В предыдущем номере «Спорт уик-энда» заместитель руководителя Экспертного совета при президенте РФС по выявлению договорных матчей коснулся многих насущных вопросов, связанных с искоренением договорных матчей в российском футболе. Тогда же упомянул о том, что сам, еще в бытность игроком, вставал на пути партнеров, готовых «помочь друзьям». С этих любопытных воспоминаний и продолжим наш разговор...

Подозревай любого, но без доказательств лучше промолчи

- Константин Иванович Бесков считал, что в «золотом матче» 1970-го его динамовцы сдали игру ЦСКА.
- Предполагать наличие предателей он, конечно, мог, обвиняя потом Аничкина и Маслова, которые якобы подошли к нему в перерыве и попросили сделать тактические перестановки во втором тайме. Он их послушал и потом всю оставшуюся жизнь за это проклинал. Я лично разговаривал на эту тему с Валерием Павловичем Масловым, которого прекрасно знаю, так он божится, что такого разговора не было. Бесков ведь не предъявил никаких доказательств, кроме своих подозрений. Потому что доказать всегда сложно.
Как уже говорил, я в «Спартаке» единолично предотвратил «договорняк», но доказательств ведь тоже продемонстрировать не в состоянии. Их нет, вы должны мне поверить на слово. Но я участвовал в этом конфликте лично и могу спокойно смотреть в глаза его участникам - возразить-то им мне нечего, за мной правда.
- И все же, «золотой матч» 1970-го, по вашему мнению, договорной?
- Он странный, как принято говорить. Вести 3:1 и за 20 минут проиграть со счетом 3:4 - удивительно, хотя там и кочка «сыграла» за армейцев в одном эпизоде. Такие случаи были. Однажды Сан Саныч Севидов лишился поста главного тренера московского «Динамо», когда они вели 3:0 и в итоге проиграли 3:4. Человек остался без работы, но это же не договорной матч, а несчастный случай.
В принципе, экспертный совет может поставить под сомнение любую встречу, но наш принцип такой - предоставить доказательную базу. Тут и расшифровка ТТД, и свидетельские показания. Это очень важно, потому что в противном случае, в принципе, могут любой клуб «сплавить» недобросовестные конкуренты, даже просто на имидж повлиять. Мало ли, что я думаю и каково мое личное мнение. Я теперь в положении официального лица и уже не могу позволить себе эмоциональные и пустые обвинения. Одно дело - доказать и довести дело до юридических санкций, другое - высказать это мнение, даже в прессе, как я сделал с позиции журналиста после матча «Волги» и «Терека».
После этого один из руководителей «Анжи» Герман Чистяков грозился на меня в суд подать, но что-то не решился до сих пор. А вот я с него могу по суду взыскать за публичные оскорбления.
16 козырей для Бескова
- Ваш «Спартак» называли образцом честного футбола - как же вообще могла возникнуть сама идея сдать матч «Жальгирису»?
- В семье не без урода, как говорится. Дело не в самих литовцах. Они вышли на Шавло, он ведь, как известно, в тех краях вырос. На месте Шавло я бы послал куда подальше с первого подхода, а он стал советоваться. Раз пошел и предложил - значит, принципиально был «за».
Помню, сижу в своем номере вечером и смотрю хоккей по телевизору. Приходят и приглашают в комнату к Дасаеву. Вхожу, а там уже вся команда собралась. Я тут же всё «прочитал» по антуражу. Сидят в комнате все по периметру, в центре одно свободное кресло - для меня. Стопроцентно, они уже заранее всё обсудили, согласились подзаработать. Но без меня-то нельзя окончательное решение принять - любимец Бескова, играл при нем еще в «Динамо».
Дасаев держал всю команду, но я был волком-одиночкой, со мной ничего не могли сделать и рассчитывали, видимо, припереть к стенке всей толпой. Ведь в физическом плане я мог любого положить, а на поле заменить меня тогда было некому (смеется).
Федя Черенков мне: «Садись!» Зачем он это сделал? То, что Дасаев мог продаться, я допускаю, кто-то другой - тоже. Но вот чтобы Федя - честь «Спартака», это был нонсенс.
По-моему, слово взял Шавло: мол, так и так, нам поступило предложение - по 500 рублей каждому. В те времена - очень серьезные деньги... Короче, давайте голосовать. Уговор такой - если играть, так все соглашаются. Если один хотя бы против - всей истории конец, отказ.
Почему они всё уже решили и просчитали? Потому что надо было начинать голосование с меня, старшего по возрасту, но, зная мою строптивость, и чтобы показать, что проблема уже решена, они запустили процесс с противоположного конца.
Сижу и потешаюсь: «Ну и дураки же вы все, вы козыри мне на руки даете! У меня сейчас 16 джокеров останутся на руках, и я вас в позу поставлю со временем!» И все «за» в самой честной команде! Они могут теперь орать, что ничего подобного не было, но просто так такие истории не выдумывают, и они это знают.
Решив проверить их всех на «вшивость», говорю: раз так плохо ребятам-литовцам, жалко их - впервые могут стать призерами, давайте поможем им без денег... Категорическое «нет» в ответ! Ну тогда я категорически «против». И немая сцена.
Какой мой следующий ход?
- Бескову всё рассказали?
- Правильно. Иначе меня уничтожат. Только лично я к нему не пошел, знал, что все равно Новиков доложит - к нему и пошел со всеми 16 козырями. А Бесков в то время улетел во Францию - смотреть базу, поля и выбирать гостиницу в Нанте, где мы должны были вскоре играть. Когда Бесков вернулся, сразу меня спросил: «Правда?» - «Конечно». И не стали литовцы призерами - мы их 3:0 «дернули». Ребята играли так, как никогда в жизни ни до ни после! Но Дасаев и компания мне постоянно это припоминали, пытаясь при удобном случае «сплавить» из «Спартака», на что я им всегда отвечал: «Уйду, но ту самую историю обязательно всем расскажу!» И все успокаивалось...
Чем опасны договорные игры? Они есть во всем мире, но там борются с ними, стараясь опустить уровень негатива настолько, чтобы он не мешал развитию футбола.

