В мае 1997 года суперкомпьютер IBM под названием Deep Blue победил Гарри Каспарова, который был в тот момент чемпионом мира по шахматам и который когда-то хвастался, что никогда не проиграет машине. Каспаров и другие гроссмейстеры объяснили поражение одним из странных ходов, сделанных компьютером IBM, - сообщает «Wired Magazine» (США). На старте матча компьютер «по-человечески» пожертвовал фигуру, что, как казалось, намекало на его способность  вырабатывать долгосрочную стратегию.

Каспаров подозревал в помощи компьютеру… людей

Каспаров и многие другие считали, что ход был слишком изощренным для компьютера, и предположили, что в ходе игры имело место некое человеческое вмешательство. «Это был невероятно тонкий ход - оборона, отрезающая затем путь к любому контр­маневру, - сказал в 2001 году американский гроссмейстер Ясер Сейраван. - И он заставил Гарри заволноваться».
Ход обрушил всю систему подготовки человека к историческому матчу. Однако спустя 15 лет один из создателей компьютера заявил, что не было ни гениальной прозорливости компьютера, ни человеческой «подсказки» компьютеру. Сделанный тогда «странный» немашинный ход был результатом простого сбоя Deep Blue.
Это открытие опубликовано в книге статистика и журналиста The New York Times Нэйта Силвера под названием «Сигнал и шум».

В 1997-м человек и машина играли в неравных условиях

В ходе написания книги автор взял интервью у Мюррэя Кэмпбелла, одного из трех ученых-разработчиков IBM, которые создали Deep Blue. Мюррэй сказал ему, что машина тогда не смогла определиться с ходом и просто выбрала его случайным образом.
А ведь тогда игра компьютера против Каспарова была названа прорывом в истории компьютерной науки и одновременно позорным поражением человеческого интеллекта. Однако, может быть, это была лишь демонстрация того, что мы, люди, склонны раздувать из мухи слона и видеть сверхспособности там, где был простой сбой.
Многие комментаторы того исторического матча заявляли, что Каспаров в ходе матча был поставлен в невыгодное положение. Создатели Deep Blue имели возможность подправлять программирование компьютера между партиями, чтобы подстроить его под стиль и стратегию Каспарова. У них также был доступ к полной истории предыдущих публичных матчей чемпиона мира среди людей.
У Каспарова же не было такого материала по Deep Blue. Поскольку с того момента, когда он в последний раз играл с ней, машина была серьезно модифицирована, по сути, он играл вслепую. Потому странный ход был истолкован гроссмейстером либо как результат гениального прорыва компьютерщиков, либо - как плод нечистоплотной игры с вмешательством человека в ход шахматной партии. Понятно, что размышления на эту тему вывели эмоционального Каспарова из психологического равновесия.

Гениальный «глюк» Deep Blue

Машина совершила ошибку, и в ходе матча компьютерщики работали над тем, чтобы она не повторилась. Ирония в том, что именно этот случайный ход сыграл злую шутку с Каспаровым, сбив всю его подготовку.
- Каспаров заключил, что неожиданная игра была признаком высшего интеллекта, - сказал Кэмпбелл Сильверу. - Он никогда не думал, что дело  в простом сбое.
Так что исход матча Каспаров - Deep Blue можно поставить под сомнение. Но, увы, едва ли можно усомниться в правомерности дальнейшего развития событий.

Больше искусственный разум не проигрывал

Следующий поединок Каспарова против X3D Frintz в 2003 году окончился ничьей. Точно так же завершился первый матч Крамника против Frintz в 2002-м. А в 2006-м Крамник проиграл компьютеру из-за своего просчета (Владимир во 2-й партии «зевнул» мат в один ход - это поражение стало фактически решающим).
Эти истории нельзя назвать однозначной победой машин, но факт остается фактом: люди уже  не могут одержать над ними победу. Человек может разработать правильную стратегию, которая уравновесит вычислительное преимущество компьютеров, но при этом в ходе партии может просто устать, допустить промах или занервничать. Машины же никогда не устают и не волнуются.
И всё же, может, пришло время нового матча?

Deep Blue - теперь старая игрушка

От редакции. Наша газета в ходе интервью со многими гроссмейстерами производила небольшой  опрос по этому поводу. Абсолютное большинство считает новый матч бессмысленным. По крайней мере, при соблюдении прежних условий его проведения. В ходе опроса многие предлагали, чтобы «белковый гроссмейстер» также мог пользоваться компьютерной базой в ходе игры. Но нам кажется, что при этом нарушается чистота противоборства «человек - машина».
Гораздо более интересным выглядит предложение играть матч с компьютером коллективно, т.е. чтобы  шахматист в ходе партии мог пользоваться помощью своего штаба. При этом будет сведена до минимума возможность «зевков», нелепых просчетов, вызванных усталостью или волнением. И в то же время будет сохранена чистота противоборства человеческого разума с современными компьютерами, по сравнению с которыми монстр-1997 Deep Blue выглядит старой игрушкой.

Надоели все старые игры, которые хранятся на вашем компьютере? Хочется чего-нибудь новенького? Тогда заходите на наш сайт www.fatalgame.com и вас это очень заинтересует. Приятной вам игры. Мы ждём вас с нетерпением!