Итак, вчера наставник «Зенита» Андре Виллаш-Боаш прямым текстом дал понять, что в новом сезоне он не нуждается в услугах Александра Кержакова, который не входит в его планы, и Андрея Аршавина, контракт которого с «сине-бело-голубыми» истёк. Ситуацию мы попросили прокомментировать чемпиона СССР в составе ленинградской команды, главного тренера футбольной школы «Зенит-84» Сергея Веденеева.
- Жёсткое заявление Андре Виллаш-Боаша выдержано в духе тренера, который ничего не боится. Наши отечественные специалисты в большинстве своём боятся потерять рабочее место и зачастую никогда не идут поперёк мнения руководителей клубов или даже общественности. Но, как мы смогли убедиться, главного тренера «Зенита» не смущают чьи-то пристрастия или симпатии - он думает только о результате и о том, чтобы его команда становилась сильней.
Виллаш-Боаш, вероятно, чувствует, что эти игроки ему начинают мешать. Наверняка были разговоры с руководителями, где он изложил свою позицию и сумел её отстоять. Он мог даже услышать в ответ, что если не будет результата, то он будет уволен. Тем не менее своего добился. Это рациональный подход, лишённый эмоций, но разве это значит, что он неверный? Тренеру нужны футболисты, которые смогут решать поставленные задачи, а не вызывать своим кратковременным появлением на поле ностальгические чувства у части трибун. Как говорится, ничего личного - это футбол.
- Однако у Кержакова ещё год контракта. Может быть, стоило дать ему очередной шанс?
- Не исключено, что могло произойти что-то для нас неведомое во взаимоотношениях тренера с Кержаковым. Должно пройти время, чтобы мы узнали подробности. И потом: какой ещё шанс, если остаётся Рондон и приходит Дзюба? Не видно здесь никакого шанса. Он может быть один - в том случае, если Рондона продадут или Виллаш-Боаш покинет «Зенит».
Кержаков, что бы мы ни говорили, утратил игровую форму и продолжает её терять. Кстати, может быть, наставник «Зенита» и потому не стал тянуть, что чувствует внутреннюю фронду Кержакова - его недовольство, несогласие с принимаемыми им решениями. А это не лучшее обстоятельство для сохранения здоровой атмосферы в коллективе.
- А что же с Аршавиным? Контракт истёк, но мог быть продлён!
- Мы уже столько говорили об Андрее, что из наших интервью можно книгу написать. Аршавин - яркая личность, один из лучших игроков российского футбола за всю его историю. Он прошёл нелёгкий путь - начиная с дебюта у Юрия Морозова, который выгонял его с тренировки, и вхождения в сборную, где его не сразу приняли старожилы, до «Арсенала», в котором было блестящее начало, но потом - горькое прозябание на скамье запасных.
У Андрея были пиковые годы - на уровень игры Аршавина в этот период ещё долго никто не сможет выйти в России. Но теперь-то не о чем говорить. Все эти пики позади, интерес к футболу у Андрея - в смысле того самопожертвования, которое он проявлял десять лет назад и когда он занимался только футболом, давно прошёл. Настало время подумать о новом для себя этапе жизни. Единственный вариант, связанный с игрой, - это Эмираты или что-то тому подобное.
- «Тосно», сообщают, вёл переговоры с Аршавиным.
- Вы представляете, сколько клуб ФНЛ должен предложить Андрею, чтобы такой обеспеченный человек, как он, согласился играть в первом дивизионе? А в Премьер-лиге ему будет трудно найти себя.
- Но нашёл же себя Широков в «Краснодаре».
- Проблема в том, что на рубеже отъ­езда Аршавина в Англию во всём футбольном мире поменялась тактическая схема. Прежде команды играли по системе «4-4-2», и Андрей, выполняя роль оттянутого форварда с функциями диспетчера, в эту схему вписывался идеально. Однако буквально в течение пары лет схема видоизменилась, ведущие клубы, а за ними и остальные перешли на тактику «4-3-3». И та функция, которую выполнял на поле Аршавин, попросту исчезла.
Сейчас тон задают фланговые игроки - в идеале это Рибери, Роббен, Азар, - которые половину времени должны находиться у своей штрафной площадки. Андрею такой футбол не подходит - он сразу же выпал из обоймы, хотя его пытался «перестроить» на новую волну Арсен Венгер. Поначалу Андрей прибегал в свою штрафную, но выглядел там очень нелепо. В итоге перестал забивать, перестал отдавать, проиграл конкуренцию и потерял место в составе. И с тем грузом так до сих пор и идёт по жизни. Не находится ему места в команде, которая действует по схеме «4-3-3». А чтобы играл, под него надо перестроить всю игру.
Досадно, что, понимая все эти перемены в тактике, Андрей так и не нашёл в себе силы переключится на игру в обороне. Настолько он зациклен внутренне на созидание, что совершенно не готов к разрушению. Как только мяч потерян, совершенно не понимает, что ему делать. Насколько Аршавин был выше всех на голову в атакующих действиях, настолько же он ниже в действиях оборонительных. И ничего здесь не сделать. Аршавин не изменится, и схема останется прежней. Это тот случай, когда они - футболист и тактика - разошлись в разные стороны…
- Жаль, если так. Народ хочет видеть Аршавина и Кержакова на поле…
- Действительно жаль. Тот же Халк, как и многие другие игроки «Зенита», вызывает уважение своей мощью, профессиональным отношением к делу, умением терпеть ради победы. Вся команда «Зенита» достойна высокой оценки. Но влюбить в себя зрителя так, как это было во времена Петржелы и в пору расцвета таланта Аршавина и Кержакова, нынешняя команда не в состоянии.
Я уже говорил и повторю снова: те, кто полюбил Аршавина, игравшего в команде Петржелы, сейчас просто не в состоянии трезво оценивать ситуацию. Это же относится и к Кержакову. Но Виллаш-Боаш, за что его следует уважать, твёрдо придерживается своего курса на победу. Он избавлен от эмоций в оценке перспектив обоих игроков. Поэтому принял решение, которое, думаю, позволит «Зениту» двигаться дальше.
Андрей Барабаш.