Шокирующее известие о том, что Международный олимпийский комитет (МОК) намерен исключить борьбу из программы Игр, вызвало бурную реакцию со стороны всех, кому небезразлична судьба этого мужественного и красивого вида спорта. В числе тех, кто активно вступился за сохранение борьбы – олимпийский чемпион 1972 года Анатолий Рощин, который завоевал высший спортивный титул, когда ему было уже 40 (!) лет. Мы побеседовали с легендарным спортсменом во время недавнего чемпионата России по женской борьбе.
- Борьба стала украшением Олимпиад, начиная с самых первых, зарождавшихся в Древней Греции, - издалека начал Анатолий Александрович. - Уже в то время люди поняли, что показать себя можно не на войне, а в соревнованиях. История человечества доказала, что соперничать в спорте лучше, чем в сражениях.
- Говорят, борьба нетелегенична, нерентабельна... Если продолжить такую логическую цепочку, то есть целые «нерентабельные» группы населения: дети, инвалиды, пожилые люди, а также виды деятельности: искусство, литература и фундаментальная наука. Может, их тоже убрать из жизни общества?
- Совершенно верно, если следовать советам таких «специалистов», то можно далеко зайти. Рассуждая о выбраковке всего нерентабельного, надо помнить о том, что это уже было в истории человечества, и о том, к чему это привело.
- Уже избран новый президент Международной федерации и изменены правила, которые делают борьбу более зрелищным видом спорта…
- В свое время я выступал против принятия тех правил, которые действовали до недавнего времени. Хорошо, что сейчас внесли необходимые изменения. Перемены, действительно, назрели. Новые правила дают толчок для развития борьбы.
- Создается впечатление, что в программу Олимпийских игр включают то, что когда-то было забавой на водных и горных курортах. Сейчас заинтересованные люди выдают это за спорт. Почему представители нашей страны не продвигают самбо и хоккей с мячом?
- В свое время я говорил нашим спортивным руководителям, что если они хотят добиться включения самбо в программу Игр, то им надо выработать программу действий. Ответа не последовало. Я разговаривал с президентом Международной федерации самбо Михаилом Тихомировым и понял, что выработке единой консолидированной линии мешает борьба амбиций среди самих самбистов. Расстроился – тем более что в свое время я был чемпионом страны по этому виду борьбы. Был момент, когда президент МОК Хуан Антонио Самаранч говорил, что если самбисты поменяют президента своей Международной федерации, а то время им был тоже испанец, то самбо будет включено в программу Олимпийских игр. Этого не произошло, а вот японцы молодцы – добились включения дзюдо в программу Игр-1964. Я видел встречу наших самбистов с японскими мастерами джиу-джитсу. Японцы восторгались и удивлялись разнообразию приемов самбо.
Михаил Мамиашвили, президент Федерации спортивной борьбы России:
- Я с оптимизмом смотрю на перспективу сохранения борьбы в программе Олимпийских игр. У нас произошло изменение правил, которое сделало схватки более зрелищными и понятными не только судьям, но и зрителям. Сменился президент Международной федерации. Надо и дальше соответствовать современным реалиям. Что касается предложения убрать из программы Игр все нерентабельные виды спорта, то так можно далеко зайти.
Владимир ВАШЕВНИК.
-
в Борьба