Несмотря на то, что «Рубин» в прошедшем сезоне сдал свои позиции, самый опытный игрок казанской команды свой высокий уровень держал постоянно. Во многом за счет надежности и дисциплинированности Шаронова казанцам весной удавались матчи «на ноль». Наверное, в том числе и поэтому, объясняя включение 35-летнего полузащитника в расширенный состав сборной России, Дик Адвокат говорил именно о богатом опыте Романа, который на чемпионате Европы может оказаться решающим. Учитывая неопределенную ситуацию со здоровьем Василия Березуцкого, мы можем увидеть ремейк 2004-го, когда Шаронов стал основным защитником сборной, при этом ни разу не сыграв в отборочном турнире.
У Бердыева и Билялетдинова много общего
- Стало ли для меня неожиданным включение в список кандидатов? - переспросил Роман. - Стало, конечно. Так же, как и еще для многих, наверное.
- Нынешняя ситуация очень похожа на историю восьмилетней давности?
- Она похожа тем, что ни тогда, ни сейчас я не принимал участия в отборочном турнире. Но есть и существенное отличие. Все-таки в 2004 году перед чемпионатом Европы я несколько раз вызывался в сборную - играл в товарищеской встрече с Болгарией. Поэтому были основания видеть себя кандидатом на поездку. В этот же раз казалось, что таких предпосылок не было. Тем приятнее неожиданный вызов.
- Планы на отпуск пришлось корректировать? Или ждали до последнего?
- Я ничего специально не ждал. Да и сейчас понимаю, что мое приглашение во многом связано с травмами других футболистов. В отпуске собирались с супругой посетить Венецию. Но конкретной даты у нас запланировано не было, поэтому корректировать ничего не пришлось.
- Перед началом сбора все-таки успели съездить отдохнуть?
- Нет, был в Казани, где провел две тренировки. Нельзя ничего не делать целую неделю, которая разделяла окончание чемпионата России и начало сбора национальной команды.
- Кстати, в Казани вас в течение сезона доводилось неоднократно видеть на хоккее. На чемпионат мира было желание поехать?
- Нет, в Швецию и Финляндию не собирался. Ведь заранее было известно, что отпуск получится небольшим. Поэтому в любом случае хотел его провести с семьей.
- А вот Роман Широков посетил четвертьфинал с участием сборной России. И на вопрос, кого из футбольных тренеров ему напоминает Зинэтула Билялетдинов, назвал Бердыева. Что скажете?
- Соглашусь. Я знаком с защитником «Ак Барса» Ильей Никулиным. Он меня о футболе расспрашивал, мне же было интересно, как все устроено в хоккее. Из этих бесед сделал вывод, что в подходах Бердыева и Билялетдинова действительно много общего.
- Это касается профессиональных или личностных качеств?
- Профессиональных. В основе требований обоих наставников - железная игровая дисциплина, строгое выполнение установки. Построение командной игры и Билялетдинов, и Бердыев начинают с оборонительных действий.
- С Зинэтулой Хайдаровичем доводилось общаться?
- Пока нет, мы не знакомы, к сожалению. Я бы с удовольствием с ним пообщался - мне кажется, он - интересный человек. Но пока не пересекались. Ведь даже когда вместе бывали на матчах «Ак Барса», я сидел на трибуне, а он - в спецложе. Но еще не вечер. Надеюсь, когда-нибудь познакомимся.
Пять лет назад был полупрофессионалом
- В чем вы как футболист изменились по сравнению с 2004 годом?
- Возможно, вы удивитесь, но я полностью пересмотрел свое отношение к футболу. После Евро в Португалии моя карьера пошла вниз - я ушел из «Рубина», после чего два года вообще выступал в первом дивизионе. И это падение было неудивительным - считаю, тогда я относился к футболу недостаточно серьезно. Даже правильней сказать - был полупрофессионалом.
- Интересное признание…
- Но было именно так. Тогда порой готовился к тренировкам и матчам не слишком серьезно.
- Разве такое возможно у Бердыева?
- В большей степени это касается времени, когда я выступал в первом дивизионе. Что же касается Бердыева, то он даже при всей своей требовательности и профессионализме не мог полностью контролировать меня. А я, наверное, тогда что-то делал не так. Тем более что было мне уже 30.
- Что стало определяющим при возвращении на прежний уровень?
- Приглашение от Сергея Юрана в «Шинник». Он поверил в меня. Перед нами стояла задача выхода в Премьер-лигу, и это стало для меня новым вызовом. Именно тогда я почувствовал, как необходимо работать, если хочешь играть в серьезных командах.
- Есть уверенность, что способны переиграть конкурентов по обороне в сборной?
- Говорить сейчас можно что угодно. Но я не задумываюсь о том, что буду кого-то переигрывать. Все решится на поле. Моя задача - показать все лучшее, что могу. А Дик Адвокат на основании этого решит, нужен ли я команде.
- Адвоката хорошо знаете?
-Нет. Встречались лишь несколько раз, когда «Рубин» играл против «Зенита».
Обретем стабильность - и все увидят новый «Рубин»
- Раз мы заговорили о клубах, то как оцените сезон? Победа в Кубке России стала компенсацией за откат с призовых мест?
- Завоевание этого трофея сильно зарядило положительными эмоциями. Во-первых, потому, что Кубка России в нашей коллекции еще не было. А попади мы в Лигу Европы, например, с 4-5-го места, никому бы удовлетворения это не принесло.
- Могли ожидать, что «Рубин» не будет до конца бороться за медали?
- Все-таки это стало ясно только в концовке. До последнего момента у нас оставались хорошие возможности попасть в тройку. Команды шли очень плотной группой, и сколько раз было такое, что нам достаточно было один раз победить, и мы - уже в призерах. Или очень рядом с ними. Но - увы. Как и многие соперники, избежать ничейного синдрома не удавалось. Поэтому и рывок в призеры оказался невозможен.
- Насколько ваша команда близка в завершению игровой перестройки?
- Мы приблизимся к этому тогда, когда постоянно будем показывать именно тот футбол, который нам удавался большую часть последнего матча против ЦСКА, или, например, против «Динамо» прошлой осенью. В этих встречах в действиях «Рубина» был заметен хороший баланс - мы и в атаке проводили много времени, отлично взаимодействуя, и в обороне вся команда играла слаженно.
- Точка возврата от прошлого стиля уже пройдена?
- Сейчас мы стараемся больше контролировать мяч и играть более агрессивно. Но тот футбол, который нас отличал раньше и который приносил результат, мы не забыли. Поэтому, когда соперник атаковать не позволяет, иногда возвращаемся к старой схеме.
- Сложно было психологически перестраиваться от оборонительного футбола на атакующий?
- Конечно. Моментально, на раз-два, невозможно было переключиться. Все-таки мы долгое время играли по-другому. Но новая идея очень привлекала - ведь контролировать мяч, навязывать сопернику свой футбол очень интересно. Хотя пока мы еще находимся в поиске стабильности, поэтому и чередуются иногда у нас яркие матчи с невзрачными. На все нужно время.
Игорь КОРОТЫГИН.