Матчи сдавали и в Москве, и в Минске, и в Киеве...

- Так «Спартак» с вашей помощью стал кристально чистым с точки зрения «договорняков»?
- (Смеется.) Ну уж! Куда хватили. А как «Спартак» сдал игру минскому «Динамо», чтобы Киев не стал чемпионом? Это же чистейшей воды договорной матч! Плюс в Тбилиси при Романцеве - я уже обо всем этом в книге написал. Раз они при мне такие собрания устраивали - значит, без меня это всё вполне могло спокойно происходить. Но у меня совесть чиста. И когда чемпионом первый раз «Спартак» стал в Ростове - тоже чистый «договорняк». О нем мне случайно рассказывал Андрющенко, когда я еще в «Динамо» играл. У спартаковцев лимит ничьих был, они потеряли очки в матче с «Черноморцем», и проиграть в Ростове для «Спартака» - означало упустить чемпионство. СКА отдал матч, а когда на следующий год ростовчане стали вылетать и пришли с просьбой к Романцеву, он ответил отказом: мол, Бесков узнает - тут же меня выгонит. Те опешили, но мы же вас чемпионами сделали - не выгнал? Все равно отказал, поэтому Ростов до сих пор по страшной силе ненавидит «Спартак». После этого я на Романцеве «крест поставил» и ушел из «Спартака».
- А то по воспоминаниям многих москвичей в СССР были в этом плане очень «плохие» лишь киевляне...
- Мне плевать, московское или минское «Динамо», «Спартак» или Киев. «Договорняки» всегда и везде были, и я всегда с ними боролся. Правда, не говорил об этом во весь голос при Бескове и Старостине, но не потому, что ждал их смерти. Просто не хотел расстраивать великих людей. И не надо делать «Спартак» святой командой, эта зараза была во всем Союзе ССР. И в России продолжается.
Чем опасны договорные игры? Они есть во всем мире, коррупция пролазит везде. Но у них борются с «договорняками», стараясь опустить уровень негатива настолько, чтобы он не мешал развитию футбола. В этой истории есть некая критическая черта, переступив которую, получишь невозврат. Просто умирает футбол. Россия сейчас стоит на этой черте.
У нас вообще непрофессиональный футбол: он не бывает таким, когда половиной клубов владеют госкорпорации, а другая половина впрямую сидит на бюджете. Говорят: у нас есть частные клубы. Но ведь олигархи - дутые. Откуда они в такой короткий срок завладели сумасшедшими деньгами? Ограбили народ, разворовали в мутной воде бывшую госсобственность. Свои клубы называют «проектом».
В недавнем прошлом два «проекта» у нас уже закрыли - «Москва» и «Сатурн», убили историю, разогнали людей. А что такое «Томь»? Премьер-министр лично спасает! За это спасибо от сибиряков, но в таких условиях ведь сложнее бороться с «договорняками».

