Ключевым вопросом повестки дня заседания Исполкома МОК, проходящего в рамках конвенции «Спорт Аккорд» в Санкт-Петербурге, было определение шорт-листа международных федераций, претендующих на включение в программу Олимпиады-2020. Презентации провели восемь дисциплин, из которых были выбраны три. «Счастливчиками» оказались спортивная борьба, сквош и бейсбол с софтболом. Два последних вида входили в свое время в качестве самостоятельных в программу Олимпиад, но уступили свое место гольфу и регби-7. Понимая, что шансов возвратиться в одиночку не так уж много, мужской бейсбол объединился с женским софтболом в единую федерацию.
Серьезно подготовились к презентации борцы. В состав делегации, которой была доверена презентация, вошли недавно избранный президентом FILA серб Ненад Лалович, обладательница золотой и бронзовой олимпийских медалей в женской борьбе канадка китайского происхождения Кэрол Хьюн, бронзовая медалистка Олимпиады вице-президент Федерации борьбы Франции Лиз Легран, олимпийский чемпион по вольной борьбе канадец нигерийского происхождения Даниель Игали и трехкратный призер чемпионатов мира по вольной борьбе, экс-президент Олимпийского комитета США Джим Шерр.
После завершения презентации, еще не зная вердикта Исполкома МОК, но будучи практически на сто процентов уверенным в успехе, Лалович ответил на вопросы журналистов на вполне приличном русском языке.
- Не могу сказать, какое впечатление произвела презентация борьбы на членов Исполкома МОК, - подчеркнул президент FILA. - Мне она понравилась. Особенно то, как говорили наши девушки. Не соглашусь с теми, кто утверждает, что подобная презентация не влияет на умы членов исполкома. Мы ведь не с пивом и гамбургерами пришли, а показали красоту нашего вида спорта. Нам нужно было представить борьбу в выгодном свете, и, как мне кажется, в Санкт-Петербурге это удалось сделать. Только нужно отчетливо сознавать: сделан только первый шаг, и впереди еще очень много работы.
- Изменения в правилах, которые были приняты в Москве на последнем конгрессе FILA, можно назвать прорывом на олимпийскую арену?
- Эти изменения нужно было сделать. Мы внесли коррективы в устав FILA, сделали его более демократичным. В руководящих органах сейчас увеличено представительство действующих атлетов, а также представительниц прекрасного и одновременно сильного пола. Ушли из нашей федерации рестлинг и смешанные единоборства, присутствие которых вызывало определенное недовольство МОК. До конца года мы пересмотрим все контракты, которые имелись у нас с представителями этих дисциплин. Ну а главное – поменяли правила проведения схваток, сделав их более понятными для публики.
- Неужели вы приветствуете приход на ковер представительниц хоть и сильного, но все же прекрасного пола?
- Похоже, вы просто не хотите встретиться с ними на ковре. Хотя очень многим нравится женская борьба. Она отличается от мужской, и этим прекрасна. К тому же именно женская борьба развивается сейчас куда более быстрыми темпами, чем вольная и греко-римская. Это просто веяние времени. В программу Олимпийских игр мы планируем добавить две дополнительные весовые категории у женщин.
- Нет ли проблем с участием в соревнованиях представительниц мусульманских стран?
- Только с несколькими. В соревнованиях по женской борьбе принимают участие представительницы Египта, Марокко, Туниса, Турции. Уверен, что представительство мусульманских стран будет расти.
- Борясь за пропуск на Олимпиаду, руководители Международной федерации каратэ предложили разрешить выступление спортсменок в хиджабах…
- К таким радикальным шагам мы не готовы. Да и не считаем их нужными.
- Ваша дочка занимается борьбой?
- Нет, но сын занимался.
Дополнил главу Международной федерации президент Федерации спортивной борьбы России олимпийский чемпион Михаил Мамиашвили.
- Мы были уверены в том, что восторжествует здравый смысл, - сказал он. - Ведь спортивной борьбой занимаются на всех континентах. Она не требует больших затрат и имеет многовековую историю. В борьбе за сохранение этого вида спорта в олимпийской программе объединились спортсмены всего мира. Философия его заключается в том, что это на ковре мы непримиримые соперники, а за его пределами служим идеалам добра и справедливости.
- Почему назревшие в борьбе реформы были осуществлены лишь после того, как FILA «клюнул жареный петух»?
- Не согласен со столь жесткой формулировкой. Представители Федерации спортивной борьбы России уже много лет находились в некой оппозиции к многолетнему руководству FILA. Мы всегда считали, что борьба должна быть понятной публике, а Международная федерация – открытой и демократичной. Функционеры должны служить спортсменам, а не наоборот. Такой подход должен придать динамику развитию борьбы.
- Почему же такой подход отвергался прежним президентом FILA Рафаэлем Мартинетти?
- Мне не хотелось бы бросать камень в спину ушедшему со своего поста президенту. Дай бог ему здоровья! Да и проблемы борьбы не ограничивались лишь фигурой президента федерации.
- Что можно сделать для популяризации борьбы?
- Конечно, мы не можем в одночасье добиться таких же телевизионных рейтингов, как финал Лиги чемпионов. Только мне бы хотелось акцентировать внимание на том, что борьбой занимаются десятки миллионов людей. Генетически в человеке заложено стремление бороться. Дети начинают сначала доказывать, кто из них сильнее, а уж потом в футбол играть. К тому же борьба – один из самых демократичных видов спорта. Она является социальным лифтом для тех молодых людей, которые не могут себе позволить заниматься теннисом или гольфом. Нам не нужны стадионы стоимостью под миллиард и дорогостоящая экипировка. В секцию борьбы идут дети, у которых энергия перехлестывает через край, и, попадая в прекрасный мир, они получают возможность не просто быть сильными, а распоряжаться своей силой по правилам. Это формирует не только спортсмена, но и личность.
Светлана НАУМОВА.
-
в Борьба