В СКК «Петербургский» прошел международный турнир по боксу «Кубок губернатора Санкт-Петербурга». В соревнованиях приняли участие спортсмены, представляющие сборные команды регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В день открытия престижного турнира 70 лет исполнилось одному из тренеров сборной команды Санкт-Петербурга Олегу Кузьмину.


В учениках прославить имя


С именем этого человека связаны самые замечательные достижения питерских боксеров последних сорока лет. Среди его учеников - мастера спорта международного класса, десятки мастеров спорта, победители первенств России, СССР, Европы, других престижных соревнований. В течение многих лет Олег Петрович возглавлял сборную Ленинграда и Санкт-Петербурга, в которой блистали Вячеслав Яковлев, Владислав Антонов, Сергей и Александр Артемьевы, достойно представляя наш город на чемпионатах мира и Европы, Играх Доброй воли, Олимпиадах… Накануне юбилея один из самых уважаемых представителей петербургского бокса закончил работу над книгой воспоминаний. Фрагменты ее мы предлагаем вниманию читателя...


«Завтра» по-сейшельски


В 1995 году Федерация бокса Сейшельских островов попросила российских коллег порекомендовать им тренера для работы с национальной командой. Выбор пал на меня. К тому времени я уже почти 30 лет работал. Мои ученики выигрывали первенство страны, Олег Сергеев стал чемпионом Европы среди юниоров... Если и есть рай на земле, то он - на Сейшелах. Самая низкая температура воздуха в году +26о, самая высокая +32о. Впрочем, климат и обстановка не особенно располагают к упорному ежедневному труду: пальмы, солнце, белые песчаные пляжи, роскошные мулатки… Любой вопрос решался не сразу. Любимое слово местных - tomorrow (завтра). Но «завтра» на Сейшелах означает «через неделю», «через неделю» - значит «через месяц», ну и т. д.
Долго над этим предложением я не раздумывал. В начале девяностых спорт, как и многое в нашей стране, финансировался по минимуму. Доходило до того, что у организаций не было средств на форму, перчатки, шлемы... У кого что было, тот в том и боксировал на соревнованиях.
На Сейшелах мне досталось хорошее наследство. До меня здесь работали отличные советские и российские специалисты. Несколько сейшельских боксеров показали очень неплохой результат на Олимпиаде 1996 года в Атланте. Медалей не выиграли, но уже то, что в весовой категории до 71 кг Ривал Кадо дошел до четвертьфинала, стало отличным результатом. До него добиться подобного смог только полутяжеловес Роланд Раформ четырьмя годами ранее в Барселоне. Эти двое и позже работавший со мной Джерри Легра - лучшие боксеры Сейшельских островов за всю историю. И именно Легра уже после моего отъезда на родину работал в сборной Сейшел старшим тренером, и я очень рад, что мне удалось с ним увидеться в 2009 году на чемпионате мира в Италии.
Самый крупный наш успех - это выступление на Играх стран Британского содружества, которые проходили в Малайзии в 1998 году. На этом турнире Роланд Раформ и Джерри Легра вышли в финал, а Ривал Кадо стал бронзовым призером.
Результаты моей работы со сборной Сейшельских островов были замечены. Приглашали в Китай, поступило очень заманчивое предложение из Англии – мне предлагали возглавить молодежную сборную Великобритании. Но с английским языком у меня не очень, к тому же я скучал по дому, и осенью 1999 года я вернулся в Петербург, где по приглашению моего давнего товарища Владимира Таймазова, ректора Университета им. П. Ф. Лесгафта, стал работать на кафедре бокса этого вуза, и тружусь здесь до сих пор.


И «солнышко Демпси»...


Мне повезло тренироваться и трудиться бок о бок с великими тренерами, потрясающими личностями и в профессиональном, и в человеческом плане. Николай Николаевич Кужин, основатель кафедры бокса в Институте имени П. Ф. Лесгафта Александр Николаевич Кудрин, Владимир Иванович Куркин, Сергей Федорович Богомолов, воспитавшие олимпийских чемпионов Григорий Филиппович Кусикьянц и Иван Павлович Осипов… Все они давали превосходную боксерскую школу, но кроме этого отличались потрясающей эрудицией, знаниями в самых разных областях жизни, не только в сфере бокса и вообще спорта.
Помню, как Иван Александрович Князев показывал нам «солнышко Демпси» - сложнейшую, но очень эффективную комбинацию защиты и ударов. Упражнения Григория Филипповича Кусикьянца – это вообще кладезь. Жаль, что он не оставил после себя каких-то учебных пособий, книг не написал. По счастью, многое у него почерпнул его ученик Игорь Лебедев.
Эти великие старики – они были разные. Скажем, А. Н. Кудрин, возглавлявший одно время сборную города, был человек жесткий, не терпевший возражений, привыкший, чтобы всё делалось именно так, как он решил. А Владимир Иванович Куркин, у которого мне довелось тренироваться во время службы в армии, наоборот, был таким добрячком. Объединяло их то, что оба они были выдающимися специалистами в своем деле и давали результат.
Многие из моих старших товарищей, у которых я учился, были коммунисты, и те из них, кто дожил до перестройки и развала Советского Союза, были шокированы тем, что произошло. Для них, прошедших войну, всё происходившее было каким-то ужасным парадоксом. Но никто из них не ныл, не жаловался. Закалка была у них классная. Им помогали дети, не забывали про них ученики…
В начале девяностых я собрал своих учеников, которые к тому времени добились немалого в жизни, - кто-то занимал важный пост, кто-то стал серьезным бизнесменом, и сказал им: ребята, мы, тренеры «Трудовых резервов», дали вам путевку в жизнь, никто из вас не бедствует, на помойке не роется. Теперь пришла ваша очередь помочь. Поддержите своих наставников, тех, кто вас тренировал, ездил с вами на сборы, воспитывал. Все откликнулись, оказали поддержку ветерану войны Николаю Николаевичу Кужину. Некоторые помогают своим учителям до сих пор…
Горжусь тем, что последние годы жизни Н. Н. Кужин работал со мной в «Трудовых резервах», куда я догадался его пригласить, после того как он из «Спартака» ушел на пенсию.
Работа с Альбертом Фомичом Лавриновичем, который и принял меня на работу в «Трудовые резервы», тоже была отличной школой.


