Известный футбольный агент рассуждает на тему падения курса рубля. Как это может отразиться не только на экономике, но и на футболе и к чему в конечном итоге привести в условиях принятого клубами РФПЛ меморандума, когда цена одного доллара зафиксирована на 45 рублях, а одного евро – на 55-ти.

- Не могли бы рассказать вначале о том, что происходит с курсом.

- Пока мы наблюдаем лишь валютно-финансовый кризис, когда курсы скачут туда-сюда. Но не хотелось бы, чтобы кризис перешел в экономический, потому что это накроет еще сильнее. Сейчас стоит задача удержать курс, чтобы выровнять ситуацию в экономике, чтобы кредитно-финансовые проблемы не перешли в экономику, на предприятия… - сказал Абрамов в интервью «Советскому спорту».

- А если пойдет? Все, надо переходить на натурально хозяйство?

- Скажу кратко. Начнутся метастазы, в перспективе курс может заиграть под стольник. Этого нельзя допустить. И этим занимаются различные экспертные группы Правительства.

- Проблемы есть.

- Да, подняли ставку рефинансирования, создав проблему – доступа к финансовым ресурсам. Если предприятия отреагируют сокращениями, это создаст кризис еще больший.

- Но это что-то большее, общее. А что в футболе?

- То же самое, только меньшая модель. Если предприятия начнут ощущать проблемы, то футболу станет тяжелее.

- Как игроки отреагируют на новый курс?

- А какая у вас была реакция на скачки курса неделю назад. Все осторожничают, пессимизм ощущается. Смотрю на это письмо, меморандум…

- Что не так?

- Меморандум – это все-таки дипломатический термин. Эта бумага – система страхования от того, чтобы не было хуже. В этом смысле это какой-то якорь. Но никто не рад фиксации падения зарплаты на несколько десятков процентов.

- Зачем игрокам-россиянам подписывать контракты в валюте? Ладно, иностранцы – это такой пряничек для них. Но россияне-то живут у нас в стране, если хотят валюты – вэлкам в Европу.

- Потому что таков был рынок. Но рынок изменился, и теперь вряд ли многие клубу будут фиксировать зарплату в валюте. А лучшие из россиян перейдут туда, где все-таки контракты зафиксированы в долларах.

- Не могли бы спрогнозировать, как отреагируют иностранцы топ-уровня?

- Полагаю, Думбия, Гарай, Халк будут думать. Но они нужны команде, они звезды, есть опасность, что могут уйти. И клубы, уверен, гарантируют им зарплаты в евро и долларах вне зависимости от падения рубля. Глупо терять таких игроков из-за меморандума. В любом правиле есть исключения.

- При каких параметрах евро клубы будут вынуждены продать звезд?

-  У нас есть клубы, спонсоры которых получают экспортную выручку в долларах и евро. Допустим, «Газпром» не проиграл, а поднялся, потому что на рынках цена газа не скорректирована по нефти. Они получают те же евро и доллары, а часть валюты продают по курсу, уже более высокому. Абсолютно убежден в том, что футболисты «Зенита» не пострадают. Проблемы будут у тех, кто получает бюджетные субсидии, они в рублях, им нужен меморандум.

- Как бы сделать так, что от мер косметических, от меморандума, футбол перешел к преобразованиям коренным, хотя бы частичному отказу от госфинансирования?

- В структурных преобразованиях нуждается и экономика. А в футболе происходят изменения. Приняли систему 10+15 – хорошо для первой шестерки, для остальных плохо. А для остальных, для нашей экономики нормально – 6+5 или 5+6. Фигово для первой шестерки будет тогда, когда стоимость нефти упадет до 40 долларов за бочку. И тогда компании задумаются над тем, а не вести ли себя скромнее в футболе. И с идеей 10+15 клубы очень подставились в политическом и, возможно, экономическом смысле.