Пройдет команда «Фас!» - и многие тут же сядут

- В работе Экспертного совета больше осознания, что мы уже у последней черты, или просто стремления футбольных людей навести порядок?
- Стремление президента РФС начать наконец борьбу. Потому что распался Комитет по этике, «договорняки» давят, на носу чемпионат мира - экстренно надо выкарабкиваться. И Анзор Кавазашвили со своей инициативой тоже пошел ва-банк. Моя кандидатура всплыла еще раньше, когда в Комитет по этике РФС хотели пригласить Евгения Ловчева. Женя мне рассказывал, что он ответил: «Без Бубнова не пойду!» Ответ был стандартный - в стиле «Мы подумаем». Но Комитет по этике, на мой взгляд, не нужен, ему не дадут работать. Точнее - не дадут реализовать ни одного постановления. Помните, как Апелляционный комитет зарубил все их решения, призванные «разрулить» ситуацию вокруг скандала с избиением Никезича. Это и послужило поводом к уходу Алханова. Человек Чечней руководил, а тут какой-то Апелляционный комитет общественной организации игнорирует решения замминистра юстиции!
Когда Фурсенко дал согласие Анзору на формирование Экспертного совета, он был не согласен с моей кандидатурой и спросил Кавазашвили в лоб: «Вы отвечаете за этого человека? Если да - делайте его своим замом!» Так я стал «номенклатурой», как меня окрестили в одной газете (смеется). Но со своего пути никогда не сверну, где бы ни работал.
Мы трудимся всего три месяца - и результаты есть - три игры сорваны. Сейчас внесем изменения в Уголовный кодекс, подключим Следственный комитет. Политическая ситуация в стране тоже меняется. Будет воля, пройдет команда «Фас!» - и многие тут же сядут.

Пул тренеров в сговоре «убьет» любую команду

- Истории о своеобразных «пулах» команд - это не байки?
- Конечно! Можете себе представить пул тренеров (звучат пять фамилий. - Ред.). Одни бронзу берут, другие сохраняют прописку в элите... Подробности, конечно, не для печати. Но представляете - пять тренеров в сговоре! Да они спокойно чемпионом могут сделать кого угодно, назначат - и точка. В следующих сезонах - расчет...
И так же могут «убить» любую команду, расписав ее на вылет. Правильно Анатолий Байдачный сказал мне: «Я за Экспертный совет, ведь если договорных матчей не будет, то сразу выяснится цена некоторых очень даже популярных тренеров». Не тренеры они...
- Моуринью ведь тоже не тренер, в смысле - вырос не из профессиональных футболистов.
- Это некорректное сравнение. Как можно ставить на один уровень людей, один из которых торговал на Волгоградском рынке и совсем не играл в серьезный футбол, а у другого отец - профессиональный тренер. Моуринью вырос в футбольной среде, а тренировать начал помощником у Бобби Робсона, прошел с ним в подмастерьях «Спортинг» и «Барселону» в конце-концов, прежде чем начал самостоятельную работу!

Обратного хода Фурсенко не даст - это равносильно самоубийству

- В интервью нашей газете один бывший игрок сказал, что бороться с коррупцией в футболе просто - надо лишь наказать несколько людей, о темных делишках которых все профессионалы хорошо знают. У вас нет желания провести своеобразный «показательный процесс», чтобы другим неповадно было?
- У нас не может и не должно возникать такого стремления. Все наши решения по регламенту утверждает президент РФС. Мы можем доказать факт коррупции, а он рассмотрит и примет решение. Обратной реакции не жду - к примеру, как считают многие, он возьмет и прикроет дело. Или совершит это руками Апелляционного комитета. Но такого, уверен, не будет никогда. Потому что я просто соберу пресс-конференцию и выложу все документы: вот факты - а вот отрицательный вердикт РФС. Это - смерть. В этом плане Фурсенко надо отдать должное: смелый ход - создание нашего совета, на это не соглашались предыдущие руководители. Один из них, правда, через прессу как-то предлагал мне заняться этой работой. Но то был популистский шаг. Хочешь вместе реально бороться с негативом - пригласи, обсуди, а не бросай лозунги с трибун.

