Чтобы договориться об интервью с трехкратным чемпионом мира и призером Олимпийских игр по вольной борьбе в супертяжелом весе Билялом Маховым, пришлось выдержать серьезную конкуренцию с желающими с ним сфотографироваться. А желающих было много, ведь в Петербурге титулованный спортсмен дебютировал на чемпионате России по греко-римской борьбе и стал чемпионом. «Подходите на допинг-контроль, я выйду к вам», - предложил спортсмен после фотосессии, длившейся минут 20. И пропал на полтора часа. «Забыл, голова идет кругом», - едва не посыпая голову пеплом, извинялся позже борец.
Интеллигенты борцовского ковра
- Билял, с успешным дебютом на чемпионате России по греко-римской борьбе! Скажите, только в Петербурге турниры по классической борьбе проходят относительно спокойно как на ковре, так и на трибунах, или это в принципе характерно для данного стиля?
- Я был в двух сборных, и могу сказать, что греко-римская борьба более интеллигентная. Она силовая, выносливая. Ты можешь схватку выстроить: в каком моменте притормозить свои силы, когда включиться в работу, подойти к приему, захвату. Тебе не надо заводить себя, чтобы повысить адреналин в крови. В вольной борьбе ты так не сможешь поступать. Набор приемов здесь многообразнее, соответственно и возможностей проиграть тоже больше. Вы только представьте: в среднем борец проводит пять схваток. И каждый твой соперник силен по-своему: кто-то хорошо делает проход в ноги, кто-то хорошо борется руками, кто-то сочетает все это. И если подходить ко всему хладнокровно, справиться с этим очень тяжело. Зато если удается завести себя, выплеснуть эмоции, можно и выиграть. Собственно, по этой причине поединки борцов-«вольников» проходят эмоционально, и это настроение передается болельщикам.
- А для вас в эмоциональном плане как прошел чемпионат? Ведь пусть и в вольной борьбе, но вы - трехкратный чемпион мира. А значит, от вас все ждали победы.
- Для меня это был новый опыт, новая мотивация для того, чтобы остаться в спорте. Это уже третий олимпийский цикл для меня, и эмоции от побед на чемпионатах России и мира по вольной борьбе я уже испытал. Хотелось чего-то нового. Так сложилось, что я поехал на сборы, оттуда - на чемпионат мира и, таким образом, обязал себя тем, что надо выступать на чемпионате России в Петербурге.
Нет мотивации без интриги
- На следующих Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро в двух стилях верхняя планка веса будет отличаться. В вольной - 125 кг, в греко-римской - 130. Это тоже сыграло свою роль при выборе стиля борьбы?
- Просто я такой человек: мне необходим некий ажиотаж вокруг меня. Это заставляет настойчивей тренироваться, больше работать. Когда вокруг моей персоны спокойствие и тишина, нет желания выкладываться на тренировках. Мне нужны интрига, ситуации, которые заставляют работать с большим усилием. В греко-римской борьбе я это получаю, поскольку приходится перестраиваться на другой стиль, по-другому двигаться. После прошлогоднего чемпионата мира мне звонили журналисты, которые до этого никогда о борьбе не писали. И мне приятно, что благодаря мне у них появился интерес, в том числе и к борьбе в целом. Такие интриги - тоже мотивация.
- Заинтриговали вы - не то слово!
- Это еще и стимул для молодого поколения супертяжей. Я стал для них неким раздражителем: пришел парень, который когда-то занимался греко-римской борьбой, и с ходу выиграл чемпионат России. Чем не мотивация! Они будут тренироваться с удвоенной силой. Слабые тут же отсеются, не будут портить общую картину. А сильные в конечном итоге добьются результата.
Богатырский рацион
- И все же, наверное, сгонять вес до 130 кг легче, чем до 125?
- А я уже к Олимпийским играм в Лондоне был «подсушен», так что никаких проблем не было. Другое дело, что все это проходило для меня мучительно, чувствовал ужасный голод. Любая пища казалась такой вкусной! Видимо, из-за этого к Олимпийским играм не осталось никаких эмоций, чтобы показать тот результат, которого многие от меня ждали. В общем, решил подойти к этому вопросу по-научному: разные варианты подбирал, с врачами советовался, анализы сдавал, чтобы выяснить, какие продукты усваиваются, какие - нет. Теперь знаю, что идет мне впрок, дает энергию. Я не голодный, не страдаю, не нервничаю. И энергия есть для тренировок.
