На минувшей неделе в Санкт-Петербурге прошел традиционный турнир теннисистов-колясочников ITF Wheelchair Tennis Tour MegaFon DreamCup. На церемонию награждения приехал вице-президент Федерации тенниса России Дмитрий Вихарев, который в 90-е годы был директором ныне исчезнувшего из календаря АТР St. Petersburg Open. С влиятельным теннисным функционером побеседовал корреспондент «Спорт уик-энда». Разговор прошел в период, когда среди именитых заявленных участниц Кубка Кремля, единственного оставшегося крупного теннисного турнира в России,  следовал один отказ за другим.

- Согласны ли с тем, что теннис в России переживает сейчас не лучшие времена?
- Как писал поэт Александр Кушнер, времена не выбирают, в них живут. Долгое время российский теннис развивался по восходящей, но любой процесс волнообразен. Да, в последние годы не радуют успехами российские теннисисты, и о победе в Кубке Дэвиса можно только мечтать. Только нельзя говорить о том, что рухнул фундамент теннисного здания в России. На протяжении трех последних лет по сумме результатов юниорских сборных мы традиционно занимаем первые места в Европе.
- Вся проблема в том, что талантливых юниоров, как не раз подчеркивал президент ФТР Шамиль Тарпищев, мы теряем на этапе перехода во взрослый теннис из-за отсутствия должного финансирования…
- В 90-е годы далеко не все перспективные юниоры могли отправиться в теннисные академии Испании и США. Сейчас и в России появились центры, где условия для подготовки не хуже. Проблема состоит в отсутствии государственного финансирования. Мы стали заложниками собственных успехов, и спортивные руководители высокого ранга рассуждают приблизительно так: «Зачем помогать теннису? Они все равно найдут возможность прорваться». Во времена, когда теннису покровительствовал Борис Ельцин, действительно, был ажиотаж. Сейчас ситуация изменилась. Люди играют в теннис, приводят детей в секции, хотя закрытых кортов явно недостаточно, и соответственно растут цены за занятия в них. Решить проблему могла бы государственная программа развития тенниса, но сейчас предпочитают вкладывать средства в футбол. И чем хуже играют наши мастера кожаного мяча, тем больше вкладывают. Бюджет среднего клуба РФПЛ превышает затраты ФТР на пять лет. Жаловаться на жизнь бесполезно, будем прорываться.
- За счет чего?
- У российских теннисистов всегда была хорошая мотивация. Да и интерес к этом виду спорта у болельщиков, поверьте, не угас. По рейтингу телетрансляций мы сохраняем место в пятерке на российских каналах.
- Тем не менее падает интерес к Кубку Кремля, на котором еще десять лет назад были аншлаги, а St. Petersburg Open мы вообще потеряли…
- Объяснить потерю питерского турнира мне сложно. Наверное, дело не в проблеме финансирования, а в отношении. Когда мы начинали этот турнир, в городе не хватало средств даже для содержания больниц. И все же за какие-то четыре года мы сумели вывести St. Petersburg Open на приличный уровень. Мы убедили Смольный, что турнир - не игрушка, а визитная карточка города. Сейчас Санкт-Петербург преобразился, и непонятно, почему не нашлось средств на теннисное соревнование. Неужели всё уходит на «Зенит» и СКА? Потерять турнир такого уровня легко, а вот возродить будет чрезвычайно сложно.
- Есть ли у руководителей ФТР конкретные планы по развитию теннисной базы в Сочи, где осталось хорошее олимпийское наследство?
- Все прекрасно помнят, что именно в Сочи начинали заниматься теннисом Евгений Кафельников, Мария Шарапова, Елена Веснина. На базе одного из олимпийских объектов вполне можно было бы организовать современный теннисный центр. Всё упирается в необходимость отрегулировать отношения между местными властями и собственниками  объектов.
Дмитрий ПЕЧЕРСКИЙ.