В уходящем году международный гроссмейстер по шахматам из Санкт-Петербурга Петр Свидлер добился своеобразного хет-трика: выиграл суперфинал чемпионата России, стал обладателем Кубка мира и в составе шахматной дружины родного города стал победителем клубного чемпионата Европы. Менее удачными были итоги других командных турниров, в которых сражалась сборная России с участием Петра Свидлера. В конце года принято подводить итоги прошедшего и пытаться заглянуть хотя бы в ближайшее будущее. Это мы с Петром Вениаминовичем и делаем.   


Удачный год

- Как вы сами оцениваете спортивные итоги уходящего года?
- Считаю, что для меня он был удачным: мне удалось выиграть три крупных соревнования. Были и неудачи, но в целом считаю прошедший год удачным.
- Что-то подобное в вашей шахматной биографии уже случалось?
- Конечно, со стороны виднее, но я считаю, что у меня были удачными 1997 и 2003 годы. В 97-м я в третий раз стал чемпионом России и занял первое место на турнире в Тилбурге, а в 2003-м – впервые выиграл чемпионат мира по фишеровским шахматам и, спустя шесть лет, вновь победил в российском чемпионате. Хотя, конечно же, сравнивать прошлые и нынешние достижения не совсем правильно.   
- В нашем прошлом разговоре, посвященном итогам клубного чемпионата Европы, вы меня удивили, сказав, что команда выступила отлично, а о своей игре отозвались неодобрительно.
- Что поделать, если так оно и было.
- В связи с этим вопрос: может ли шахматист, успешно сыгравший на своей доске, быть доволен, если его команда при этом сыграла неудачно, и наоборот?
- Конечно, в этом есть некоторая коллизия – да, игрок является составной частью команды, и  если она выступила неудачно, то у него особого повода для гордости нет. В то же время он ведь сделал всё, что от него требовалось. Ситуация двойственная, но, думаю, что это лучше, чем если и он, и команда выступили неудачно. К счастью, мне такое ощутить не довелось.
- Какими еще сюрпризами порадовал нынешний год?
- Приятным сюрпризом стало возвращение в большую игру самобытного шахматиста Александра Морозевича. Причем приятной новостью это стало не только для меня – многие шахматисты с удовольствием наблюдают за его игрой как самые обычные зрители.


Что такое хорошо и что такое плохо

- Трехкратный чемпион Олимпийских игр по фехтованию Виктор Жданович в нашей беседе одним из факторов своих успехов назвал умение выделять главные турниры года и на них демонстрировать свое мастерство. Конечно, при этом надо уметь «держать удар» - не нервничать после критики, сравнительных неудач в каких-нибудь «проходных» для себя турнирах. Можете ли вы сказать подобное о себе?  
- У нас сейчас немного другая ситуация. Ведь не секрет, что на крупнейшие турниры их организаторы стремятся пригласить сильнейших, высокорейтинговых шахматистов. В такой компании неудачное выступление отражается и на этом показателе – рейтинг снижается. Получается своеобразная цепочка или даже замкнутый круг: неудачно выступил – понизил свой рейтинг, а после этого нет гарантий на участие в следующих крупных турнирах. Поэтому к соревнованиям нельзя относиться выборочно: здесь я должен выложиться, а там, дескать, можно сыграть «спустя рукава», как Бог на душу положит. К тому же я еще не знаю полный календарь своих выступлений на следующий год.
- В Мемориале Михаила Таля играли четыре шахматиста с рейтингом 2800 и выше. Значит ли это, что итог вашего выступления в этом турнире – 6-е итоговое место - можно считать закономерным? Не секрет, что своими успехами перед этим вы дали основание болельщикам ждать «продолжения банкета».
- Не в порядке оправдания, а пытаясь объяснить, замечу, что все серии - как удачные, так и неудачные - рано или поздно завершаются. И происходит это зачастую тогда, когда накапливается элементарная усталость. Именно так в общем-то получилось у меня. После трех удачных выступлений в довольно сжатые сроки на Мемориале ощущение свежести меня покинуло напрочь. Иногда доходило до того, что голова просто отказывалась вести… мыслительный процесс, просто не выполняла свои функции в должной мере. В то же время не мог же я отказаться от участия в таком супертурнире – даже если бы предполагал неудачное выступление. К тому же я не считаю свое выступление такой уж вопиющей неудачей даже в чисто спортивном плане. Оставляя творческую составляющую за скобками, напомню, что мне удалось выиграть четыре партии и набрать 50% возможных очков. Такой вот парадокс.