Против системы под «крышей» ФСБ не попрешь

- Не возникает мысли, что вы можете слишком допечь будущих фигурантов?
- А за что меня убивать? Доказывать виновность будут представители совета, сотрудники следственных органов, ФСБ - мы же запускаем систему борьбы с «договорняками». Отстроим механизм - против системы не попрешь. Кстати, когда я еще не имел, говоря по простому, такой надежной «крыши», как сейчас - на уровне очень серьезных органов - мне шли звонки с угрозами. Вначале у тещи некто спрашивал, не опасаюсь ли я за свою безопасность после выступлений о коррупции. Потом он и на меня попал. Ответ был простой: «А ты не боишься, что я тебя по этому номеру вычислю?» Звонки прекратились.
Власть та сильная, и демократия та крепка, которые могут себя защитить.
- А вы за демократию?
- Я за справедливость. Демократия разная бывает - управляемая, монархическая, социалистическая, бандитская. Поэтому, на мой взгляд, справедливость лучше. А форма правления не имеет значения (смеется).

Принципы не меняют, их совершенствуют

- Если буквально накануне чемпионата мира 2018 года вы раскрутите страшное коррупционное дело в нашем футболе - не возникнет мысль: «Что же так не вовремя, может, придержать до окончания мундиаля, не портить имидж страны»?
- То, о чем вы говорите, возникает, когда нет системы противодействия коррупции. Если механизм не запущен - вполне можно искать компромиссы. Но систему, запущенную с помощью госструктур, не остановить, не уничтожить. Да, одного из системы можно выдернуть, но принципиально это ничего не решит. Точно так же убийством одного боевика вы не измените существенно проблему терроризма на Северном Кавказе - другие рычаги надо включать.
Вспомните, как вспыхнул коррупционный скандал во Франции накануне выборов страны-организатора чемпионата мира. Им просто сказали: разберитесь со своими «договорняками» - и чемпионат ваш. Потому, если получится такой скандал накануне ЧМ-2018 в России, Блаттер, наоборот, скажет: вот это молодцы, вот эта футбольная федерация по-настоящему борется с негативом. Да это всё только в плюс пойдет! ФИФА аплодировать нам станет.
- А как вы поступите, если встанет выбор: идти до конца или замять дело, чтобы спасти товарища?
- Какой он друг, если совершил преступление? Еще Лобановский говорил: «Принципы не меняют, их совершенствуют». Если ты поменял свои принципы, то ты бессовестный человек, ты для меня умер. Я не хочу переродиться, предпочитаю оставаться таким, какой я есть.
- Вы верите, что это зло когда-нибудь полностью исчезнет?
- Нет. Мы же реально по земле ходим! Тогда бы у нас преступность уже вся была выкошена советскими органами. «Дововорняки» могут сохраниться, но за них будут строго наказывать. Большевики искренне верили, что искоренят социальное зло, и очень многое для этого делали. У нас сейчас большевиков нет, а ситуация с преступностью еще хуже, чем при них. Я политически неплохо подкован, могу и другие примеры привести.
- Мы знаем. О вас Вагиз Хидиятулин рассказывал, что вы всех на базе в Тарасовке удивляли изучением трудов Ленина.
- Вот Хидю я бы назвал политически неграмотным - хорошо его знаю, пусть не обижается. А изучал я не только Ленина, но и историей серьезно увлекаюсь. И то, что у меня «Капитал» Карла Маркса в комнате на базе стоял, ничего удивительного. Сейчас, в эпоху глобального кризиса капитализма, его труд опять извлекли из чуланов - он ведь еще тогда всё расставил по полочкам.
И Ленин далеко не дурак был. Он один написал столько трудов теоретических, сколько все наши остальные правители за жизнь не прочитали. Ругайте Ленина, опускайте Сталина... А  коррупция цветет. Но я верю, что мы сведем ее до минимума. У руля в нашей стране и в футболе правильные люди стоят...
Андрей БАРАБАШ,
Валерий КОВАЛЕНКО.