- А как же сладкое? Вы ведь раньше могли за один киносеанс съесть один торт.
- От этого пришлось отказаться.
- То есть, все же страдаете?
- Не сказал бы. Я заменил сладкое другими продуктами, которые вызывают у меня такие же эмоции, как в свое время торты и пирожные. Больше стал есть разнообразных фруктов. И то состояние, которое я почувствовал при правильном подходе к диете, возмещает отказ от сладкого. Я себя хорошо чувствую, во мне нет ничего лишнего.
Соперники под микроскопом
- Насколько ваши намерения остаться в греко-римской борьбе серьезны?
- Это не легкая прогулочка. Все серьезно. С полной ответственностью и серьезностью подхожу к тому, что буду выступать в греко-римской борьбе. Единственное, я не говорю, что на сто процентов забуду вольную борьбу. В любом случае, если получится и будет позволять здоровье, хочу продолжать выступать в обоих стилях. Но акцент сделаю на «классику».
- Не жалеете, что сейчас борцы не имеют возможности параллельно выступать по вольной и классической борьбе на чемпионатах мира и Олимпийских играх?
- Если бы вернули такую возможность, это было бы здорово. И для болельщиков, и для меня лично. Всегда приятно вписать свое имя в историю. Но сейчас надо говорить о реальном положении дел. А реальность такова, что есть чемпионат России по греко-римской борьбе и есть чемпионат мира. Это основные старты в этом году, которые надо пройти, и пройти успешно.
- Чемпионат России позади. Впереди - чемпионат мира в США. Знаете своих основных соперников по весовой категории?
- Мне повезло: на прошлогоднем чемпионате мира я со всеми лидерами в этом весе встретился. Так что составил представление о борцах, есть понимание того, как буду выступать.
До Карелина - как до Луны
- Михаил Мамиашвили, открывая чемпионат России по классической борьбе, призывал борцов бороться ярко, динамично и продолжать славные традиции отечественной борьбы. В греко-римской борьбе принято говорить о наследии Карелина…
- До Карелина мне - как до Луны (смеется). Есть к чему стремиться.
- И все же всех супертяжей сравнивают с ним.
- Мы все к чему-то стремимся. Для этого и есть такие люди, как Сан Саныч. Они прошли этот путь, и теперь нам его нужно как минимум повторить, а как максимум - улучшить. Карелин показал, что даже невозможное возможно, показал дорогу, показал, как нужно работать, чтобы попадать в историю.
- До недавнего времени вы с ним встречались дважды. Удалось ли поговорить с легендой спорта после того, как перешли в греко-римскую борьбу?
- Действительно, я дважды общался с Карелиным: один раз в детстве, потом, когда на одном из взрослых турниров он меня подбодрил. Он приезжал к нам на сборы. Советовал, на какие моменты надо обратить внимание, где я отстаю, что будет потерей времени, а что принесет пользу. В общем, давал дельные советы, к которым стоит прислушаться.
История не для комментария
- Напоследок не могу не спросить про историю с отравлением ртутью. Вы лично для себя из этой истории сделали какие-то выводы?
- Да. Я стал избирательнее в отношениях с людьми, которые меня окружают. Честно говоря, не люблю говорить на эту тему. Для себя постарался сразу ее отсечь. Если бы начал копаться, в спорте точно не остался бы. Потому что ситуация была непростой. Было два варианта: либо в этом копаться и с этим жить, или забыть, отсечь и двигаться дальше. Я выбрал второе.
- Вы ведь хотели завершить карьеру в 2009 году.
- Да. Поэтому и сделал такой выбор.
Ирина ВАСИЛЬЕВА.
Хотите, чтобы ваш ребенок освоил искусство Тхэквондо? Нет проблем! Спортивный клуб «ЛЕВ» ждет вас! Лучший подход к обучению, профессиональный тренер и отличная атмосфера помогут освоить этот вид боевого искусства. На сайте http://www.thekwondo.com/ вы найдете более подробную информации. Ждем вас с нетерпением!
-
в Борьба