Легкая атлетика. От первого лица

На недавнем чемпионате мира по легкой атлетике сборная России стала первой по числу завоеванных золотых медалей. Что это - закономерность или случайность? Об этом и многом другом мы беседуем с Верой Комисовой. Вера Яковлевна - чемпионка СССР 1978 года в эстафете 4х200 м, победительница Всемирной универсиады-1979 в эстафете 4х100 м. Особенно удачным для нее был 1980 год - она выиграла чемпионат страны в «гладкой» и барьерной стометровках, а на Олимпийских играх завоевала золотую медаль на дистанции 100 метров с барьерами и серебряную - в эстафете 4х100 м. Вот уже 33 года ей принадлежит рекорд нашего города в беге на 100 метров с барьерами - 12,39 секунды и 34 года - в эстафете 4х100 м - 44,07. Комисовой присвоено звание заслуженного мастера спорта СССР, она награждена орденом Трудового Красного Знамени.


Две любви: «гладкий» спринт и барьерный


- Что было наиболее значимым в вашей жизни до победы на Олимпийских играх?
- В нашей школе были хорошие учителя физкультуры: Галина Владимировна и Владимир Андреевич. Они привили мне интерес к этому предмету. Позднее мой старший брат не захотел во­зить меня на тренировки - сказал, что я уже могу ездить самостоятельно. В разговоре с мамой я это подтвердила: «Мамочка, я уже большая и могу сама ездить на занятия». И начала ездить. В девять лет - на автобусе и на трамвае через весь город в школу, которая находилась на площади Искусств. Моим первым тренером был Алан Михайлович Нотман. В группе был бегун на средние дистанции, прыгун в высоту, мой брат, который занимался десятиборьем, но большинство осваивало спортивную ходьбу. В то время это было мужской дисциплиной, поэтому в группе были в основном мальчишки.
- Как вы совмещали «гладкий» спринт с барьерным?
- Я очень благодарна первому тренеру. К сожалению, он недавно скончался в США. Ведь он довел меня до звания «Кандидат в мастера спорта СССР», несмотря на то, что у меня были проблемы со здоровьем - нельзя было много прыгать и заниматься штангой. Кроме того, его талант сделал из меня кандидата в мастера спорта в барьерном спринте, несмотря на то, что иногда я пропускала тренировки. На меня обратил внимание Борис Филиппович Щенников и предложил перейти к нему. Нотман поддержал, сказав, что у Щенникова я могу вырасти до чемпионки Олимпийских игр. Так в 1975 году у меня появился новый тренер.


Родом из спортивной семьи


- Что в вашей жизни было помимо спорта?
- Семья у нас была трудная - у матери трое детей, росли без отца. Когда я выполнила норматив мастера спорта СССР в барьерном спринте, брат сказал: «Ну, хоть один мастер спорта в семье». Он был перворазрядником в десятиборье, а сестра - кандидатом в мастера спорта СССР по художественной гимнастике.
- Так у вас спортивная семья!
- Можно сказать и так. В молодости мама бегала, прыгала, метала гранату, толкала ядро - я видела фотографии. Учила меня кататься на лыжах. В общем, была очень активным человеком. Что касается учебы, то я окончила техникум общественного питания, а потом Институт физкультуры имени П. Ф. Лесгафта.


Соперницы несравненные…


- Кто были вашими основными соперницами?
- В барьерном спринте - ленинградка Татьяна Анисимова. На Олимпийских играх-1976, которые я смотрела на сборах, она заняла второе место. Позднее мы с ней часто были не только соперницами, но и партнерами по эстафете 4х100 м в составе сборных Ленинграда и СССР. Особенно удачным для нас был 1979 год - в составе сборной страны мы победили на Всемирной универсиаде, а в составе сборной Ленинграда установили рекорд города, который не побит до сих пор. Сильные спортсменки были в ГДР и Польше.
- В то время в «гладком» спринте выделялась Людмила Маслакова (Жаркова) - супруга нынешнего главного тренера сборной России. Она в 16 лет стала третьей в эстафете 4х100 м на Олимпийских играх-1968 и повторила этот результат в 1976 году.
- Совершенно верно. Впервые мы соперничали с ней на соревнованиях в Днепропетровске. Это было очень тяжело: ее дарование было, что называется, налицо. Как говорят: «Ноги от ушей». Тем не менее на чемпионате СССР-1980 я опередила ее в «гладком» беге на 100 метров. Будущая чемпионка Игр Людмила Кондратьева в чемпионате из-за болезни не выступала, и я стала чемпионкой.


Секретный совет тренера


- Вы помните советы своего тренера, который помог вам победить на Олимпийских играх?
- Помню главный. Щенников говорил: «Вера, беги так, как будто за финишной чертой надо преодолеть еще пять метров». Это была установка, которую он мне давал, и мы тренировали набегание на финиш. Не на черту, а за черту еще на пять метров. Этот совет он дал исходя из собственного опыта - видел, что человек прекращает бежать, а у соперника вперед вылетает какая-нибудь часть тела - и он выигрывает.