{jcomments on}

Футбол. Из первых уст
Александр БУБНОВ: Коррупционный скандал накануне ЧМ-2018 нам только в плюс - ФИФА аплодировать будет!
В предыдущем номере «Спорт уик-энда» заместитель руководителя экспертного совета при президенте РФС по выявлению договорных матчей коснулся многих насущных вопросов, связанных с искоренением договорных матчей в российском футболе. Тогда же упомянул о том, что сам, еще в

бытность игроком, вставал на пути партнеров, готовых «помочь друзьям». С этих любопытных воспоминаний и продолжим наш разговор...
Подозревай любого, но без доказательств лучше промолчи
- Константин Иванович Бесков считал, что в «золотом матче» 1970-го его динамовцы сдали игру ЦСКА.
- Предполагать наличие предателей он, конечно, мог, обвиняя потом Аничкина и Маслова, которые якобы подошли к нему в перерыве и попросили сделать тактические перестановки во втором тайме. Он их послушал и потом всю оставшуюся жизнь за это проклинал. Я лично разговаривал

на эту тему с Валерием Павловичем Масловым, которого прекрасно знаю, так он божится, что такого разговора не было. Бесков ведь не предъявил никаких доказательств, кроме своих подозрений. Потому что доказать всегда сложно.
Как уже говорил, я в «Спартаке» единолично предотвратил «договорняк», но доказательств ведь тоже продемонстрировать не в состоянии. Их нет, вы должны мне поверить на слово. Но я участвовал в этом конфликте лично и могу спокойно смотреть в глаза его участникам -

возразить-то им мне нечего, за мной правда.
- И все же, «золотой матч» 1970-го, по вашему мнению, договорной?
- Он странный, как принято говорить. Вести 3:1 и за 20 минут проиграть со счетом 3:4 - удивительно, хотя там и кочка «сыграла» за армейцев в одном эпизоде. Такие случаи были. Однажды Сан Саныч Севидов лишился поста главного тренера московского «Динамо», когда они вели

3:0 и в итоге проиграли 3:4. Человек остался без работы, но это же не договорной матч, а несчастный случай.
В принципе, экспертный совет может поставить под сомнение любую встречу, но наш принцип такой - предоставить доказательную базу. Тут и расшифровка ТТД, и свидетельские показания. Это очень важно, потому что в противном случае, в принципе, могут любой клуб «сплавить»

недобросовестные конкуренты, даже просто на имидж повлиять. Мало ли, что я думаю и каково мое личное мнение. Я теперь в положении официального лица и уже не могу позволить себе эмоциональные и пустые обвинения. Одно дело - доказать и довести дело до юридических санкций,

другое - высказать это мнение, даже в прессе, как я сделал с позиции журналиста после матча «Волги» и «Терека».
После этого один из руководителей «Анжи» Герман Чистяков грозился на меня в суд подать, но что-то не решился до сих пор. А вот я с него могу по суду взыскать за публичные оскорбления.
16 козырей для Бескова
- Ваш «Спартак» называли образцом честного футбола - как же вообще могла возникнуть сама идея сдать матч «Жальгирису»?
- В семье не без урода, как говорится. Дело не в самих литовцах. Они вышли на Шавло, он ведь, как известно, в тех краях вырос. На месте Шавло я бы послал куда подальше с первого подхода, а он стал советоваться. Раз пошел и предложил - значит, принципиально был «за».
Помню, сижу в своем номере вечером и смотрю хоккей по телевизору. Приходят и приглашают в комнату к Дасаеву. Вхожу, а там уже вся команда собралась. Я тут же всё «прочитал» по антуражу. Сидят в комнате все по периметру, в центре одно свободное кресло - для меня.

Стопроцентно, они уже заранее всё обсудили, согласились подзаработать. Но без меня-то нельзя окончательное решение принять - любимец Бескова, играл при нем еще в «Динамо».
Дасаев держал всю команду, но я был волком-одиночкой, со мной ничего не могли сделать и рассчитывали, видимо, припереть к стенке всей толпой. Ведь в физическом плане я мог любого положить, а на поле заменить меня тогда было некому (смеется).
Федя Черенков мне: «Садись!» Зачем он это сделал? То, что Дасаев мог продаться, я допускаю, кто-то другой - тоже. Но вот чтобы Федя - честь «Спартака», это был нонсенс.
По-моему, слово взял Шавло: мол, так и так, нам поступило предложение - по 500 рублей каждому. В те времена - очень серьезные деньги... Короче, давайте голосовать. Уговор такой - если играть, так все соглашаются. Если один хотя бы против - всей истории конец, отказ.
Почему они всё уже решили и просчитали? Потому что надо было начинать голосование с меня, старшего по возрасту, но, зная мою строптивость, и чтобы показать, что проблема уже решена, они запустили процесс с противоположного конца.
Сижу и потешаюсь: «Ну и дураки же вы все, вы козыри мне на руки даете! У меня сейчас 16 джокеров останутся на руках, и я вас в позу поставлю со временем!» И все «за» в самой честной команде! Они могут теперь орать, что ничего подобного не было, но просто так такие

