Воспитанник кирово-чепецкого хоккея Сергей Перетягин в Петербурге живет не первый год. За СКА он отыграл в совокупности четыре сезона, оказавшись в армейском клубе по ходу чемпионата-2006/07, но на второй месяц первенства -2010/11 упорхнул на другой конец континента – в Хабаровск.
В общей сложности за могучими плечами Перетягина десять командных прописок. Однако именно в СКА Сергей провел свой лучший на данный момент сезон, по ходу чемпионата-2007/08 доигравшись до сборной России, с которой едва не поехал в триумфальный Квебек. Минувшей весной этот жесткий защитник вновь оказался в «Ледовом». «Локомотив», с которым он год назад оформил отношения, в шестой раз за историю КХЛ придушил кубковые надежды СКА. На сей раз - на стадии второго раунда.
Впрочем, разговор с 30-летним игроком обороны мы начали с других тем.


Дружба с Мальцевым


- Сергей, ваш родной Кирово-Чепецк еще помнит своих героев – Александра Мальцева, Владимира Мышкина, Андрея Трефилова, Владимира Крикунова?
- Еще бы! Недавно, кстати, проходил матч ветеранов «Динамо» и «Олимпии». Организовали его в честь 65-летия Александра Николаевича Мальцева. Приехали все великие. В отстроенном пять лет назад дворце было не протолкнуться. Люди сидели на ступеньках, стояли у бортов, теснились вдоль стен. Чепецк гордится тем, что поставил на коньки этих великих мастеров.
- C Яковом Рыловым, еще одним земляком, с этого лета представляющего интересы «Ак Барса», в «Олимпии» вас, часом, не в одной паре тренеры выпускали?
- Нет. Более того, мы ни разу не пересекались. Я постарше, поэтому играли за разные годы. Когда Яша перебрался во вторую команду «Олимпии», я оказался в первой. Когда он пошел на повышение, я уже играл за «Торпедо».
- А из чепецких «легенд» с кем судьба сводила?
- Папа с Мальцевым дружит еще со студенческих времен. Когда был маленьким, отец как-то взял меня в компанию своих приятелей. Среди них был Александр Николаевич. А недавно на сборах в Германии познакомился с Андреем Трефиловым. Он сейчас в Дюссельдорфе живет.
- Когда в числе твоих земляков такие люди, как Трефилов и Мышкин, велик соблазн стать голкипером?
- Спасения, все эти сумасшедшие кульбиты мне всегда очень нравились. До сих пор смотрю «Топ-10» сэйвов КХЛ и НХЛ. Но сам в «рамке» никогда не играл и не хочу. Это люди с железными нервами и стальной психикой. Особенно если ты добрался до самого верха. Сумасшедший груз ответственности! Зато в жизни они зачастую - само спокойствие. С ними приятно общаться. Я со многими дружу. С кем играл в СКА - созваниваемся. По возможности - видимся.


Загадки Набокова и Занатты


- Ячанов, видимо, в их числе?
- Да. Мы с Димой еще за «Крылья Советов» в высшей лиге вместе играли. Тогда, как ни странно, не особо общались. А позже получилось, что с разницей в полгода оба перебрались в СКА. Здесь и сдружились. Вскоре вместе в сборной дебютировали. Я в 23 года, он – в 35. Может, это химия какая-то? Не знаю. Но вообще с вратарями я всегда общий язык нахожу.
- Как специалист по вратарям откройте величайшую тайну современной КХЛ: почему «квебекский спаситель», звезда НХЛ Евгений Набоков, стал в СКА бледной тенью самого себя?
- Ой, я, честно говоря, не пытался в нее вникнуть. Могу только сказать, что в быту Женя - отличный, общительный парень. Никаких звездных закидонов. Все по-свойски, по-доброму...
- Но в тот момент, в сезоне-2010/11, в СКА у многих не пошло. Кто-то возмущался, мол, как команду, где играют Максим Сушинский, Виталий Вишневский, Петр Чаянек, Алексей Яшин, Сергей Брылин, Максим Афиногенов, можно было доверить итальянцу Айвану Занатте? Денис Гребешков, помнится, открыто говорил, что тренеру не хватает авторитета…
- Не знаю, не знаю… Лично я в его авторитете не сомневался. Айван вел себя достойно. Вызывал уважение и как человек, и как тренер. Не зря же «Лев», где в минувшем сезоне работали Занатта и Вацлав Сикора, бился в финале Кубка Гагарина…
- Показательно…
- Сколько людей, столько мнений… С Айваном мы до сих пор общаемся. Почему тогда у него не пошло - сложно сказать. Но и вешать всех собак на него одного - тоже неверно. Или у Сикоры авторитет был намного выше? Да и в чем он выражается, этот авторитет?
- Их вроде как не сильно слушали подопечные…
- А как можно не слушать главного тренера? Я слушал. У соседа не спрашивал.