Наследник Роберта Фишера - Магнус Карлсен

- После окончания этого турнира Владимир Крамник сказал, что в лице Левона Ароняна и Магнуса Карлсена видит шахматистов, которые в недалеком будущем будут участниками матча на первенство мира. А вы как считаете?
- Согласен. Это был бы фантастически интересный матч.
- Для того чтобы такой поединок состоялся, надо ведь, чтобы один из этих шахматистов был чемпионом мира, а другой победителем состязаний претендентов…
- Аронян и Карлсен молоды. У них еще многое впереди. Повторю, что полноформатный матч между ними был бы очень интересным.
- Значит, вы считаете, что Карлсен не пойдет по пути Роберта Фишера и перестанет игнорировать ФИДЕ?
- У Магнуса были некоторые разногласия с этой организацией – принципиальные и не очень. По-моему, сейчас они успешно разрешены. Конечно, Карлсен, которому недавно исполнилось 21 год, понимает, что, невзирая на  свой юный возраст, с осуществлением мечты о чемпионстве здорово затягивать не стоит.
- К тому же Фишер все-таки, что называется, «наступил на горло собственной песне» и стал чемпионом мира, как ни бунтовал ранее против ФИДЕ.  Видимо, понял, что верна надпись на кольце царя Соломона «Всё проходит, и это тоже пройдет».
- Видимо, так. Понял сам или ему подсказал человек, чьим мнением он не пренебрегал. Сейчас это уже не узнаешь, да и так ли это важно: главное то, что он был чемпионом мира – великим чемпионом.


Другие времена

- На ваш взгляд, каких изменений можно ожидать с появлением в должности главного тренера сборной России Юрия Дохояна?
- Конкретно сказать не могу, но, конечно, надеюсь, положительных. Дохоян зарекомендовал себя умелым и успешным тренером. В сборной России выступают индивидуально сильные шахматисты, которых не надо учить играть. Возможно, ранее не хватало какого-нибудь «волшебного слова» со стороны тренера, а Дохоян его знает.
- Бывший тренер сборной Борис Постовский сказал, что отрицательным моментом в работе со сборной является отсутствие перспективного плана, длительных сборов и то, что шахматисты собираются в ней с разным количеством сыгранных соревнований – одни прошли, скажем, пять турниров высокого уровня, а другие – всего один. В футболе тоже бывает  подобное и тренер должен как-то уравновесить эту разницу, чтобы это была команда, а не набор индивидуально сильных игроков.
- Поверьте, я очень уважаю Постовского, но, во-первых, не стоит забывать о том, что сейчас другие времена. Видимо, живя далеко от России, он об этом забыл.
- Что вы имеете в виду?
- Как можно упрекать шахматиста за то, что он играл по приглашению в крупных турнирах? Ведь если он откажется от участия в этом соревновании, то в следующий раз его могут туда и не пригласить. А если уж пытаться изменить эту ситуацию, то, думаю, что для членов сборной надо вводить контрактную систему.
- То есть вы имеете в виду, если говорить языком других видов спорта, что спортсмен не играет в каких-либо матчах, но всё равно по контракту получает деньги?
- Это упрощенный взгляд, но в какой-то степени и так. Не стоит забывать о том, что раньше сборная СССР была безоговорочным фаворитом всех командных турниров, в которых принимала участие. Конечно, сильные шахматисты были и в других сборных, но максимум - один или два, а наша страна могла послать на Всемирную шахматную олимпиаду два почти равноценных состава.
- Согласен. Два таких состава – 12 своеобразных апостолов в 1970 году победили сборную остального мира.
- Это лучшее подтверждение того, что ситуация была другой. Сейчас ведь Левон Аронян, Василий Иванчук, Шахрияр Мамедьяров и Теймур Раджабов играют не за нашу команду. А представьте их в составе единой сборной!?
- Действительно, времена изменились. Ведь когда на одной из Олимпиад Таль проиграл англичанину Джонатану Пенроузу, это считали сенсацией. Сейчас, к сожалению, уже никто не удивляется, когда проигрывает не один участник, а вся сборная России.  
- Это так, но ведь если составить список шахматистов, которые проявили себя в СССР, а сейчас играют за другие страны, то он будет огромным. Не стоит забывать и о том, что нашу страну покинуло большое количество тренеров.
- Тем не менее иногда проигрывала и непобедимая сборная СССР. Скажем, в 1978 году, в Аргентине.
- Такие единичные случаи только подчеркивают, что в каждом правиле есть исключения.
- Может быть, сказалось, что Виктор Корчной играл не за нашу команду, а победивший его в Багио Анатолий Карпов был настолько измотан, что вообще не смог играть за сборную СССР?
- Естественно. Ведь в то время они были сильнейшими в мире. Неучастие одного и отсутствие в составе сборной СССР другого ослабило ее на 50% - ведь играли на четырех досках.