истории не выдумывают, и они это знают.
Решив проверить их всех на «вшивость», говорю: раз так плохо ребятам-литовцам, жалко их - впервые могут стать призерами, давайте поможем им без денег... Категорическое «нет» в ответ! Ну тогда я категорически «против». И немая сцена.
Какой мой следующий ход?
- Бескову всё рассказали?
- Правильно. Иначе меня уничтожат. Только лично я к нему не пошел, знал, что все равно Новиков доложит - к нему и пошел со всеми 16 козырями. А Бесков в то время улетел во Францию - смотреть базу, поля и выбирать гостиницу в Нанте, где мы должны были вскоре играть. Когда

Бесков вернулся, сразу меня спросил: «Правда?» - «Конечно». И не стали литовцы призерами - мы их 3:0 «дернули». Ребята играли так, как никогда в жизни ни до ни после! Но Дасаев и компания мне постоянно это припоминали, пытаясь при удобном случае «сплавить» из «Спартака»,

на что я им всегда отвечал: «Уйду, но ту самую историю обязательно всем расскажу!» И все успокаивалось...
Чем опасны договорные игры? Они есть во всем мире, но там борются с ними, стараясь опустить уровень негатива настолько, чтобы он не мешал развитию футбола.
Матчи сдавали и в Москве, и в Минске, и в Киеве...
- Так «Спартак» с вашей помощью стал кристально чистым с точки зрения «договорняков»?
- (Смеется.) Ну уж! Куда хватили. А как «Спартак» сдал игру минскому «Динамо», чтобы Киев не стал чемпионом? Это же чистейшей воды договорной матч! Плюс в Тбилиси при Романцеве - я уже обо всем этом в книге написал. Раз они при мне такие собрания устраивали - значит, без

меня это все вполне могло спокойно происходить. Но у меня совесть чиста. И когда чемпионом первый раз «Спартак» стал в Ростове - тоже чистый «договорняк». О нем мне случайно рассказывал Андрющенко, когда я еще в «Динамо» играл. У спартаковцев лимит ничьих был, они

потеряли очки в матче с «Черноморцем», и проиграть в Ростове для «Спартака» - означало упустить чемпионство. СКА отдал матч, а когда на следующий год ростовчане стали вылетать и пришли с просьбой к Романцеву, он ответил отказом: мол, Бесков узнает - тут же меня выгонит.

Те опешили, но мы же вас чемпионами сделали - не выгнал? Все равно отказал, поэтому Ростов до сих пор по страшной силе ненавидит «Спартак». После этого я на Романцеве «крест поставил» и ушел из «Спартака».
- А то по воспоминаниям многих москвичей в СССР были в этом плане очень «плохие» лишь киевляне...
- Мне плевать, московское или минское «Динамо», «Спартак» или Киев. «Договорняки» всегда и везде были, и я всегда с ними боролся. Правда, не говорил об этом во весь голос при Бескове и Старостине, но не потому, что ждал их смерти. Просто не хотел расстраивать великих

людей. И не надо делать «Спартак» святой командой, эта зараза была во всем Союзе ССР. И в России продолжается.
Чем опасны договорные игры? Они есть во всем мире, коррупция пролазит везде. Но у них борются с «договорняками», стараясь опустить уровень негатива настолько, чтобы он не мешал развитию футбола. В этой истории есть некая критическая черта, переступив которую, получишь

невозврат. Просто умирает футбол. Россия сейчас стоит на этой черте.
У нас вообще непрофессиональный футбол: он не бывает таким, когда половиной клубов владеют госкорпорации, а другая половина впрямую сидит на бюджете. Говорят: у нас есть частные клубы. Но ведь олигархи - дутые. Откуда они в такой короткий срок завладели сумасшедшими