Самолет летит – команда храпит


- Тем не менее это не помогло остаться в Петербурге. По ходу двух с половиной сезонов в «Амуре», наверное, прочитали больше книг, чем за всю предыдущую жизнь.
- Не считал, сколько читал, но страниц перелистал немало. В самолете и делать-то особо нечего… Либо спишь - набираешься сил, стараясь переключиться на другой часовой пояс, либо читаешь, сморишь фильмы… Когда летали чартерами, это была стандартная процедура. Самолет летит - команда храпит.
- Прямо песнь какая-то…
- Позже стало не до песен. У «Амура» возникли проблемы с финансированием, и нас пересадили на регулярные рейсы. Разъезжали по стране с обычными согражданами и с сопутствующими проблемами со сном. Кто-то суетится, кто-то ходит, кто-то громко разговаривает…
- Это раздражает?
- Не то слово! И бодрствуя во время полетов, более отчетливо уяснил, насколько далек Хабаровск.
- Про Ханну Йортикку, тогдашнего наставник «Амура», много чего рассказывают. Вплоть до того, что финн чуть ли не по пятам ходил – не дай бог кто режим нарушит…
- Вот это точно брехня. При Йортикке, кстати, у нас было больше выходных, чем при российских специалистах. И чем мы занимаемся - никого не касалось. По пятам никто не ходил, семь раз на дню не звонил.
- Но все же тренеры с таким подходом - не редкость. Валерий Покровский про Смита рассказывал. «Барри, - говорит, - слишком много свободы дал игрокам СКА в надежде, что они, как ребята из НХЛ, сами подготовятся в должной степени. И только со временем осознал, что над каждой головой надо стоять – с профессионализмом в России беда».
- Я так не думаю. Ребята с каждым годом больше понимают значение слова «профессионализм». Если раньше тебя после отдыха четыре месяца приводили в чувства, сейчас к началу сборов многие подходят готовыми. Скажу про себя: тотальный контроль мне только вредит.


Непонятный Роу


- У кого на предсезонке умирали?
- Самая тяжелая предсезонка у меня в минувшем чемпионате вышла - тянулась она аж до февраля… «Локомотив» ведь чемпионат с Томом Роу начинал. Но впоследствии тренерский мостик занял Петр Воробьев. С наставником старой закалки стало еще тяжелее. Особенно для тех, кто не попадал в состав…
- В России так и не поняли, что это за тренер Роу…
- Я тоже не понял. Весь сезон слышал от него «Good job», а играл мало.
- Есть мысли - почему?
- До сих пор пытаюсь отыскать причину. Перед началом сезона у меня были отличные показатели. Тренеры хвалили, а играл мало… Почему? Не знаю. Роу говорил: «Все хорошо. Просто я другим больше верю…»
- «Косячили»?
- Особых ляпов не совершал. Был готов на 110 процентов. Но вместо того чтобы играть – «отдыхал». Вернее, как «отдыхал»… Пахал с утроенной силой, чтобы каждый матч быть в составе.
- Обмен пытались попросить?
- Пытался. На протяжении нескольких месяцев пытался. Но руководство мне отвечало: «Ты нужен команде!»


«Донбасс»? Надеюсь, что в дальнейшем ситуация разрешится


- За год до этого вы неплохо играли в «Донбассе», в дебютном для донецкого клуба сезоне в КХЛ. Город понимал, что это за лига к ним пришла, что за хоккей принесла?
- Поддержка на арене «Дружбы», ныне, к сожалению, сгоревшей, была серьезная. Не скажу, что трибуны ломились, но заполнялись. Даже для дебютного сезона организация была на высоком уровне. Мы добыли первую победу на кахээловском этапе существования «Донбасса» - на своем льду в январе 2013-го завоевали Континентальный кубок, в финальном матче разгромив французский «Руан» 7:1. А когда по ходу минувшего сезона приезжали в Донецк с «Локомотивом», народу, смотрю, еще больше стало ходить.
- Люди потянулись к хоккею…
- Да. И очень печально, что события на Украине могут поставить крест на кахээловских перспективах «Донбасса», который пропустит следующий сезон. Остается только надеяться, что в дальнейшем ситуация разрешится в пользу клуба.
- Напоследок - немного о вашем будущем. На фоне минувшего, не самого удачного сезона планируете что-то менять в своей летней подготовке?
- А смысл? Я каждое лето делаю одно и то же. Снимаем в Кирово-Чепецке с ребятами лед. Собирается человека 4-5, и работаем… Там все условия. Повторюсь: я и в этот раз был хорошо готов. Дело не в системе подготовки. Просто так вышло… Плохой опыт – тоже опыт. Это багаж знаний, с которым идешь дальше. Что-то координируешь, что-то меняешь, но идешь. У меня еще год контракта с «Локомотивом». И все мои мысли - только о новом сезоне. Полон эмоций и решимости, что называется, взять реванш у судьбы. С одной стороны, на неудачах не зацикливаюсь, с другой - определенный осадок, как ни крути, они оставляют. Но я уверен: все еще будет на достойном уровне!
Марк КОГАНОВ.