Бежала, сгорая от стыда


- Что осталось в памяти от победного финала на 100 метров с барьерами?
- Перед этим наша землячка, будущая обладательница двух серебряных медалей тех Игр: в беге на 200 метров и в эстафете 4х100 - Наталья Бочина подстригала меня, и челка вышла косой. Мне было стыдно, и я пробежала очень быстро, чтобы никто это не заметил (смеется). Помню, что я читала небольшую книжку в мягком переплете трехкратной чемпионки Олимпийских игр Тамары Пресс.
- Она называется «Цена победы». Говорю потому, что она есть у меня.
- Я не запомнила название. Дочитала, положила и пошла на финал.
- Показав результат 12,56, вы превзошли рекорд Олимпийских игр, установленный на Играх-1976, который был равен 12,77.
- Мой рекорд Олимпийских игр простоял недолго.
- Зато ваш лучший результат - 12,39, который был рекордом СССР, до сих пор является рекордом нашего города. Где и когда вы его показали?
- В 1980-м, после окончания Олимпийских игр - в Риме.
- К вопросу о долговечности ваших результатов - на «гладкой» стометровке личный рекорд - 11,23 занимает 7-е место в списке 25 лучших, показанных спорт­сменками нашего города за все годы, а на 200 - 22,96 - 11-е. Кроме того, вы шесть раз выступали в составах различных эстафетных команд, которые входят в этот почетный список. Если учесть, что в нашем городе было много замечательных легкоатлеток до ваших выступлений и после них, своими результатами вы можете гордиться.
- Конечно, приятно осознавать, что я вхожу в такой почетный список - значит, труд на тренировках не пропал даром.
- Некоторые считают Игры-1980 девальвированными ввиду их бойкота США и другими странами.
- О каких-то видах спорта и дисциплинах так можно сказать, но в беге на 100 метров с барьерами выступали все сильнейшие спортсменки. В том числе рекордсменка мира и чемпионка Олимпийских игр-1976.


А рекорды стоят…


- Кроме золотой медали в беге на 100 метров с барьерами вы завоевали серебряную - в эстафете 4х100 м. Как вышло, что в составе квартета вы заменили Кондратьеву, которая стала чемпионкой Игр-1980 в беге на 100 метров?
- Людмиле не позволила бежать травма, полученная именно в том победном финале. Включили меня. Я выступала на первом этапе. Видимо, тренеры учли то, что я хорошо бежала по виражу.
- Расскажите об общении с зарубежными спортсменами на этих Олимпийских играх.
- Там было много любителей, особенно из стран далеких от «большого спорта». Было видно, что некоторые приехали для того, чтобы заработать на жизнь - выйти из нищеты.
- В легкой атлетике большую часть медалей нашей сборной приносили женщины.
- Это объяснимо. В восточных странах женщина - раба мужчины. Что касается США, в то время у них не было такой, как у нас, централизованной подготовки. Теперь, когда в спорт начали вкладывать огромные средства и на нем можно неплохо заработать, мы утратили былое превосходство. К тому же наша страна уменьшилась как в размерах территории, так и в численности населения.
- Чем можно объяснить долговечность многих мировых рекордов? У мужчин - по прыжкам в высоту, длину и тройным, метанию диска и молота. Да и у женщин результат 10,49 в беге на 100 метров поражает воображение. Некоторые, объясняют это тем, что в ту пору меньше боролись с допингом.
- Мое воображение поражают все результаты «из 11 секунд». Думаю, что эти мировые рекорды достигнуты талантом и трудолюбием. Что касается допинга, то почему рекорд установил именно тот или иной человек, что мешало другим сделать это?


Рассчитывать на свои силы


- Отечественная легкая атлетика в сравнении с игровыми видами спорта держится на достойном уровне. Чем это можно объяснить?
- Мне трудно назвать точную причину. Возможно потому, что в игровых видах кто-то может недоработать - авось партнер выручит. В нашем виде спорта все надо делать самому - надеяться не на кого.
- В чем нашей легкой атлетике надо подтянуться?
- Однажды я с группой спортсменов была в США. Нас возили по разным штатам. Привезли на какие-то мелкие соревнования. Тем не менее на трибуне были власти штата. Меня это сильно удивило - в этом с них стоит брать пример. Как и в том, что на школьных соревнованиях, помимо родителей спортсменов, присутствует администрация школы во главе с директором.
- Как вы относитесь к тому, что наши сборные укрепляют зарубежными спортсменами. В своей стране им не попасть в состав - сильная конкуренция, а у нас этот вид развит хуже и иностранцам зачастую дают российское гражданство.
- Если это не искусственно созданная ситуация, то все нормально. Хотя людям интересно видеть выступление спортсмена, живущего с ними рядом - хотя бы в одном городе.
- Как сложилась ваша жизнь после окончания спортивной карьеры?
- Работала в педагогическом университете имени А. И. Герцена. Меня пригласил туда заведующий кафедрой физической культуры Виталий Серафимович Кунарев - в свое время известный спринтер. Сейчас на пенсии. У меня две дочери, есть внук.
Владимир Вашевник.


Собираетесь в свой отпуск посетить Карибы и хотели бы отлично провести там время? Мы предоставляем для вас такую услугу, как аренда яхты на Карибах по очень разумным ценам. Читайте все подробности, предложения, отзывы и цены данной услуги на сайте wcharter.ru и мы с радостью готовы вам помочь!