деньгами? Ограбили народ, разворовали в мутной воде бывшую госсобственность. Свои клубы называют «проектом».
В недавнем прошлом два «проекта» у нас уже закрыли - «Москва» и «Сатурн», убили историю, разогнали людей. А что такое «Томь»? Премьер-министр лично спасает! За это спасибо от сибиряков, но в таких условиях ведь сложнее бороться с «договорняками».
Пройдет команда «Фас!» - и многие тут же сядут
- В работе Экспертного совета больше осознания, что мы уже у последней черты, или просто стремления футбольных людей навести порядок?
- Стремление президента РФС начать наконец борьбу. Потому что распался Комитет по этике, «договорняки» давят, на носу чемпионат мира - экстренно надо выкарабкиваться. И Анзор Кавазашвили со своей инициативой тоже пошел ва-банк. Моя кандидатура всплыла еще раньше, когда в

Комитет по этике РФС хотели пригласить Евгения Ловчева. Женя мне рассказывал, что он ответил: «Без Бубнова не пойду!» Ответ был стандартный - в стиле «Мы подумаем». Но Комитет по этике, на мой взгляд, не нужен, ему не дадут работать. Точнее - не дадут реализовать ни

одного постановления. Помните, как Апелляционный комитет зарубил все их решения, призванные «разрулить» ситуацию вокруг скандала с избиением Никезича. Это и послужило поводом к уходу Алханова. Человек Чечней руководил, а тут какой-то Апелляционный комитет общественной

организации игнорирует решения замминистра юстиции!
Когда Фурсенко дал согласие Анзору на формирование Экспертного совета, он был не согласен с моей кандидатурой и спросил Кавазашвили в лоб: «Вы отвечаете за этого человека? Если да - делайте его своим замом!» Так я стал «номенклатурой», как меня окрестили в одной газете

(смеется). Но со своего пути никогда не сверну, где бы ни работал.
Мы трудимся всего три месяца - и результаты есть - три игры сорваны. Сейчас внесем изменения в Уголовный кодекс, подключим Следственный комитет. Политическая ситуация в стране тоже меняется. Будет воля, пройдет команда «Фас!» - и многие тут же сядут.
Пул тренеров в сговоре «убьет» любую команду
- Истории о своеобразных «пулах» команд - это не байки?
- Конечно! Можете себе представить пул тренеров (звучат пять фамилий. - Ред.). Одни бронзу берут, другие сохраняют прописку в элите... Подробности, конечно, не для печати. Но представляете - пять тренеров в сговоре! Да они спокойно чемпионом могут сделать кого угодно,

назначат - и точка. В следующих сезонах - расчет...
И так же могут «убить» любую команду, расписав ее на вылет. Правильно Анатолий Байдачный сказал мне: «Я за Экспертный совет, ведь если договорных матчей не будет, то сразу выяснится цена некоторых очень даже популярных тренеров». Не тренеры они...
- Моуринью ведь тоже не тренер, в смысле - вырос не из профессиональных футболистов.
- Это некорректное сравнение. Как можно ставить на один уровень людей, один из которых торговал на Волгоградском рынке и совсем не играл в серьезный футбол, а у другого отец - профессиональный тренер. Моуринью вырос в футбольной среде, а тренировать начал помощником у

Бобби Робсона, прошел с ним в подмастерьях «Спортинг» и «Барселону» в конце-концов, прежде чем начал самостоятельную работу!
Обратного хода Фурсенко не даст - это равносильно самоубийству
- В интервью нашей газете один бывший игрок сказал, что бороться с коррупцией в футболе просто - надо лишь наказать несколько людей, о темных делишках которых все профессионалы хорошо знают. У вас нет желания провести своеобразный «показательный процесс», чтобы другим

неповадно было?
- У нас не может и не должно возникать такого стремления. Все наши решения по регламенту утверждает президент РФС. Мы можем доказать факт коррупции, а он рассмотрит и примет решение. Обратной реакции не жду - к примеру, как считают многие, он возьмет и прикроет дело. Или

совершит это руками Апелляционного комитета. Но такого, уверен, не будет никогда. Потому что я просто соберу пресс-конференцию и выложу все документы: вот факты - а вот отрицательный вердикт РФС. Это - смерть. В этом плане Фурсенко надо отдать должное: смелый ход -