В шахматах всё бывает

- Что скажете о завершившемся турнире в Лондоне?
- Победа Владимира Крамника абсолютно закономерна. Он сыграл очень грамотно и рационально, разделив очки с такими же фаворитами турнира, как он сам, и обыграв остальных. А еще я рад хорошей игре и достойному результату Люка Макшейна.
- Англичанин удивил многих, но не вас?
- Именно так. Будучи с ним знаком, я ожидал нечто подобное. Это довольно необычный человек. Очень неординарный и умный. Достаточно сказать о том, что он с отличием окончил Оксфордский университет и работает в банке. Причем отнюдь не оператором. Некоторое время тому назад он фактически закончил свою шахматную карьеру, но, как видите, его уровень игры остается очень высоким.
- Видимо, Макшейн сыграл в турнире столь высокого уровня лишь потому, что турнир проходил именно в Лондоне? Не станет ли его успешное выступление стимулом продолжить шахматную карьеру?
- Не могу ручаться, но, видимо, в дальнейшем Люк ограничится выступлениями за какой-нибудь клуб. И это будет большая потеря для шахмат.
- В Мемориале Таля ниже своего уровня выступил Крамник. В Лондоне слабо сыграл чемпион мира  Вишванатан Ананд. Чем это можно объяснить: как и в вашем случае - усталостью, или, может, вы считаете, что каждый, даже великий спорт­смен, имеет моральное право на одну неудачу в сезоне?
- Трудно судить, тем более со стороны. Наверное, только они сами знают точные причины своего скромного выступления. Крамник, как мы знаем, более чем сполна реабилитировался за Мемориал в Лондоне. А про Ананда давайте лучше поговорим после матча на первенство мира – неужели он сейчас должен выложить перед шахматным миром все свои заготовки!?
- Ваш прогноз на матч Ананд – Борис Гельфанд?
- Фаворитом считается чемпион мира - у него большой опыт матчевой борьбы и к тому же он чуть моложе, но в спорте вообще и в шахматах в частности многое решает способность проявить мастерство в данный конкретный момент. Иногда побеждает не фаворит, а «темная лошадка».
- Гельфанд прошел советскую шахматную школу, и, наверное, недаром чемпион мира Тигран Петросян считал его своим лучшим учеником. Да и титулами он не обделён - помимо успеха в этом году в 2009-м победил в розыгрыше Кубка мира.
- Совершенно верно. Поэтому не стоит «заранее делить шкуру неубитого медведя».
- Благодарю за беседу. Желаем в Новом году всего наилучшего членам вашей семьи, а вам, кроме того, дальнейших спортивных и творческих успехов.
- Спасибо за приятные пожелания. Того же желаю коллективу вашей газеты и всем ее читателям.
Владимир ВАШЕВНИК.

Идет ремонт? Самая качественная плитка для ванной в огромном ассортименте находится на сайте www.keramicworld.ru