Полузащитник сборной России и испанской «Сельты» осенью 1993 года  был одним из подписантов так называемого открытого «письма четырнадцати», направленного против тогдашнего руководства РФС и главного тренера сборной Павла Садырина. С тех пор утекло много воды, но не перевелись на Руси бунтари. Что думает Мостовой по поводу скандала в «Зените», принявшего форму открытого протеста со стороны одного игрока, у  которого в команде, судя по всему, есть серьезная поддержка.

Кто заключает такие контракты, тот и виноват…

- Александр, хотелось бы узнать ваше мнение по поводу конфликта в «Зените», возникшего после появления в команде звездных новичков Халка и Витселя, следствием которого стал демарш Игоря Денисова  перед матчем с «Крыльями» с последовавшим  затем переводом полузащитника в молодежную команду, куда вместе с ним был отправлен и нападающий  Александр Кержаков?
- Честно говоря, о том, что случилось в «Зените», я могу судить только по слухам и той информации, которая попала в прессу. Денисов, что отказался выходить  на поле? Из-за того, что ему платят меньше, чем Халку? А Кержаков проявил с ним солидарность, хотя недавно подписал новый контракт с клубом?
- Денисов, по сообщению официального сайта клуба,  в ультимативной форме отказался выходить на поле в Самаре,  требуя пересмотра личного контракта, а  перевод Кержакова в дубль якобы не связан с финансовыми аспектами, дескать, своим контрактом он доволен, но считает, что разногласия Денисова с клубом не должны влиять на перспективы выхода зенитовского «опорника» в основном составе…
- Понятно. Наконец-то произошло то, что давно должно было случиться. Как говорится, за что боролись на то и напоролись. Всё ведь началось с появлением в нашем футболе этих бешеных зарплат футболистов, заоблачных контрактов, ни по каким критериям необоснованных, поскольку в Европе наши игроки таких денег никогда не заработают. В принципе, подобные вещи периодически возникают и в других чемпионатах. Но это палка о двух концах. И встать на чью-либо сторону я не могу, поскольку понимаю, что у Газпрома денег куры не клюют, какая ему разница, на что их тратить - на Халка и Витселя или на Денисова. Однако и у футболистов, которые много лет играют в родном клубе, есть своя правда. Им, может быть, обидно, что в команду приходит новичок и получает в три раза больше, чем те, кто уже давно в ней играют. Конечно, они начнут возмущаться. Всегда так было. Причем правы и те, и другие. А виноват в этом тот, кто платит, поскольку сам создал подобный прецедент. Контракты наших футболистов были изначально завышенными, а в сторону их уменьшения отступать нельзя. Только вверх… В итоге и возникают такие ситуации.

В наше время игроки по четыре с лишним миллиона не получали

- Осенью 1993 года в сборной России, которой тогда руководил Павел Садырин, тоже возникла конфликтная ситуация, и вы были одним из тех, кто подписал знаменитое «письмо четырнадцати»…
- (Перебивает.) Ну, тогда была совсем другая ситуация. С позиции сегодняшнего дня просто смешно вспоминать о том, что мы тогда просили. Чтобы нам просто создали хорошие условия в сборной, которые были в клубах у всех футболистов, игравших в Европе. Никто не требовал в разы увеличить выплаты. Речь шла об улучшении отношения к игрокам и выплате кое-каких премиальных.  Не забывайте, что в 1993 году у нас человек 15 из состава сборной играло в зарубежных клубах. При этом зарплаты у всех были не ахти какие большие по меркам Европы. Хотя в России таких денег, возможно, футболисты не получали. Поэтому  наше выступление ни в какое сравнение не идет с тем, что требуют некоторые игроки сегодня.
- Зато  форма подачи, что тогда, что сейчас была одинаковая – открытый протест с привлечением СМИ…
- Но в наше время такого разброса  в зарплатах не было, да и по четыре с лишним  миллиона в год никто не получал. И  не задумывался о том, что кому-то в сборной платят меньше, а кому-то больше. Мы сейчас локти кусаем (смеется), что родились не в сегодняшнее время, когда можно ногой открывать двери кабинетов и требовать себе повышения  зарплаты.
- Та история с письмом в конечном итоге не пошла на пользу ни вам - футболистам, ни сборной, которая не смогла достойно сыграть на чемпионате мира в США…
- Да, не пошла. Но время тогда было другое. Страна от социализма переходила к капитализму, в Белый Дом из танков стреляли. В очередях еще по талонам за продуктами стояли…Тогда никто и не предполагал, что через 20 лет у футболистов будет такая жизнь.