создание нашего совета, на это не соглашались предыдущие руководители. Один из них, правда, через прессу как-то предлагал мне заняться этой работой. Но то был популистский шаг. Хочешь вместе реально бороться с негативом - пригласи, обсуди, а не бросай лозунги с трибун.
Против системы под «крышей» ФСБ не попрешь
- Не возникает мысли, что вы можете слишком допечь будущих фигурантов?
- А за что меня убивать? Доказывать виновность будут представители совета, сотрудники следственных органов, ФСБ - мы же запускаем систему борьбы с «договорняками». Отстроим механизм - против системы не попрешь. Кстати, когда я еще не имел, говоря по простому, такой

надежной «крыши», как сейчас - на уровне очень серьезных органов - мне шли звонки с угрозами. Вначале у тещи некто спрашивал, не опасаюсь ли я за свою безопасность после выступлений о коррупции. Потом он и на меня попал. Ответ был простой: «А ты не боишься, что я тебя по

этому номеру вычислю?» Звонки прекратились.
Власть та сильная, и демократия та крепка, которые могут себя защитить.
- А вы за демократию?
- Я за справедливость. Демократия разная бывает - управляемая, монархическая, социалистическая, бандитская. Поэтому, на мой взгляд, справедливость лучше. А форма правления не имеет значения (смеется).
Принципы не меняют, их совершенствуют
- Если буквально накануне чемпионата мира 2018 года вы раскрутите страшное коррупционное дело в нашем футболе - не возникнет мысль: «Что же так не вовремя, может, придержать до окончания мундиаля, не портить имидж страны»?
- То, о чем вы говорите, возникает, когда нет системы противодействия коррупции. Если механизм не запущен - вполне можно искать компромиссы. Но систему, запущенную с помощью госструктур, не остановить, не уничтожить. Да, одного из системы можно выдернуть, но

принципиально это ничего не решит. Точно так же убийством одного боевика вы не измените существенно проблему терроризма на Северном Кавказе - другие рычаги надо включать.
Вспомните, как вспыхнул коррупционный скандал во Франции накануне выборов страны-организатора чемпионата мира. Им просто сказали: разберитесь со своими «договорняками» - и чемпионат ваш. Потому, если получится такой скандал накануне ЧМ-2018 в России, Блаттер, наоборот,

скажет: вот это молодцы, вот эта футбольная федерация по-настоящему борется с негативом. Да это всё только в плюс пойдет! ФИФА аплодировать нам станет.
- А как вы поступите, если встанет выбор: идти до конца или замять дело, чтобы спасти товарища?
- Какой он друг, если совершил преступление? Еще Лобановский говорил: «Принципы не меняют, их совершенствуют». Если ты поменял свои принципы, то ты бессовестный человек, ты для меня умер. Я не хочу переродиться, предпочитаю оставаться таким, какой я есть.
- Вы верите, что это зло когда-нибудь полностью исчезнет?
- Нет. Мы же реально по земле ходим! Тогда бы у нас преступность уже вся была выкошена советскими органами. «Дововорняки» могут сохраниться, но за них будут строго наказывать. Большевики искренне верили, что искоренят социальное зло, и очень многое для этого делали. У

нас сейчас большевиков нет, а ситуация с преступностью еще хуже, чем при них. Я политически неплохо подкован, могу и другие примеры привести.
- Мы знаем. О вас Вагиз Хидиятулин рассказывал, что вы всех на базе в Тарасовке удивляли изучением трудов Ленина.
- Вот Хидю я бы назвал политически неграмотным - хорошо его знаю, пусть не обижается. А изучал я не только Ленина, но и историей серьезно увлекаюсь. И то, что у меня «Капитал» Карла Маркса в комнате на базе стоял, ничего удивительного. Сейчас, в эпоху глобального кризиса

капитализма, его труд опять извлекли из чуланов - он ведь еще тогда всё расставил по полочкам.
И Ленин далеко не дурак был. Он один написал столько трудов теоретических, сколько все наши остальные правители за жизнь не прочитали. Ругайте Ленина, опускайте Сталина... А  коррупция цветет. Но я верю, что мы сведем ее до минимума. У руля в нашей стране и в футболе

правильные люди стоят...
Андрей БАРАБАШ,
 Валерий КОВАЛЕНКО.


На правах рекламы
У вас скоро свадьба, но с деньгами туго? - Вашему вниманию Свадебные платья по очень привлекательной цене от a-klassika.ru