Она стала последней советской и первой российской чемпионкой в соревнованиях спортивных пар
После триумфальных побед в Сочи российского фигурного катания, которое тоже приближало субботнее повторение медального рекорда советской дружины Игр в Калгари, самое время вспомнить тех атлетов, которые ковали успех 1988 года. В фигурном катании конца 80-х признанными лидерами в соревнованиях спортивных пар стали Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков. Олимпиаду в Калгари, где последний раз выступала сборная СССР, этот дуэт выиграл уверенно и убедительно. После этого фигуристы ушли в профессионалы, что тогда было и престижно, и выгодно.
Игры в Альбервилле, где наши спортсмены выступали под олимпийским флагом, Екатерина и Сергей пропустили. Чемпионами там стали питерские фигуристы Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев. Перед Олимпиадой-94 в Лиллехаммере руководители МОК приняли революционное решение, разрешив вернуться на олимпийский лед профессионалам. Вернулись многие прославленные чемпионы: немка Катарина Витт, американец Брайан Бойтано, британский танцевальный дуэт Джейн Торвилл - Кристофер Дин. Но только российской спортивной паре удалось вновь подняться на высшую ступень пьедестала. В соперничестве с парой Мишкутенок - Дмитриев свое второе золото завоевали Гордеева и Гриньков.
Безмятежная и счастливая жизнь двукратной олимпийской чемпионки прервалась в одночасье: в 25 лет она потеряла своего мужа и партнера Сергея Гринькова. Его сердце остановилось прямо на тренировке в Ледовом дворце ЦСКА. Сиротой осталась маленькая Даша. Продюсеры американского шоу, с которым у российских фигуристов был подписан контракт, активно стали эксплуатировать образ безутешной вдовы на льду. А Катя жила так, как и должна была жить молодая красивая женщина. Работала, влюблялась, вышла замуж за олимпийского чемпиона Илью Кулика и родила дочку Лизу.
В олимпийской же летописи она останется единственной последней советской и первой российской чемпионкой в фигурном катании.
Дуэль на льду на дружбе не отразилась
- Бытует мнение, что на Играх-94 вы обыграли Наталью Мишкутенок и Артура Дмитриева за счет высокого авторитета у судей и поддержки со стороны руководителей отечественного спорта…
- Мне трудно судить об этом объективно. Мы откатали в Лиллехаммере свою программу так, как были готовы на тот момент. Выступления основных соперников просто не видели. На отношениях с товарищами по сборной дуэль на льду абсолютно не отразилась. Мы с Артуром дружили тогда, дружим и сейчас.
- Помните ли вы свои первые шаги в фигурном катании?
- Сегодня в это никто поверит, но меня отдали в спортивную школу, чтобы подготовить к поступлению в хореографическое училище. Мой отец был танцором Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии и очень хотел, чтобы дочери пошли по его стопам.
- Мама, работавшая в ТАСС, не видела в вас будущую журналистку?
- Она не была журналистом, а работала телетайписткой. Ей просто хотелось, чтобы дочка занималась тем, что ей нравится.
- Кем, если не секрет, хотели быть в детстве вы?
- Лесником. Это, естественно, были детские мечты. Когда в 11 лет встал вопрос о выборе между хореографией и фигурным катанием, я уже была в обойме сборной СССР. Хотя с четырех лет у меня была солидная балетная подготовка, на льду все же получалось лучше.
- С ранних лет ваша жизнь проходила на сборах…
- Такова судьба спортсменов. Когда ребенка отрывают от родителей и приучают к жесткой дисциплине, он рано взрослеет, становится более ответственным, что ли.
- Кто был более ответственным в паре Гордеева - Гриньков?
- Все говорили, что я, хотя Сергей был на четыре года старше. Наверное, мой отец, который был человеком строгим и дисциплинированным, выработал во мне характер. Он не учил меня этому специально, но я понимала с ранних лет, насколько важно вовремя и в должном тонусе прийти на тренировку.
- Лучшие программы вам с Сергеем ставила Марина Зуева, которая сейчас является признанным мэтром танцев на льду….
- Когда мы выступали за ЦСКА, Марина работала там хореографом, вела нас с Сергеем с самого начала карьеры. У нее была своя оригинальная методика. Она приносила фотографии, с которых мы копировали позы. Марина никогда не говорила: «Сделай так». Она просила: «Покажите птиц, цветы, любовь, солнце». Зуева чувствовала нас, именно этим объясняется удачный опыт сотрудничества.
«Лунная соната» - это история нашей любви
- Какая из программ, поставленных Зуевой, была для вас с Сергеем самой любимой?
- Марина ставила нам разные программы. Были такие, когда мы должны были выступать для зрителей, улыбаться судьям, показывать им себя, а были такие, когда она говорила: «Для того чтобы всё получилось, тебе надо кататься только для себя, чтобы зрители почувствовали ваши отношения». Когда Марина поняла, что мы влюблены друг в друга, она предложила танцевать нам «Ромео и Джульетту». Мы могли по-новому взглянуть другу на друга на льду. И «Лунная соната» Бетховена - это фактически история нашей любви.
- После смерти Сергея вы написали достаточно откровенную книгу о своей жизни. Это нужно было вам, чтобы пережить потерю мужа?
- Может быть, сегодня и не стала бы выносить подробности своей жизни на всеобщее обозрение. После смерти Сергея мои агенты убедили, что просто необходимо написать такую книгу. Потом поняла: мне и самой в первые месяцы после потери нужно было выговориться. Пусть даже журналисту, который мне помогал в работе. До 25 лет моя жизнь складывалась успешно и благополучно. Смерть Сергея стала сильным ударом, который удалось выдержать благодаря поддержке друзей и близких. Сейчас осталась память, осталась наша дочь Даша. Я же живу сегодняшними радостями.
- Фигурное катание - это мир с жестокими законами. Приходилось ли вам жить по ним в бытность действующей спортсменкой?
- Честно говоря, никогда не чувствовала недоброжелательного отношения по отношению к себе. Естественно, никогда не оставляла без присмотра своих коньков, пила воду только из бутылок, принесенных с собой. При этом никто из соперников ничего плохого мне не делал. Хотя слышать приходилось о многом.
- Популярный американский журнал включил вас в число 50 самых красивых женщин мира. Кого бы в этом списке поставили на первое место вы сами?
- К подобным конкурсам отношусь весьма скептически. По каким критериям или законам можно оценить женскую красоту? Я бы на первое место поставила свою маму, которую вряд ли кто-то из устроителей подобных конкурсов видел хотя бы раз в жизни. Объективных оценок на подобных шоу быть не может.
- Два золота Олимпиад - это объективная оценка ваших заслуг?
- Не моих персонально, а наших с Сергеем. Меня смущает, когда ведущие шоу объявляют: «Олимпийская чемпионка Екатерина Гордеева…» и забывают добавить: «…в парном катании».
- Какая из двух выигранных Олимпиад вспоминается чаще?
- Лиллехаммер. В 1988-м я была еще совсем девчонкой, просто не воспринимала должным образом всего происходящего. Запомнилось только то, что нам прямо в Калгари выдали какие-то фантастические, по советским меркам, премиальные. Я купила себе сережки с бриллиантами и впервые в жизни сделала химическую завивку. Еще отлично помню перелет в Москву. Дело было 29 февраля, и вся олимпийская делегация прямо в воздухе отмечала день рождения знаменитой лыжницы Раисы Сметаниной. Во всем самолете трезвыми, наверное, было только два человека: я и пилот.
Светлана НАУМОВА.
Фото – РИА Новости ©