В Европе найдется много желающих поиграть в «Зените»

- На ваш взгляд, как может разрешиться возникший в «Зените» конфликт, к каким последствиям привести?
- Не знаю. Я же не нахожусь в команде. Даже  рядом с ней не присутствую. Возможно, будет проведена какая-то воспитательная работа и все разрешится полюбовно. Может, там и не было ничего. Кто-то кого-то послал на три буквы и всё… Если же произойдет дальнейшая эскалация конфликта, то найти новое место работы – другую команду – для  игроков, переведенных в дубль «Зенита», -  не проблема. Их уровень  вполне позволяет заиграть в любом российском клубе. Но решать это не нам, а тем, кто работает в питерском клубе. Но одно могу сказать, из-за внутреннего конфликта в команде «Зенит» уже несет потери как в Лиге чемпионов, так и во внутреннем чемпионате.
- Как вы полагаете, «Зенит» может найти замену Денисову и Кержакову, если не будет найден компромисс?
- Думаю, да. Халк и Витсель уже куплены. Не исключено, что руководство клуба еще кого-нибудь приобретет. Другое дело, если бы у «Зенита» не было денег. Ну а раз они есть, то я не вижу проблемы.
- В моральном плане после этой истории сохранит ли  Капелло  за  Денисовым капитанскую повязку в сборной?
- Если Денисов  перестанет играть за  «Зенит», то ему вообще будет трудно вернуться в сборную, поскольку Капелло вызывает в нее только тех футболистов, которые играют в своих клубах. Но я полагаю, что пребывание полузащитника «Зенита» в дубле надолго не затянется. Во всяком случае, к следующим отборочным матчам сборной он уже будет в основе.
- Если бы вы были тренером «Зенита», как бы повели себя в подобной ситуации?
- Не знаю. Но считаю, что зенитовцы повели себя как-то не по-взрослому, несерьезно. Думаю, что многое бы зависело от нюансов, в каком тоне проходил разговор, какие приводились аргументы.  Мне представляется, что Спаллетти должен спокойно продолжать свою работу в коллективе. Ведь это не от тренера зависит, а от руководства клуба, которое назначает  такие зарплаты.  Я думаю, что сегодня многие иностранные футболисты хотят оказаться на месте Это’О и Халка – приехать в Россию на большие деньги, а там получится или нет – не страшно. Соберут чемодан и уедут обратно.

Халк – однозначно усиление, но 60 миллионов он не стоит

- Кстати, у вас какое мнение сложилось о Халке по тем матчам, что он уже отыграл за «Зенит»? Стоит ли он тех денег, которые за него заплатили?
- Для «Зенита» - это, бесспорно, реальное усиление. Халк – сильный игрок, с очень хорошей обводкой и мощным поставленным ударом с левой ноги, что он, собственно говоря, и продемонстрировал  в матчах с «Малагой» и «Крыльями». Поэтому забитый им гол в ворота самарцев был отнюдь не случайным. Но тех денег, которые были за него заплачены, он не стоит. Не может такого быть, чтобы  три года назад, условно говоря, цена на него составляла всего 10 миллионов евро, а сейчас  его купили за 60! Не поверю, что за это время бразилец стал стоить в  шесть раз дороже.
- Реально ли в таком случае установить в европейском  футболе какой-то «потолок зарплат», чтобы не возникало большой разницы в контрактах игроков и, как следствие, ситуаций, подобных той, которую инициировал Денисов?
-  Думаю, что к этому Европа скоро придет, но когда точно – не знаю. Если бы работал в какой-нибудь футбольной структуре, тогда бы дал более конкретный ответ.
Андрей ГАЛУНОВ.

На нашем сайте http://nkoperm.ru/ представлены самые свежие и интересные новости Перми и Пермского края, которые вы сможете прочитать совершенно бесплатно. Читайте новости и будьте в курсе всего происходящего!