В закончившемся Мемориале М. И. Чигорина принял участие Алексей Широв. Не так давно гроссмейстер из Латвии входил в число лидеров мировых шахмат. Поэтому было интересно узнать его мнение о прошедшем турнире, современных шахматах и их будущем.

Гарри психологически давил на соперника

- Алексей, по-моему, вы редкий гость в нашем городе.  
- В городе на Неве, который очень люблю, я бывал частенько, но прежде играл здесь лишь однажды. Первый раз я приехал в Ленинград в начале 1986 года. Молодежная сборная Латвии проводила тренировочные матчи с молодежной командой Ленинграда. Я был запасным и поэтому вместо двух партий сыграл только одну. Выиграл у живущего сейчас в США Леонида Соколина. В ту пору мне было 13 лет, а сейчас - 40. Вот с тех пор я в вашем городе в шахматы не играл. Поэтому, когда меня пригласили на турнир Чигорина, с удовольствием откликнулся, чтобы восполнить этот пробел. Теперь поставлю галочку - сыграл, но, к сожалению, не очень жирную - потерял 9 очков в рейтинге, которые будет тяжело наверстать.  
- В новом рейтинг-листе норвежец Магнус Карлсен имеет феноменальный результат - 2848. Это всего на три очка меньше фантастического результата Гарри Каспарова - 2851. Можно сопоставить эти достижения?
- Во всех видах спорта спортсмены стремятся улучшить мировые рекорды. Это касается и шахмат. При этом думаю, что реальные шансы перекрыть достижение Каспарова из числа современных гроссмейстеров есть только у Карлсена. Это, конечно, выглядит несколько странным, ведь шахматисты сегодня имеют гораздо более обширный круг теоретических знаний, чем те, которыми располагал Гарри, устанавливая свое достижение, но в то же время побить его рекорд очень тяжело. У меня есть свои соображения на сей счет, но их не так просто обосновать. Скажу лишь, что Каспаров очень сильно давил на своих конкурентов. Я не думаю, что разница в шахматной подготовке Каспарова и его соперников была настолько принципиальной - просто он имел громадное психологическое преимущество! Сейчас шахматы усилили свою спортивную составляющую, из-за этого конкуренция в нашей игре стала более серьезной. Поэтому последние достижения Магнуса я ставлю значительно выше показателя Гарри.

Преимущественное право чемпиона - анахронизм

- Второй коэффициент у армянина Левона Ароняна, чемпион мира индиец Вишванатан Ананд находится ниже. В матче за шахматную корону с ним играл израильтянин Борис Гельфанд, чей коэффициент еще скромнее. Не девальвирует ли звание чемпиона мира тот факт, что его оспаривали не два сильнейших по рейтингу шахматиста?
- Важен спортивный принцип. Гельфанд заслужил право на матч с чемпионом мира. Он ведь одолел тех, кто был выше его в рейтинге.
- Получается, что он победил в соревнованиях, дающих право на матч с чемпионом мира, а опередившие его в рейтинге успешно набирали очки в турнирах, не входивших в отборочный цикл.
- Совершенно верно - всё надо делать вовремя, но дело в другом - мне непонятно, почему мы держимся за старую традицию, согласно которой чемпион мира играет матч за титул без отбора. Мир меняется, и непонятно, почему в условиях ужесточившейся конкуренции надо держаться за это преимущественное право чемпиона мира. Я считаю это анахронизмом.
- Если провести аналогию с футболом, то это значит, что преды­дущий чемпион мира защищает свой титул с лучшим из претендентов.
- Точно. Я думаю, что сборная Испании была бы не против сыграть даже несколько матчей с командой, которая пройдет отбор.
- Ваше мнение по этому вопросу известно кому-нибудь из тех, кто может изменить теперешний регламент?
- Я думаю, да, но это ничего не значит. Впрочем, сейчас я довольно далек от турнира претендентов и для меня это чисто теоретическая проблема.  

«Еще не вечер»

- Это надолго? Ведь ренессанс бывает не только у творческих людей - можно вспомнить о том, как внезапно возродился ваш великий земляк Михаил Таль. Причем в совершенно другом качестве - игравший ранее всегда на победу, он установил рекорд миролюбия, сыграв огромное количество партий без поражений.
- Вы имеете в виду вопрос о моей спортивной форме? Как показал этот турнир, она еще плохая. Умудрился даже проиграть партию, в которой просто обязан был побеждать.
- Это единичная неудача, а если вести речь о будущем, что называется, в глобальном масштабе - на перспективу?
- Думаю то, о чем вы говорите - чемпионат мира, от меня сейчас далек, но, естественно, я из спорта не ухожу, и в каждом турнире буду стараться сыграть как можно лучше, а там, как уж получится. Надеюсь, что в следующем турнире сыграю лучше. Как говорится: «Еще не вечер».

Не стоит абсолютизировать рейтинг

- Достаточным ли был на мемориале уровень конкуренции?
- В наше время очень тяжело организовать и провести подобный турнир. Организаторам трудно найти стимул для того, чтобы пригласить участвовать в нем гроссмейстеров, но и гроссмейстерам тяжело найти стимул для участия. Мне это знакомо: я сам организую турниры в Латвии - последний был в феврале. Конечно, мне легче: я организую турниры по «быстрым» шахматам, и они проходят в течение двух-трех максимум четырех дней. Здесь же два дня проходил турнир по «быстрым» шахматам и девять - по классическим. Провести всё без нареканий - задача архисложная. Такие турниры - образец шахматной демократии: каждый получает шанс сыграть с тем, кого он раньше видел только на игровой сцене. Самое интересное: оказывается, что разница в силе игроков, казалось бы, самого разного уровня не столь и разительная. Приведу пример из нынешнего соревнования. Мой рейтинг 2718, а у соперника, с которым я встречался за доской, - 2350. Но почти вся наша партия с этим шахматистом проходила в равной борьбе, и только в конце мне удалось перехватить инициативу. Так что рейтинг рейтингом, а каждая конкретная партия требует определенных усилий. Я ценю демократичность таких турниров, ведь когда у человека появляется шанс, он старается его использовать, а при отсутствии шансов пропадает стимул к совершенству.

Спортивные шахматы должны стать «быстрыми»

- Что вы думаете о современных шахматах, и какое будущее было бы им на пользу?
- По моему мнению, спортивные шахматы должны быть «быстрыми». В классических есть некоторые проблемы. В частности, появляются подозрения, что соперник может использовать компьютер. Иногда не без оснований. К примеру - мы играли в отеле. Слава богу, что шахматисты честные люди - ведь вполне реально зайти в номер и посмотреть позицию на компьютере. «Быстрые» шахматы, даже теоретически не позволяют такого.
- Роберт Фишер проповедовал, что шахматист должен решать поставленные задачи непосредственно за доской, поэтому он добился отмены доигрывания.
- Совершенно верно.
- Если вы считаете, что сыграли на турнире не совсем успешно, то есть повод и стимул приехать сюда на будущий турнир, совместив это с продолжением осмотра города.
- Не отвергаю это предложение, а если пригласят, то так и сделаю. В общем-то я уже знаю Санкт-Петербург неплохо. Осталась одна мечта - увидеть развод мостов.
Владимир ВАШЕВНИК.

Сколько же всего каждый день мы слышим о будущем земли! Узнать всю правду о таком предсказании, как Апокалипсис вы можете на сайте apocalypse.com.ua. Заходите, это же так интересно!