Голкипер «Зенита» полагает, что ему вполне реально побороться с Юрием Лодыгиным за место в воротах. Тем более, когда есть цель – стать рекордсменом по числу матчей за «Зенит». Для этого ему нужно сыграть всего лишь 14 матчей, чтобы обойти Анатолия Давыдова.
- Вопрос, без которого по завершении сезона не обойтись. Как вы оцениваете выступление «Зенита»? Безоговорочного чемпиона, невнятно выглядевшего в Европе…
- Вот вы практически уже и ответили на свой вопрос (улыбается), мне остается лишь попытаться сделать это более развернуто. В России мы действительно мощной конкуренции не испытывали, хотя напряжение присутствовало. Но наше преимущество заметно было в течение всего сезона. На европейской арене мы провели ряд вполне приличных матчей, но этого, увы, не хватило для достижения желаемого результата. Случались очень плохие таймы. Нам не хватило стабильности. Это еврокубки, где рассчитывать на яркий футбол не приходится, там играешь на результат. Он вроде бы и есть, но хотели большего и продолжаем хотеть, команда-то у нас хорошая. Хорошо укомплектована. В этом сезоне лидерами у нас были легионеры, тянули за собой. В чемпионате этого хватило. С приличным запасом. В еврокубках не хватило мелочей, но ведь мелочи-то в футболе и решают. Совокупность нюансов, которые разберет тренерский штаб и, надеюсь, устранит, - сказал Вячеслав Малафеев в интервью «Спорту день за днем».
- Ваши впечатления от чемпионата? Команды без стадионов, футбол не всегда хорошего качества...
- Уровень нашего чемпионата, нехватка конкуренции, напряженных матчей и не позволяют сильнейшим нашим клубам выглядеть в Европе по максимуму. Наши соперники по международным баталиям каждую неделю, а то и дважды в неделю играют на пределе своих возможностей, выкладываются на сто процентов. У нас уровень первенства не таков, он много ниже, хоть кто-то и оспорит это мнение. Это мешает клубам - лидерам России.
- Продолжаем итожить сезон. Сборная как-то не впечатляет. На ваш взгляд, национальную команду повыше классом наш футбол выдать сегодня не в состоянии?
- И этот вопрос отсылает нас к уровню чемпионата, сама борьба в котором не способствует успешному выступлению на международной арене. И в том числе не способствует подготовке футболистов для сборной. Она укомплектована преимущественно игроками из клубов, расположенных в верхней части таблицы. А эти клубы проводят немного матчей с предельным напряжением сил, с максимальной заряженностью на борьбу. Мне кажется, что претензий по самоотдаче к ребятам из сборной нет. Но вот опыта борьбы на запредельном уровне им не хватает. Фабио Капелло - прагматичный тренер, его футбол не всем по душе, он заточен на результат. Если не пропустим, то шансы на победу серьезные. Но не всегда срабатывает. Получается, что мы можем пропустить от кого угодно. Я не хочу сказать, что в мое время было по-другому и мы 5–7 лет назад более мотивированными выходили против сборных из нижней части рейтинга. Вопрос в том, что это тогда не мешало. Но каких-то резких перемен с омоложением сборной не произошло. Может быть, амбиций молодым не хватает. Всегда проще ничего не искать в себе, свалив на тренера. Это неправильно.
- В этом году посещаемость домашних матчей «Зенита» подчас прихрамывала, заметны были пустоты на трибунах. А команда лидировала с первого тура. С чем вы это связываете? Вот бытует такая гипотеза, что не хватает Питеру своих ребят в составе. Разделяете?
- Разве что отчасти. Я все же сторонник поиска логически выверенных причин, а не сугубо эмоциональных. На эмоциях все говорят: «Да, питерских не хватает!» Есть в этом простая логика. У нас, у питерских футболистов, в родном городе море друзей, знакомых, приятелей, и они, разумеется, придут посмотреть на нас. И сарафанное радио работает на местных. Я уже по своей бизнес-модели знаю его роль. Но посещаемость зависит от множества других факторов, включая погодный. Или, к примеру, абонементы. Многие закупают их заранее, а приходят только на топовые матчи. Вот вам и проплешины на трибунах. Да и болельщики наши, как и все мы, сейчас более избалованны. Во всех смыслах, включая футбольный. Раньше любые медали «Зенита» вызывали восторг: «Ого-го, поборолись с Москвой!» А сейчас, если не золотые награды, то: «За что они деньги получают?» А если досрочное чемпионство, когда за 5–7 туров все ясно, то и ходить зачем? Возможно, кстати, и кризис сказывается, цена билетов.
- Вам 14 матчей необходимо отыграть за «Зенит», чтобы обойти клубного рекордсмена Анатолия Давыдова. Опять конкуренция! Анатолий Викторович свой фантастический показатель (456 игр) вряд ли перекроет. А вы сумеете? Надеетесь? Вы защищали ворота «Зенита» в двух последних матчах национального первенства. Побороться с Лодыгиным за место в стартовом составе реально?
- Реально, конечно. Это футбол. Вот возьмите нынешнюю ситуацию. Я желаю Юре скорейшего выздоровления, но вот сейчас он травмирован. Да все реально! Все бывает. После матча с Дортмундом в Лиге чемпионов я должен был защищать ворота в следующей встрече, но подвела травма спины. Или взять последнюю встречу чемпионата России 2014 года с «Кубанью». Отыграй я весь матч, покажи себя, и неизвестно еще, кто начинал бы следующий сезон, но травма уже в самом начале первого тайма и... А сейчас отыграл два матча, конечно, не хватало практики, в Перми ощущал некий дискомфорт, дома его уже не было. Если Юра не успеет восстановить форму к старту чемпионата, у меня появится шанс перегнать Анатолия Викторовича. А дальше я призову молодежь: «Ребята, ваше время пришло, дерзайте!» (Улыбается.) Я понимаю, что у человека есть определенные резервы и футбольные, и психологические, и мотивационные. У нас есть очень талантливые молодые ребята. И Егор Бабурин, и Саша Васютин, и Максим Рудаков. Молодежь подрастает, и хочется, чтобы ребята проявили себя. Я сейчас за них переживаю больше, чем за себя.
- Вы два года второй. Не было мысли махнуть на все рукой и сменить команду? Тем более вы как-то сказали мне, что у вас, возможно, планида такая - вратарь Евро. Вы участник трех первенств континента, четвертое не за горами.
- Ради Евро-2016?
- Ну, скажем, ради Евро-2016.
- Вот как-то не думал об этом. Спасибо, что подсказали (смеется). Знаете, я уже не очень рвусь что-то менять, скорее верю в судьбу. Попытка что-то изменить не всегда эффективна. А может статься и так, что, ничего не меняя, дождусь перемен. Главное - быть готовым, работать, тренироваться. Уйдя из клуба, я потерял бы всю свою уникальность (смеется). Я ведь начал в «Зените» футбольную жизнь, в «Зените» и закончу. И это, кстати, останавливает.
- Не жалеете, что не поиграли за границей, в Европе? Были ведь возможности, приглашали?
- Были. Но вот уникальность (смеется)... Опыт, конечно, дополнительный приобрел бы. Но нет, не жалею. А сейчас поехать играть за границу на год-два, бросить вызов судьбе... Есть же и еще важные причины: семья, близкие, родные. Я еще и бизнесом обременен. Есть определенная ответственность перед этими людьми, которые на меня работают, куда же они без меня?! (Смеется.)