«Из ресторанов в космос не летают…»


Главным лозунгом советского физвоспитания, вообще советской педагогики было «От массовости – к мастерству». Количество спортивных школ было огромным.
Большие спортсмены были известны всей стране. Многие из тех боксеров, на которых мы ориентировались в спорте и в жизни, кто был для нас примером, - геройски воевали: Николай Королев, Сергей Щербаков, Иван Князев… О них писали книги, они снимались в художественных фильмах.
Не было компьютера и прочих нынешних развлечений. Спорт, физкультура были главным досугом. Мы после школы забегали домой перекусить – и снова бежали в школу: физрук давал нам мяч, и мы играли до вечера. Нас домой было не затащить! Так и вырастали большие спортсмены в советское время… Сегодня популярность бокса гораздо меньше, чем в наши дни. Серьезную конкуренцию нашему виду спорта создали восточные единоборства: ушу, кунфу, айкидо… Ребята и их родители клюют на внешние эффекты.
Чемпионы редко рождаются в хороших условиях. Как говорил Юрий Гагарин, из ресторанов в космос не летают. Кто шел в спорт в системе проф­техобразования, в «Трудовых резервах»? Ребята из небогатых рабочих семей, часто неполных. Их воспитывала улица. Это были пацаны с характером, которые могли постоять за себя, потерпеть, физически подготовленные, с развитыми морально-волевыми качествами. Им можно было сразу давать серьезную нагрузку, с ними приятно было работать. А сейчас бабушки носят баулы с формой юным хоккеистам, думая, что из них вырастут новые Овечкины и Малкины…
Питерская публика перестала ходить на бокс, даже на самые престижные соревнования. А в восьмидесятые годы на Международном турнире на приз Ленинградского телевидения Дворец спорта «Юбилейный» был буквально забит зрителями.
На соревнования – и международные, и внутригородские - ходили Владислав Александрович Стржельчик, Кирилл Юрьевич Лавров, другие прекрасные актеры, с которыми мы дружили. Большим поклонником бокса был кинорежиссер Илья Авербах, который даже снял ленинградских боксеров и тренеров в своей дипломной короткометражке «Восемь, девять, аут».
Прекрасно помню проходивший в «Юбилейном» финал абсолютного первенства Союза, в рамках которого состоялась матчевая встреча «Москва - Ленинград». Боксировали юниоры, я был тренером ленинградской ­команды. Команда Москвы выходит под песню «Утро красит нежным цветом». Публика вежливо аплодирует. А когда вышли мы, зазвучала «Ладога, родная Ладога», знаменитая песня про блокаду, про Дорогу жизни. Весь многотысячный зал встал и в едином порыве подхватил песню... До сих пор, когда я вспоминаю это, у меня мурашки по спине, и слезы наворачиваются. Естественно, при такой поддержке мы не могли проиграть. Ну, мы москвичей и грохнули: восемь – два…


С юбилеем!


Данила Козловский, актер театра и кино:
- Во время подготовки к съемкам фильма «Шпион» я должен был освоить навыки бокса за месяц, и я бесконечно признателен Олегу Петровичу, благодаря которому мне это удалось. Он очень помог на съемках этой очень непростой для меня картины. Олег Петрович Кузьмин - в высшей степени профессиональный педагог, настоящий учитель, мастер. С удовольствием вспоминаю наши занятия в зале Университета имени Лесгафта, поздравляю Олега Петровича с юбилеем и желаю ему крепчайшего здоровья.
Геннадий Орлов, телекомментатор, мастер спорта:
- С Олегом Петровичем Кузьминым я познакомился много десятилетий назад – в бане! Тогда в знаменитые бани на Фонарном ходил весь спортивный Ленинград: и футболисты, и боксеры… Футболисты восстанавливались, боксеры сгоняли вес перед соревнованиями. Там часто бывал и Олег Петрович со своими учениками – он уже стал тренером. Олег Петрович – удивительно добрый и открытый человек, как все по-настоящему сильные люди. Наверное, в том и есть секрет его потрясающего тренерского долголетия – почти пятьдесят лет в строю! От души поздравляю его и желаю новых побед на ринге и за его пределами.