит, реально. Уступали-то американкам не так много. Настрой на них была особый, даже плакаты писали в раздевалке! Но и баскетболистки США были очень сильны. Их долгое доминирование полностью закономерно.
- Какая сборная России во время вашего выступления за нее - самая сильная?
- Каждый год, на каждом турнире! Я попала в сборную в 1996 году перед Олимпиадой. Тогда наша команда была еще действующим олимпийским чемпионом. С тех пор всегда подразумевалось, что второе место - это поражение. Да, на Играх радовались и бронзовой медали, но на всех остальных турнирах задачи ставились максимальные. На протяжении всех 15 лет, в которые уложилась моя карьера в сборной.
- Что определило такую стабильность?
- У нас как сложился костяк, так мы долго вместе и выступали. Знакомы и сыграны были еще с детства - в сборную же постоянно вызывали по несколько воспитанниц питерского баскетбола.
- Ваш дебют в официальных матчах пришелся на Олимпиаду.
- До сих пор отлично помню эмоции. Сыграла я на Олимпиаде в Атланте мало - это заранее подразумевалось. Мне было только 17 лет. Впервые меня выпустили при большом счете в нашу пользу. Когда тренер предупредил, что скоро выйду на площадку, меня «накрыло». Пришло осознание, что я сейчас буду играть на Олимпиаде - и затрясло! Сидела на скамейке с трясующимися руками, слышала, как зубы стучат (смеется). Думала: «Как же я мяч в руки возьму?» Но когда на площадку вышла - волнение сразу прошло. Играла, как ни в чем не бывало.

 

Капранов сообщил о моей Олимпиаде еще до объявления состава

- Стеснялись партнеров по коман­де - заслуженных мастеров спорта?
- Я была очень амбициозной. Считала себя ничуть не хуже, даже лучше некоторых (смеется). С первой же тренировки в сборной активно боролась за мяч, могла иногда и жестко сыграть. Думаю, выглядела достойно - даже переигрывала некоторых. Но на матчи меня сначала не выпускали. Я не понимала - почему. Переживала, плакала.
- Причину вам объяснили?
- Наташка Свинухова (Алексеева) подсказала. Мы ж сначала готовились под руководством Игоря Грудина, но главным был Вадим Капранов, он еще не приехал. Свинухова сказала, что мое неучастие в матчах - это клубные интриги, но приедет Капранов - и все будет нормально. Вадим Павлович принципиально этих неспортивных моментов не касался. После его приезда меня стали подключать к товарищеским матчам. Пару лет назад встретились на его восьмидесятилетии. Он сказал: «Я тогда тебя заранее приметил - и решил, что возьму на Олимпиаду в качестве «темной лошадки». Но тогда накануне объявления состава на Игры у меня случилась истерика.
- Что произошло?
- На тренировке подвернула ногу - она распухла. Я понимала, что с такой ногой меня смысла брать нет. Мобильных телефонов у нас тогда еще не было, поэтому в Новогорске по очереди звонили со стационарных. Набираю в слезах: «Мама, я не знаю, что мне делать!» Потом доктору говорю: «Забинтовывайте полностью - пойду в таком виде тренироваться». Рвалась в бой!
- А дальше?
- Капранов мое состояние увидел. Вызвал к себе, сказал: «Успокойся. На Олимпиаду я тебя беру, но ты сама-то не доломайся, побереги себя». Успокоил еще до объявления окончательного состава. Еще Оксану Закалюжную в состав взяли - она в питерской «Волне» тогда начинала. Сидели вместе на той Олимпиаде на скамейке, нас в той сборной называли «Две березки».

 

Закончили выступать за сборную почти одновременно

- Что на Играх запоминается, кроме самих матчей?
- Церемония открытия. Мы на нее ходили и в Атланте, и спустя четыре года в Сиднее. Потрясающие впечатления! Выходишь на заполненный стадион, видишь сплошные вспышки камер - и понимаешь, что сейчас тебя видит весь мир. Грандиозно. Непередаваемо.
- Почему после ухода вашего поколения наступил провал в результатах?
- Причина в очень резком омоложении команды. Все наше поколение закончило выступать в сборной почти одновременно - с разницей в год-два. Даже если бы в три - это ни о чем. Омолаживать команду и наигрывать ее на будущее стоило раньше. Но сейчас о перспективах нашей сборной мне рассуждать сложно. От женского баскетбола и его проблем я сейчас далека. Больше за волейболом слежу (смеется).
- У всех на виду из питерской диаспоры сейчас только Илона Корстин - генеральный директор Единой лиги ВТБ. А где остальные?
- Давно все вместе не собирались. Лена Карпова была моей лучшей подругой, с баскетболом давно закончила. Даже намного раньше меня. Живет в Литве, муж у нее тренер по физической подготовке. Оксана Закалюжная в Польше, у нее муж из этой страны. Сейчас вот в Питер приезжала, но мы в Москве собираемся встретиться. Со Светой Абросимовой живем в Москве по соседству, я дочек ее покрестила. В Петербург часто приезжает - у нее здесь родители.

 

Разговор без тренера

- Восклицательный знак ваше поколение поставило на чемпионате Европы 2011 года.
- Турнир прошел по традиционному сценарию для нас - долго запрягали, играли кое-как, проигрывали. Но в плей-офф все поменялось. Испанка Амайя Вальдеморо этой нашей привычке возмущалась. Говорит: «Почему так происходит?» Мы всех побеждаем - занимаем первое место в группе. А вы в своей группе - четвертое. В четвертьфинале встречаемся с вами - и проигрываем. В итоге - вы в финале, а мы - дома. Сколько можно!»
- Что отвечали испанке?
- «Зачем торопиться?» - говорю. Тот чемпионат Европы - в Польше - запомнился не только турнирным сценарием. Тогда многое было необычно. Абросимова играла на другой позиции - разыгрывающей. В групповом турнире все шло плохо - проигрывали, мало что получилось. Переломным моментом стало наше собрание без тренеров. Собирались мы так и раньше, даже если все нормально было. Но тогда со взаимопониманием между командой и тренером (Борисом Соколовским) возникли проблемы.
- Почему?
- Оставим грязное белье. Но мы тогда сели и озвучили: «Надо что-то менять». Решили, что играть будем в свой баскетбол, о котором сами между собой договорились. В плей-офф всех разгромили!
Василий СИБИРЯКОВ.

Баскетбол Степанова Мария
 
Позиция: end-article
Стиль: none outline
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

13 мая

Позиция: sidebar-right
Стиль: xhtml outline